.RU

Содержание программы первого года обучения - Образовательные программы по техническому творчеству детей Якутск 2009




Содержание программы первого года обучения

  1. ^ Вводное занятие (2 часа)

Первоначальное понятие об энергии и её формах. Применение электрической энергии в народном хозяйстве нашей страны. Достижения науки и техники в области электротехники, электроники и автоматики.

  1. ^ Правила БТ и ППБ (1 час)

Ознакомление с оборудованием лаборатории радиоэлектроники. Безопасность труда при пайке, механических работах, меры противопожарной безопасности. Выполнение отдельных операций на имеющихся станках и оборудовании.

  1. ^ Основы элементарной электротехники (2 часа)

Электричество в природе. История освоения электрической энергии. Понятие о проводниках и изоляторах. Требования правил безопасности труда при выполнении электромонтажных работ.

Практическая работа. Залуживание и пайка проводников. Изготовление и обработка монтажных плат и панелей из гетинакса, текстолита, оргстекла и других материалов.

  1. ^ Элементы электрической цепи (8 часов)

Электрические провода, их классификация. Допустимый ток в проводе. Электрическое сопротивление и проводимость. Последовательное, параллельное и смешанное соединение потребителей электрической энергии. Способы крепления проводов. Отводы, сращивание, спайка и изоляция проводов в местах соединений. Арматура электросигнализации и внутренней осветительной проводки (выключатели, штепсельная вилка, розетка, патрон). Безопасность труда и оказание первой помощи при поражении электрическим током.

Практическая работа. Составление электрических цепей из батарей гальванических элементов и лампочек от карманного фонаря. Изготовление действующих стендов или моделей (макетов). Монтаж схемы комнатной проводки на стенде или макете жилого дома. Электрическое освещение витрин, стенных газет, плакатов и лозунгов. Изготовление электрифицированных игрушек для новогодней ёлки.

  1. ^ Понятие о получении электрической энергии. Источники и потребители электрической энергии. (10 часов)

Понятие об Единой энергетической системе СССР. Передача электрической энергии от электростанции к потребителю. Классификация электростанций. Постоянный и переменный ток. Понятие о трансформаторах и выпрямителях.

Практическая работа. Изготовление наглядных пособий.

  1. ^ Преобразователи электрической энергии в механическую (22 часа)

Классификация электрических двигателей. Понятие об электромагнитном поле. Краткая история электрических двигателей. Устройство электродвигателя постоянного тока. Правила его включения. Понятие об электротранспорте.

Практическая работа. Сборка модели электрического двигателя из деталей электроконструктора. Изготовление устройства для вращения новогодней ёлки и электромеханического переключателя гирлянд лампочек, действующей модели линейного электрического двигателя.

  1. ^ Понятие об электрической сети (22 часа)

Понятие об однофазном и трёхфазном токе. Электрическая сеть жилого дома. Потребители энергии в жилой квартире, школьной мастерской. Требования безопасности труда при выполнении ремонтных работ электросети.

Практическая работа. Изготовление электрической схемы жилого дома. Решение задач по занимательной электротехнике с составлением электрических схем. Изготовление электрифицированных викторин и аттракционов.

  1. ^ Понятие об электроизмерительных приборах. (20 часов)

Простейшие электроизмерительные приборы. Принцип их работы. Понятие о классах точности приборов. Названия приборов. Условные обозначения на схемах и шкалах приборов. Условные обозначения на схемах и шкалах приборов. Способы подключения вольтметра и амперметра в электрическую цепь. Классификация электроизмерительных приборов. Измерение мощности и работы электрического тока.

Практическая работа. Измерение общего сопротивления с помощью вольтметра и амперметра. Увеличение пределов измерения амперметра и вольтметра. Изготовление простейшего авометра.

Устройство и подключение однофазного счетчика, отсчет показаний. Измерение сопротивлений омметром. Измерение мощности и работы тока. Изготовление модели действующего демонстрационного вольтметра электромагнитной системы. Мелкий ремонт электроизмерительных приборов (проверка контактов, устранение обрывов проводов, исправление стрелки и др.).

^ 9. Бытовые электрические приборы (22 часа)

Классификация бытовых приборов. Принцип действия нагревательных приборов, холодильника, пылесоса, электрического звонка и др. Понятие о техническом паспорте бытовых приборов и правилах их технического обслуживания. Требования безопасности при использовании электробытовых приборов.

Практическая работа. Изготовление электромагнитного крана, электрической сирены, простейшего телеграфного аппарата, электрического звонка для пожарной сигнализации.

Сборка простого электромагнитного реле их деталей электроконструктора и включение с его помощью электрической лампочки.

  1. ^ Пайка и основы электрического монтажа (22 часа)

Металлы, пластмассы, древесина и другие материалы, применяемые в радиоэлектронике, способы их обработки. Электрический паяльник. Припои, флюсы. Правила пайки.

Демонстрации. Образцы материалов, применяемых при изготовлении корпусов приборов, панелей, шасси и.т.д. Образцы паяльников, подставок к ним и различных приспособлений. Образцы конденсаторов и катушек индуктивности. Колебательные контуры в радиоприемниках.

Практическая работа. Учебный демонтаж, пайка проводников, радиодеталей. Ознакомление с монтажными платами, панелями, шасси различных приборов и устройств. Понятие об амплитуде, частоте, периоде, фазе переменного тока. Конденсатор, катушка индуктивности и резистор цепи переменного тока. Единица измерения емкости и индуктивности. Условные графические обозначения. Последовательный и параллельный колебательный контур. Применение RC-, RL- и RCL- цепей. Исследование RC-, RL- и RCL- цепей с использованием генератора синусоидальных сигналов, генератора прямоугольных импульсов и осциллографа.

  1. ^ Трехфазный переменный ток (12 часов).

Получение трехфазного тока. Особенности трехфазного тока. Соединение приемников электрической энергии звездой и треугольником. Понятие о вращающемся магнитном поле. Принцип действия и устройства электродвигателя, трехфазного тока. Изменение направления вращения ротора трехфазного асинхронного электродвигателя.

Практическая работа. Включение электрических лампочек звездой и треугольником. Изготовление действующих стендов и моделей.

  1. ^ Элементы автоматики (12часов)

Виды отдельных элементов автоматики: датчики, усилители, стабилизаторы, реле, распределители и исполнительные механизмы. Их назначение. Устройство и назначение шагового искателя, его применение в схемах автоматических устройств. Применение тепловых и электромагнитных реле. Условные обозначение элементов схем автоматики. Принцип построения схем автоматических устройств.

Практическая работа. Изготовление отдельных узлов автоматики: датчиков уровня воды, тепловых датчиков с биметаллической пластинкой, релейных схем включения электрических лампочек («Бегущий огонек»), электромеханического счетчика.

  1. ^ Понятие об электронике. (8 часов)

Устройство и принцип работы полупроводниковых приборов. Условные обозначения на схемах. Фото- и термосопротивления, их назначение. Понятие о работе фотореле, реле времени, емкостного реле.

Практическая работа. Изготовление наглядных пособий: «Типы электронных реле и принцип их работы», «Схема соединения полупроводниковых выпрямителей». Изготовление «емкостного сторожа», реле времени для фотопечати, реле для автоматического выключения света, электронного термометра, выпрямителей для зарядки аккумуляторов.

  1. ^ Автоматические устройства (22 часа)

Задачи автоматики, автоматика в быту, в школе, на производстве. Выбор конструкции и составления схем автоматических устройств.

Практическая работа. Выполнение комплексных работ: автоматизация подачи звонков в школе, изготовление игровых автоматов. Изготовление светотира с автоматическим отсчетом количества попаданий в фотомишень. Выполнение несложной работы по заданию шефствующего предприятия (устройство для автоматического включения для уличного освещения, пожарной сигнализации и другие).

  1. ^ Понятие об электрическом транспорте (8 часов)

Классификация электрических транспортных устройств. История развития различных электрических транспортных машин. Принцип работы различных электрических транспортных систем. Устройство электроподъемников и лифтов.

Практическая работа. Разработка и изготовление моделей электрических систем: монорельс, электромагнитная дорога, электромагнитная труба, виброходы и другие. Действующие модели трамвая, троллейбуса, электровоза, метро и т.д.

  1. ^ Основы конструирования электротехнических устройств (22 часа)

Понятие о методах поиска новых технических решений. Порядок оформления рационализаторского предложения. Составление тематического плана рационализаторской работы с учетом потребности школьных кабинетов мастерских и базового предприятия.

Практическая работа. Конструирование и изготовление различных электротехнических устройств с учетом потребностей школы, внешкольного предприятия. Оформление рацпредложений, составление технической документации на готовые изделия.

  1. ^ Заключительное занятие (3 часа)

Подведение итогов работы. Организация выставки. Защита проектов и технических устройств.

Второй год обучения



^ Тема занятий

Кол-во часов

всего

теорет.

практич.

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Правила безопасности труда ППБ.

2

-

2

3

Радиотехнические материалы

12

2

10

4

Полупроводниковые приборы

12

2

10

5

Основные сведения о микросхемах.

22

2

20

6

Питание радиоэлектронных устройств от сети переменного тока.

12

2

10

7

Триггеры и генераторы прямоугольных импульсов.

22

2

20

8

Элементы цифровой техники.

22

2

20

9

Радиоприемные и радиопередающие устройства.

34

4

30

10

Распространение радиоволн.

12

2

10

11

Антенные устройства.

12

2

10

12

Автоматическое регулирование в радиоэлектронике.

12

2

10

13

Ремонт и настройка радиоэлектронной аппаратуры.

34

4

30

14

Микропроцессорная техника в радиоэлектронике.

2

2

-

15

Радиотехническое конструирование.

42

2

40

16

Заключительное занятие













ИТОГО

254

32

222


Содержание программы второго года обучения

  1. Вводное занятие (2 часа)

Первоначальное понятие об энергии и её формах. Применение электрической энергии в народном хозяйстве нашей страны. Достижения науки и техники в области электротехники, электроники и автоматики.

  1. ^ Правила БТ и ППБ (2 час)

Ознакомление с оборудованием лаборатории радиоэлектроники. Безопасность труда при пайке, механических работах, меры противопожарной безопасности. Выполнение отдельных операций на имеющихся станках и оборудовании.

  1. ^ Радиотехнические материалы (12 часов)

Металлы, пластмассы, древесина и другие материалы, применяемые в радиоэлектронике, способы их обработки.

Электрический паяльник. Припои, флюсы. Правила пайки.

Демонстрации. Образцы материалов, применяемых при изготовлении корпусов приборов, панелей, шасси и.т.д. Образцы паяльников, подставок к ним и различных приспособлений.

Практическая работа. Учебный демонтаж, пайка проводников, радиодеталей. Ознакомление с монтажными платами, панелями, шасси различных приборов и устройств.

  1. ^ Полупроводниковые приборы (12 часов)

Полупроводниковый диод и транзистор. Их принцип действия, основные параметры, вольтамперные характеристики, условные графические обозначения, маркировка. Тиристоры, фотодиоды, варикапы. Светодиоды и их принцип действия, основные параметры и характеристики. Условные графические обозначения, маркировка. Применение полупроводниковых приборов.

Демонстрации. Образцы различных полупроводниковых приборов, различные блоки радиоэлектронной аппаратуры.

Практическая работа. Знакомство с условными графическими обозначениями полупроводниковых приборов по схемам приемников, телевизоров, магнитофонов. Изготовление простых приборов для проверки диодов, транзисторов, тиристоров; изготовление имитатора звука падающего шарика, электронного сторожа, сенсорного выключателя и.т.п. Изготовление стендов «Полупроводниковые диоды», «Транзисторы».

  1. ^ Основные сведения о микросхемах (22 часа)

Принцип действия, конструкция, разновидности микросхем. Условные графические обозначения, маркировка, особенности монтажа и область применения наиболее распространенных микросхем.

Демонстрации. Образцы различных микросхем, блоки радиоэлектронной аппаратуры на микросхемах. Плакаты по теме «Электронные цифровые вычислительные машины».

Практическая работа. Изготовление простых устройств на микросхемах (генератор прямоугольных колебаний, перестраиваемый по частоте; приемник прямого усиления на одной микросхеме; электронный звонок и.т.п.).

  1. ^ Питание радиоэлектронных устройств от сети переменного тока (12 часов)

Общие сведения о выпрямительных устройствах. Основные формулы для расчета распространенных однофазных выпрямителей с емкостном и индуктивным фильтром. Схема сглаживающих фильтров и формулы для расчета. Параметрическая стабилизация постоянного напряжения с использованием микросхем.

Практическая работа. Изготовление стабилизированных источников питания для нужд кружка. Изготовление демонстрационного макета выпрямителя (с использованием осциллографа).

  1. ^ Триггеры и генераторы прямоугольных импульсов (22 часа)

Классификация и основные параметры. Устройство и принцип действия, простейшие схемы триггеров и генераторов прямоугольных импульсов, области применения.

Демонстрации. Плакаты по теме «Электронные цифровые вычислительные машины».

Практическая работа. Измерение основных параметров триггеров и генераторов прямоугольных импульсов с помощью осциллографа. Изготовление простых устройств на основе триггеров и генераторов прямоугольных импульсов (электронный термометр, электронные часы, электронный звонок и.т.п.).

  1. ^ Элементы цифровой техники (22 часа)

Общие понятия о системах счисления. Основы алгебры логики. Логические элементы. Регистры, счетчики. Шифраторы, дешифраторы, мультиплексоры, демультиплексоры и другие элементы. Устройство, принцип действия, условные графические обозначения и области применения.

Демонстрации. Плакаты по теме «Электронные цифровые вычислительные машины».

Практическая работа. Изготовление электронных часов с цифровой индикацией и других устройств.

  1. ^ Радиоприемные и радиопередающие устройства (34 часа)

Транзисторные вещательные приемники. Требования, предъявляемые к приемникам. Структурные схемы приемников прямого усиления и супергетеродинного типа. Особенности построения стереофонических приемников. Электронная настройка приемников. Основные требования, предъявляемые к передатчикам. Структурная схема передатчика. Особенности конструирования радиовещательных передатчиков.

Практическая работа. Измерение основных параметров приемников. Изготовление приемников прямого усиления и простейших приемников на транзисторах и микросхемах.

  1. ^ Распространение радиоволн (12 часов)

Распространение длинных и средних волн вдоль земной поверхности и за счет отражения от ионосферы. Распространение коротких и ультракоротких волн. Дальнее тропосферное распространение ультракоротких волн. Распространение ультракоротких волн до расстояний порядка прямой видимости.

  1. ^ Антенные устройства (12 часов)

Антенны для радиовещания и телевидения. Основные технические характеристики антенн. Антенны для радиовещания на длинных, средних и коротких волнах. Антенны для телевизионного вещания.

Практическая работа. Исследование антенны типа «волновой канал». Исследование направленных и диапазонных свойств антенне. Ознакомление с конструкцией и методикой настройки антенны.

  1. ^ Автоматическое регулирование в радиоэлектронике (12 часов)

Общие сведения об автоматической регулировке усиления и автоматическом слежении за частотой в радиоприемниках. Структурные схемы АРУ, АПЧ, ФАПЧ. Общие сведения об автоматическом сопровождении целей по дальности и угловым координатам в радиолокации и телевизионной автоматике.

Практическая работа. Изготовление источника питания компенсационного типа как системы автоматического управления. Измерение эффективности АРУ современного переносного транзисторного приемника.

  1. ^ Ремонт и настройка радиоэлектронной аппаратуры (34 часа)

Возможные неисправности радиоприемников, способы их выявления и устранения. Причины и характер неисправностей. Отыскание неисправностей с помощью измерительных приборов. Методика настройки приемников.

Практическая работа. Отыскание и устранение неисправностей в бытовой радиоаппаратуре, имеющейся в кружке или принадлежащей членам кружка, педагогам. Разработка и изготовление приборов и устройств по заказу.

  1. ^ Микропроцессорная техника в радиоэлектронике (2 часа)

Применение микропроцессоров в измерительной технике, бортовой (самолеты, суда, ИСЗ) и наземной радиоэлектронной аппаратуре для автоматизации управления объектами в реальном масштабе времени, для получения дополнительной информации и для других целей.

  1. ^ Радиотехническое конструирование (42 часа)

Выбор схемы измерительного прибора, усилителя ЗЧ или радиовещательного приемника, планируемых для конструирования в кружке. Разбор по принципиальной схеме работы радиотехнического устройства и назначения его элементов. Возможные упрощения, изменения и дополнения. Выбор способа монтажа. Компоновка и монтаж деталей на плате. Внешний вид и конструкция футляра (корпус) будущего прибора или устройства, удобство пользования им.

Практическая работа. Вычерчивание принципиальных схем с обозначением номиналов резисторов и конденсаторов, номинальных напряжений электролитических конденсаторов, режимов работы активных элементов. Подбор, изготовление деталей, их предварительная проверка.

Разметка монтажной платы и монтаж. Проверка монтажа по принципиальной схеме, измерение режимов работы транзисторов (электронных ламп), испытание и налаживание смонтированного устройства. Составление технической документации на законченные работы.

  1. ^ Заключительное занятие (2 часа)

Подведение итогов работы кружка. Защита законченных радиотехнических устройств. Поощрение актива.


Литература

  1. Борисов В.Г. Практикум начинающего радиолюбителя- М: ДОСААФ, 1983.

  2. Борисов В.Г. Юный радиолюбитель – 7 издание переработанный и дополненный - М: «Радио и связь», 1992.

  3. Варламов Г.Г. Мастерская радиолюбителя – М: «Радио и связь», 1983.

  4. Дети, техника, творчество. № 3,4, 2004; № 4, 2005; № 6, 2006; № 5, 2007.

  5. Иванов Б.С. В помощь радиокружку – М.: Энергия, 1982.

  6. Иванов Б.С. Электроника в самоделках. – М.: ДОСААФ , 1995.

  7. Меерсон А.М Радиоизмерительная техника. – 3-е изд., перераб. и дополн. – Л: Энергия, 1977.

  8. Путятин Н.Н. В помощь начинающему радиолюбителю. – М: ДОСААФ, 1982.

  9. Семенов Л.В. Юный электротехник. – М: Просвещение, 1999

  10. Справочник радиолюбителя-конструктора. – 3 –е изд., перераб. и доп. – М: Радио и связь, 1982.



Программа

клуба «Юный астроном»

«Ad astra per aspera et per ludum»

(«К звездам через тернии и забавы»)

Сроки реализации: 3 года

(Возраст учащихся 10 – 16 лет)


^ Педагог дополнительного образования

Усов Михаил Аввакумович,

отличник образования РС (Я),

МОУ ДОД «Дворец детского творчества», г. Якутск


^ Пояснительная записка

Астрономия - одна из немногих наук, где сохранились до сих пор задачи, в решение которых посильный вклад могут внести школьники.

Программа астрономического клуба предполагает духовный и творческий рост ребенка, занимающегося в клубе и на его многолетнюю деятельность в нем. С другой стороны, программы отдельных групп обучения могут быть самостоятельными и вполне закончены, если ребенок решит избрать другой вид деятельности.

Отличием программы являются:

  1. Актуализация межпредметных связей, объединение их в единую систему естественного развития космоса и выработка на его основе мировоззрения, обоснованного на научном познании.

  2. Программа близка к самым современным достижениям науки, часть тем и предлагаемых рефератов и докладов опирается на достижения последних лет и представляет собой включение ученика в современную науку, участие ученика в научное познание. Это прежде всего темы о черных дырах, строении галактик, закон Хаббла, попытки объяснения сложного строения Солнечной системы и другие.

  3. Индивидуализация обучения (активные методы работы с информацией, большой объем самостоятельной работы, углубленное изучение тем по своему выбору, совместная работа с учеными в подготовке докладов, рефератов и др.)

  4. Постоянная развивающая компонента с помощью практических работ, анализом разнообразных ситуаций, задач, докладов.


^ Программа рассчитана на 4 года обучения.


Основная цель и задачи программы:


Цель: Формирование представлений учащихся о Мире и своем месте в нем.

Задачи:

1.Творческое и духовное развитие ребенка: его фантазии, доброты, памяти, внимания, познавательной активности, культуры поведения, умения видеть и ценить красоту.

2. Развитие интереса к астрономической науке, космической технике.

3. Сплочение коллектива и развитие общественной активности ребят, развитие навыков общения и взаимодействия в коллективе.

4. Формирование здорового образа жизни.


^ Условия реализации программы


Для успешной реализации программы используются разнообразные формы и методы преподавательской работы.


^ Вид занятий

Методы

Формы

Теоретическое

-Лекция преподавателя

- общее для групп




-Доклад или реферат кружковца

- индивидуальное




-Лекция ученого

- звено




-Экскурсия

- групповая, общая




-Самостоятельное изучение

- индивидуальная




-Конференция

-инд.- групповая

Практическое

- Наблюдения

- общее для групп




-Опыт, эксперимент

- индивидуальное




-Игра, соревнование

- звено




-Работа на компьютере

- индивидуальная




-Викторина

-инд.- групповая

Контрольное

-Зачет

- общее для групп




-Конкурс

- индивидуальное




-Тестирование

- звено




-Собеседование

- индивидуальная




-Семинар

- инд.- групповая


Индивидуальные и звеньевые занятия проводятся с ребятами, проявляющими углубленный интерес к астрономии, а также при работе с компьютером, фотоаппаратом.

Особое место в программе должны занимать астрономические наблюдения не только в вечернее время, но необходимы и ночные наблюдения - чтобы видеть созвездия всего неба, наблюдать метеорные потоки, кометы, планеты, т.е. астрономические объекты, видимость которых приходится на темное время суток.


^ Конечный результат всей программы.


«Знать и познавать - вот

радость в жизни для человечества».

(Александр фон Гумбольдт)


1. Дружный коллектив ребят, выпускников и родителей, объединенных общей любовью к астрономии, знаниям и красоте жизни на Земле, как частице Вселенной.

2. Добрый, чуткий, всем интересующийся и умеющий добывать знания, ведущий здоровый жизни молодой человек (в идеале: выбравший астрономию, технические специальности или педагогику своей профессией).

Мониторинг

В отличие от школы в дополнительном образовании отметки не выставляются. Поэтому оценивание результатов работы учащихся ведется коллективно, как мнение группы за выполнение работы. Оценивание ведется по разному за всю тему по теории или за отдельные большие работы по практической работе.

І. Теоретический материал.

1. Собеседование, фронтальный опрос, участие в обсуждении и анализе

гипотез, проектов;

2.Астрономические диктанты и придумывание задач;

3. Подготовка и защита докладов;

4. Решение трудных задач и участие в олимпиадах;

5. Составление кроссвордов, шарад, стихотворений, рассказов, рисунков,

схем, плакатов.

  1. Обсуждение астрономических новостей, открытий, явлений.

Практические работы

  1. Оценка и анализ наблюдений;

  2. Оценка и анализ конкретных явлений;

  3. Оценка и анализ принципов действия устройств;

  4. Уценка и анализ работы устройств;

  5. Анализ свойств материалов, веществ, пород, движения и изменений небесных тел;

  6. Анализ случаев изменения условий задач.

Младшая группа (1 год обучения)


Пояснительная записка:

Эта группа комплектуется из ребят 11-12 лет (5-6 классы), интересующихся астрономией, вопросами космоса. Численный состав детей 10-12 человек.

^ Основные цели и задачи:

- Увлечь ребят астрономией, космонавтикой;

- Расширить кругозор ребят, их познавательную активность;

- Используя, различные развивающие игры способствовать росту творческих способностей ребят: памяти (зрительной, слуховой), внимательности, сообразительности, пространствен­ного мышления и усидчивости.

- Обучить работе с подвижной картой неба.


^ Учебно-тематический план




Название темы

Количество часов

Предлагаемая технология / форма работы

Теория

Практика

Всего



Основное занятие

Дополнительное занятие

1

Вводное занятие

2 ч

-



Лекц. демонстр.




2

Элементарные представления о Космосе

6 ч

2 ч



Беседа, демонстр.

Рисование неба

3

Знакомство с планетой Земля, краеведение

10 ч

4 ч

14ч

Рассказы детей и учителя

Подготовка рассказов

4

Творческие и развивающие игры, опыты, (эксперименты)

8 ч

8 ч

16ч

Научение играм и способам наблюд.

Домашние наблюдения

5

Ориентирование на местности.

4 ч

4 ч



Изучение компаса, астрон. приборов

Самост. ориент-е с родителем

6

Измерение времени. Календарь.

2 ч

2 ч



Беседа


Изучение отрывного календаря

7

Солнечная система.

18 ч

12 ч

30ч

Беседа, рассказы уч-ся

Рисование, реферат

8

Солнце - ближайшая к нам звезда

10 ч

6 ч

16ч

Беседа,наб-людения

Реферат

9

Заключительные занятия, экскурсии

2 ч

8 ч

10ч










Всего:

62 ч

46 ч











Содержание:

1. Вводное занятие. (2 ч)

Беседа о содержании работы кружка в учебном году. Правила безопасности труда и поведения в детской творческой группе. Знакомство с ребятами и родителями.

2. ^ Элементарные представления о Космосе. (8 ч)

Первое знакомство со Вселенной, Солнечной системой, миром планет. Мифы о звездном небе, созвездиях, стихи, сказки, загадки о Вселенной, звездах.

^ Практическая работа:

Нахождение созвездий Большой и Малой Медведицы, Кассиопеи, Лиры, Лебедя, Ориона, Орла. Наблюдения ИСЗ.

3. Знакомство с планетой Земля. (14 ч)

Планета Земля - это наш дом во Вселенной, первое знакомство с миром природы и земной техники (в основном - транспортом).

Связь Земля - Солнце: времена года; день и ночь. Сказки, стихи, загадки о Земле, Луне, явлениях природы (радуга, снег, дождь...). Поверхность Земли: материки, океаны, горы, моря, озера и реки.

4. ^ Творческие и развивающие игры. (16 ч)

Игры по астрономии и космонавтике: «Созвездия», «Путешествие в космос», «На Луне», «Персей», «Космический конструктор» позволяют проще усвоить и заинтересовать ребят интереснейшей наукой - АСТРОНОМИЕЙ, развивают память, внимательность, учат общению.

5. ^ Ориентирование на местности. (8 ч)

Линия горизонта. Способы определения сторон горизонта по Солнцу и полуденной линии, по Полярной звезде, Луне, местным признакам. Ориентирование при помощи компаса.

6. ^ Измерение времени.( 4 ч)

Истинные и средние, солнечные, звездные сутки. Уравнение времени. Местное, поясное и декретное время. Календарь. Старый и новый стиль.

7. ^ Солнечная система. (30 ч)

Солнце - сердце нашей Солнечной системы;

Планеты (происхождение названий) мифы, сказки...

а) Земной группы: Меркурий, Венера, Марс. Спутники планет

земной группы. Загадки Красной планеты.

б) ^ Пояс астероидов (малые планеты). Гипотетические планеты:

Фаэтон, планета Ольберса;

в) Планеты -гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, спутники

и кольца;

г) Плутон.

^ Практические занятия:

Наблюдение планет, Солнца, Луны. Явления в атмосфере Земли: гало, двойные солнца, серебристые облака. Тайны планеты Земля. НЛО, древние цивилизации, Бермудский треугольник.

8. ^ Солнце - ближайшая к нам звезда (16 ч)

Физическая характеристика Солнца. Солнечная активность и её связь с явлениями на Земле. Происхождение Солнечной системы.

9. Заключительные занятия и экскурсии.( 10 ч)

Повторение изученного материала за год: решение кроссвордов, проведение викторин.


Конечный результат работы:

I Знать:

1. О Космосе:

2. О Земле:

II Уметь:

1. Работать с географическим атласом и глобусом, картой северного полушария звездного неба;

2. Составлять простейшие кроссворды.


Младшая группа (2 год обучения)


Пояснительная записка:

Эта группа комплектуется из ребят, посещающих кружок ^ 13-14 лет (7 – 8 классы). Численный состав группы 10 - 12 человек. На этом уровне начинается более серьезное изучение астрономии - науки о Вселенной, её месте в истории развития человечества, связи с другими науками.

^ Цель: Мотивация к более глубоким занятиям астрономией.

Задачи: Решение простых астрономических задач, связь с другими учебными предметами: математикой, литературой (стихотворения о Вселенной - по темам занятия), обращается внимание на последнее достижение науки и техники (по материалам печати и ТВ).

Первые попытки самостоятельных сообщений на занятиях, а более сильным и интересующимся - доклады и рефераты.


^ Учебно-тематический план




Название темы

Количество часов

Предлагаемая технология/форма работы

Теория

Практика

Всего

Основное занятие

Допол. занятие

1

Введение

2 ч

-

2 ч

Беседа




2

Звездное небо

8 ч

6 ч

14 ч

Беседа, собесед-е

Картины, музыка,

песни

3

Развитие представлений о Вселенной

10 ч

10 ч

20 ч

Лекция

Реферат

4

Как изучается Вселенная

6 ч

4 ч

10 ч

Лекция, наблюдения




5

Творческие и развивающие игры, опыты, (эксперименты)

6 ч

12 ч

18 ч

Игры, наблюдения

Составление кроссвордов

6

Солнечная система (Решение задач)

4 ч

10 ч

14 ч

Решение задач

Самост. работа

7

Космическая техника, научная фантастика

8 ч

8 ч

16 ч

Фантазирование

Стихи, рассказы

8

Краеведение (Экскурсии)

4 ч

8 ч

12 ч

Экскурсии




9

Заключительное занятие

-

2 ч

2 ч

Поход







Всего:

48 ч

60 ч

108 ч








Содержание.

1. Введение (2 ч) Беседа о содержании работы кружка в учебном году. Правила безопасности труда и поведения в детской творческой группе.

2. ^ Звездное небо (14 ч) Звезды и созвездия. Мифы и легенды (космическая поэзия). Звездное небо и карта. Астрономические инструменты, обсерватории. Космические исследования. Повторение изученного в прошлом году.

^ Практические занятия:

Знакомство с контурами новых созвездий, наблюдение их на небе, используя карту звездного неба. Решение задач с помощью подвижной карты звездного неба.

3. ^ Развитие представлений о Вселенной.(20 ч) Астрономия мира: Вавилон, Индия, Китай, Египет, Греция... (Пифагор, Птолемей, Аристотель и др.)

Астрономия в средние века у арабов и в Средней Азии: Беруни, Ибн-Сина, Улугбек. Астрология (отдельные вопросы). Борьба за научное мировоззрение в Европе ХУ-ХУН вв.: Николай Коперник, Джордано Бруно, Тихо Браге, Галилео Галилей (вклад Яна Гевелия, Х. Гюйгенса, Дж. Кассини, М. В. Ломоносова, В. Гершеля). Исследования Солнечной системы в XIX-XX вв.

^ Практические занятия:

Изучение и наблюдение созвездий и их ярких звезд: летний треугольник (Альтаир, Вега, Денёб), Пегас, Андромеда, Персей, околополярных созвездий.

Работа со звездными картами и атласом, астрономическим календарем и справочниками, специальной литературой.

4. ^ Как изучается Вселенная? (10 ч) Визуальные наблюдения, объекты наблюдений и источники информаций о небесных телах (элементы излучения, космические лучи). Роль визуальных наблюдений в прошлом и в современной астрономии.

5. ^ Творческие и развивающие игры. (18 ч) Игры по астрономии и космонавтике: «Созвездия», «Путешествие в космос», «На Луне», «Персей», «Космический конструктор» позволяют проще усвоить и заинтересовать ребят интереснейшей наукой - АСТРОНОМИЕЙ, развивают память, внимательность, учат общению.

6. ^ Солнечная система. (14 ч) Солнце - сердце нашей Солнечной системы;

Планеты (происхождение названий) мифы, сказки...

а) Земной группы: Меркурий, Венера, Марс. Спутники планет

земной группы. Загадки Красной планеты.

б) ^ Пояс астероидов (малые планеты). Гипотетические планеты:

Фаэтон, планета Ольберса;

в) Планеты -гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, спутники

и кольца;

г) ^ Плутон и планетоиды.

Практические занятия:

Наблюдение планет, Солнца, Луны. Явления в атмосфере Земли: гало, двойные солнца, серебристые облака. Тайны планеты Земля. НЛО, древние цивилизации, Бермудский треугольник. Решение астрономических задач - расширение математических знаний.

7. ^ Космическая техника, научная фантастика.( 16 ч) История развития космонавтики на земле. Космонавты, космические аппараты, космические корабли, международные автоматические станции, орбитальные станции СССР и США. Космонавтика - сегодня (хроника космических полетов в России и США).

Приобщение ребят к чтению художественной литературы через научную фантастику, знакомство с разделом научной фантастики в журналах «А почему?», «Юный техник», произведениями Кира Булычева, просмотр видеофильмов.

8. Краеведение (12 ч) Посещение музеев, кинотеатров, ШАЛ, ИКФИА.

9. Заключительное занятие. (2 ч) Повторение изученного материала за год: кроссворды, викторины.


Конечный результат работы:

I Знать:

1. О Космосе:

2. О Земле:

II Уметь:

1. Работать с географическим атласом и глобусом, картой северного полушария звездного неба;

2. Быстро отвечать на вопросы с помощью составления кроссворда или чайнворда.


^ Средняя группа


Пояснительная записка:

Эта группа комплектуется из ребят старшего школьного возраста (9-10 кл.). Численный состав группы 10 - 12 человек. На этом уровне начинается более серьезное изучение астрономии - науки о Вселенной, её месте в истории развития человечества, связи с другими науками.

^ Цель: Мотивация к более глубоким занятиям астрономией.

Задачи: Решение простых астрономических задач, связь с другими учебными предметами: математикой, литературой (стихотворения о Вселенной - по темам занятия), обращается внимание на последнее достижение науки и техники (по материалам печати и ТВ).

Первые попытки самостоятельных сообщений на занятиях, а более сильным и интересующимся - доклады и рефераты.


^ Учебно-тематический план




Название темы

Количество часов

Предлагаемая технология/формы работы

Теория

Практика

Всего

Основное занятие

Дополн. занятие

1

Введение

2 ч

-

2 ч

Лекция




2

Звездное небо

8 ч

6 ч

14 ч

Повторение, наблюдения,

реш. задач

Самост. работа

3

Развитие представлений о Все-ленной

10 ч

10 ч

20 ч

Беседа

Доклад

4

Как изучается Вселен-ная

6 ч

4 ч

10 ч

Беседа, наблюдения

Реф. «Набл. по Интер-ту»

5

Творческие и развивающие игры, опыты (эксперименты)

6 ч

12 ч

18 ч

Игры,
творческие викторины

Составление головоломок

6

Солнечная система (Решение задач)

4 ч

10 ч

14 ч

Решение и составление задач

Решение задач

7

Космическая техника, научная фантастика

8 ч

8 ч

16 ч

Фантазирование

Рассказы, стихи, рисунки

8

Краеведение (Экскурсии)



8 ч

12 ч

Экскурсии

Рефераты

9

Заключительное занятие

-

2 ч

2 ч

Поход







Всего:

48 ч

60 ч

108 ч








Содержание.


1. Введение (2 ч) Беседа о содержании работы кружка в учебном году. Правила безопасности труда и поведения в детской творческой группе.

2. ^ Звездное небо (14 ч) Звезды и созвездия. Мифы и легенды (космическая поэзия). Звездное небо и карта. Астрономические инструменты, обсерватории. Космические исследования. Повторение изученного в прошлом году.

^ Практические занятия:

Знакомство с контурами новых созвездий, наблюдение их на небе, используя карту звездного неба. Решение задач с помощью подвижной карты звездного неба.

3. ^ Развитие представлений о Вселенной.( 20 ч)

Астрономия мира: Вавилон, Индия, Китай, Египет, Греция... (Пифагор, Птолемей, Аристотель и др.)

Астрономия в средние века у арабов и в Средней Азии: Беруни, Ибн-Сина, Улугбек. Астрология (отдельные вопросы). Борьба за научное мировоззрение в Европе ХУ -ХУН вв.: Николай Коперник, Джордано Бруно, Тихо Браге, Галилео Галилей (вклад Яна Гевелия, Х. Гюйгенса, Дж. Кассини, М. В. Ломоносова, В. Гершеля). Исследования Солнечной системы в XIX-XX вв.

^ Практические занятия:

Изучение и наблюдение созвездий и их ярких звезд: летний треугольник (Альтаир, Вега, Денёб), Пегас, Андромеда, Персей, околополярных созвездий.

Работа со звездными картами и атласом, астрономическим календарем и справочниками, специальной литературой.

4. ^ Как изучается Вселенная? (10 ч)

Визуальные наблюдения, объекты наблюдений и источники информаций о небесных телах (элементы излучения, космические лучи). Роль визуальных наблюдений в прошлом и в современной астрономии.

5. ^ Творческие и развивающие игры.(18 ч)

Игры по астрономии и космонавтике: «Созвездия», «Путешествие в космос», «На Луне», «Персей», «Космический конструктор» позволяют проще усвоить и заинтересовать ребят интереснейшей наукой - АСТРОНОМИЕЙ, развивают память, внимательность, учат общению.

6. ^ Солнечная система. (14 ч)

Солнце - сердце нашей Солнечной системы;

Планеты (происхождение названий) мифы, сказки...

а) Земной группы: Меркурий, Венера, Марс. Спутники планет

земной группы. Загадки Красной планеты.

б) ^ Пояс астероидов (малые планеты). Гипотетические планеты:

Фаэтон, планета Ольберса;

в) Планеты -гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, спутники

и кольца;

г) ^ Плутон и планетоиды.

Практические занятия:

Наблюдение планет, Солнца, Луны. Явления в атмосфере Земли: гало, двойные солнца, серебристые облака. Тайны планеты Земля. НЛО, древние цивилизации, Бермудский треугольник. Решение астрономических задач - расширение математических знаний.

7. ^ Космическая техника, научная фантастика.( 16 ч)

История развития космонавтики на земле. Космонавты, космические аппараты, космические корабли, международные автоматические станции, орбитальные станции СССР и США. Космонавтика - сегодня (хроника космических полетов в России и США).

Приобщение ребят к чтению художественной литературы через научную фантастику, знакомство с разделом научной фантастики в журналах «А почему?», «Юный техник», произведениями Кира Булычева, просмотр видеофильмов.

8. Краеведение (12 ч)

Посещение музеев, кинотеатров, ШАЛ, ИКФИА.

9. Заключительное занятие. (2 ч)

Повторение изученного материала за год: кроссворды, викторины.


Конечный результат работы:

I Знать:

II Уметь:

  1. Дать характеристику любой планете Солнечной системы, 15 астероидам, Луне и её поверхности, основным спутникам каждой планеты:

^ Земля – Луна; Марс – Фобос, Деймос;

Юпитер – Галилеевы спутники: (Ио, Европа, Ганимед и Каллисто);

Сатурн – Титан, Рея;

Уран – Оберон, Миранда;

Нептун – Тритон, Нереида;

2. Решать простейшие астрономические задачи с подвижной картой звездного неба, координатами;

3. Пользоваться справочниками и таблицами, атласом.


^ Старшая группа


Пояснительная записка:

Эта группа формируется из ребят среднего и старшего школьного возраста -11 классы, желающих продолжать изучение астрономии и историю космонавтики. Численный состав группы 10 – 12 человек.

Ребята продолжают решение астрономических задач, готовясь к участию в астрономической олимпиаде и, одновременно, углубляя свои знания.

Увеличивается объем самостоятельной работы: сообщения, доклады, рефераты.

^ Учебно-тематический план




Название темы

Количество часов

Предлагаемая технология/форма работы

Теория

Практика

Всего

Основное занятие

Дополн-е занятие

1

Введение

2 ч

-

2 ч

Беседа




2

Строение и эволюция Вселенной

10 ч

10 ч

20 ч

Беседа

Доклад

3

Рождение и эволюция звезд

8 ч

8 ч

16 ч

Беседа

Доклад

4

Жизнь во Вселенной

6 ч

4 ч

10 ч

Беседа

Реферат

5

Проблемы космологии

6 ч

6 ч

12 ч

Пробл. собеседов-е




6

Освоение космоса

12 ч

6 ч

18 ч

Выступления учащихся

Подг. выступлений

7

Космос на службе человечества

12 ч

6 ч

18 ч

Выступления учащихся

Подг. выступлений

8

Экскурсии, краеведение

2 ч

8 ч

10 ч

Экскурсии




9

Заключительное занятие

-

2 ч

2 ч

Поход







Всего:

58 ч

50 ч

108 ч





Содержание.

  1. Введение (2 ч) Беседа о содержании работы кружка в учебном году. Правила безопасности труда и поведения в детской творческой группе.

2. ^ Строение и эволюция Вселенной (20 ч) Млечный Путь и Галактика. Звездные скопления и ассоциации. Межзвездная среда. Движение звезд в Галактике. Другие Галактики.

^ Практические занятия:

Изучение и наблюдение созвездий и их ярких звезд: летний треугольник (Альтаир, Вега, Денёб), Пегас, Андромеда, Персей, околополярных созвездий.

Работа со звездными картами и атласом, астрономическим календарем и справочниками, специальной литературой.

3. ^ Рождение и эволюция звезд (16 ч) Солнце и звезды. Гравитационная конденсация. Межзвездная среда. Молодые звезды. Жизнь звезды. Тесные двойные звезды. Разделение звезд на спектры. Эволюция звездных систем.

4. Жизнь во Вселенной.(10 ч) Условия необходимые для возникновения жизни. Разумная жизнь во Вселенной. Проблема контакта. НЛО.

5. Проблемы космологии.(12 ч) Космология как наука. Основные идеи космологии. Основы современной космологии. Космологическое расширение.

6. Освоение космоса (18 ч) Циолковский К. Э. - основоположник теоретической космонавтики. С. П. Королев – главный конструктор первых ракет. Пионеры Вселенной (о первых космонавтах).

7. ^ Космос на службе человечества (18 ч) Космические системы связи. Космическая метеорология. Автоматические станции, орбитальные станции СССР и США. Космонавтика - сегодня (хроника космических полетов в России и США).

^ Практические занятия:

Продолжаем знакомство с научной фантастикой. Кроссворды, викторины.

8. Экскурсии, краеведение.( 10 ч) Посещение музеев, кинотеатров, ШАЛ, ИКФИА.

9. Заключительное занятие. (2 ч) Повторение изученного за год: кроссворды, викторины.


Конечный результат работы:


- Знать:

- Уметь:

1. Свободно ориентироваться в мире созвездий и звезд: знать яркие звезды (не менее 20), по 3 двойных, переменных, цефеида;

2. Находить по 5 туманностей и звездных скоплений (на небе и по каталогу Мессьё);

3. Объяснить эволюцию Вселенной;

4. Написать реферат или сообщение; составить викторину (по своей теме - 10 вопросов); выступить с ним на чтениях, семинаре, конференции, своем классе;

5. Пользоваться Интернетом.


^ Добавление к программе

Пояснительная записка

В связи с увеличением практической направленности программы кружка и для участия в федеральной программе вводится большая тема «Практическая астрономия и космонавтика и ракетное моделирование». Предлагаемая программа рассчитана на 54 часа как изменение к действующей программе. Для распределения моделирования в течение учебного года это добавление проходит в начале учебного года и в марте - апреле месяцах для приурочивания к знаменательным дням космонавтики.

Задачи кружка с внедрением ракетного моделирования добавляются следующим:

1) формирование и развитие интереса к космической технике;

2) формирование и развитие технической грамотности детей;

3) формирование умения анализировать эксперимент;

4) формирование умения сопоставлять различные варианты размеров, форм

ракет с результатами экспериментальных запусков.

^ Ракетно-космическое моделирование (30 часов осенью)



Наименование темы

Кол-во часов

Предлагаемая технология/форма работы

Основное занятие

Дополнительное занятие

1

Ракетно-космическое моделирование. Техника безопасности

2 ч.

Беседа




2

Основы теории реактивного движения

2 ч

Беседа




3

Проектирование и изготовление моделей ракет

8 ч

Беседа, демонстрации, работа с литер-й

Работа с литер-й и в Интернете, изготовл. ракеты

4

Проектирование изготовление пусковой установки

6 ч

Практ-я работа под управл-м учителя

Изготовление ракеты

5

Организация пробных запусков моделей.

Устранение технических ошибок

4 ч

Практич-я работа под управл-м учителя

Корректировка моделей

6

Испытание запусков моделей

2 ч

Практич-я работа




7

Показательный запуск моделей

2 ч

Практич-я работа




8

Теоретические обобщения полетов моделей ракет

4 ч

Анализ

результатов, подбор

лучших работ

Самоанализ результатов

^ Ракетно-космическое моделирование (24 часа весной)



Наименование темы

Кол-во часов







1

Ракетно-космическое моделирование. Техника безопасности

2 ч.

Беседа




2

Основы теории реактивного движения

2 ч

Повторение и закрепление




3

Проектирование и изготовление моделей двухступенчатых ракет

8 ч

Практическая работа

Доводка работы

4

Организация пробных запусков моделей.

Устранение технических ошибок

2 ч

Практическая работа

Самоанализ

5

Испытание запусков моделей двухступенчатых ракет

2 ч

Практическая работа

Самоанализ

6

Показательный запуск моделей двухступенчатых ракет

2 ч

Практическая работа




7

Теоретические обобщения полетов моделей ракет

4 ч

Обобщение, фантазирование

Доклад

8

Заключительное занятие

2 ч.

Обобщение





^ Конечный результат работы


К концу изучения программы по ракетному моделированию учащиеся должны знать:

- основные узлы и детали ракет;

- основные этапы полета ракет;

- приемы управления ракетами;

- общее устройство реактивных двигателей;

- траектории космических ракет разного назначения;

- историю освоения космоса и его перспективы.


Должны уметь:

- изготавливать простейшие модели летающих ракет;

- изготавливать парашюты;

- отличать различие ракет – спутников и ракет – носителей, различать типы

ракет;

- соблюдать правила ТБ при изготовлении, пуске и хранении ракеты.


^ Примерные темы рефератов и докладов


  1. Земля как космическое тело.

  2. Природа Земли, прошлое, настоящее и будущее.

а) Фантастический рассказ;

б) Анализ и попытка объяснения.

4. Сейсмоопасность Земли.

5. Предсказание катастроф. Сейсмограф.

6. Наблюдения за небесными телами в разное время года

а) Наблюдения Солнца;

б) Наблюдение Луны;

в) Наблюдение планет.

7. Телескоп (практическое изготовление).

8. Астрономия на стыке тысячелетий.

9. Наши чувства и окружающий нас мир.

10. Место человека во Вселенной.

11. Развитие планет.

12. Планетная станция.

13. Как построить базу на Луне?

14. Космический лифт.

15. Космос и здоровье.

16. Радиоэлектроника спутников.

17.Сравнение состава Солнца и Земли.

18. Сравнение состава планет.

19. О механизме происхождения небесных тел.

19. Метеориты и их происхождение.

20. Происхождение планет.

21. Рождение, жизнь и смерть звезд.

22.Химические реакции, происходившие миллионы лет.

23. Происхождение химических элементов.

24. Сравнение гипотез о происхождении Вселенной(Кант, Лаплас, Фесенков, Шмидт, Кодвелл и др.)

25. Полеты человека в космос. Теория и практика.

26. Спутники разных назначений.

27. Метеорологические спутники.

28. Спутники связи.

29. Навигационные спутники, их использование и устройство.

30. НЛО.

Литература:

  1. Волынский Б.А., и др. Задачи и упражнения по астрономии для средней школы. М. Просвещение. 1965.

  2. Воронцов – Вельяминов Б.А. Сборник задач и практических упражнений астрономии. М., Наука, 1977.

  3. Гаврилов М.Г. Звездный мир: Сборник задач по астрономии и космической физике. Часть ΙV. Олимпиады ННЦ. Черноголовка.1998.

  4. Гусев Е.Б. Качественные задачи по астрономии. Рязань.Ряз.ОИРО. 1997.

  5. Дубкова С.И.Прогулка по небу.Легенды и мифы о созвездиях. М. Белый город. 2001.

  6. Гусев Е.Б., Сурдин В.Г. Расширяя границы Вселенной: История астрономии в задачах. М.Наука 2003.

  7. Дагаев М.М. Наблюдения звездного неба. М.Наука. 1979.

  8. Дети, техника, творчество. № 4, 2000; № 6, 2001; № 4, 2002; № 4, 2006.

  9. Ефремов Ю.Н. Млечный путь. Фрязино. Век – 2. 2006.

  10. Задачи Московской астрономической олимпиады. 1997-2002 гг. Под ред. Угольникова О.С., Чичмаря В.В. М. МИОО. 2002.

  11. Квант М. Наука. 1987.№10, 1991. №11. Бюро «Квантум», 2006.

  12. Кононович Э.В., Мороз В.И. Общий курс астрономии. М. Едиториал УРСС. 2004.

  13. Красин М.С. и др. Олимпиады школьников Калужской области по астрономии и космонавтике. Калуга. КГПУ им. Циолковского. 2006.

  14. Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии. М. УРСС. 2002.

  15. Лепилов .Б.А. Литература и астрономия. Астрахань. 1991.

  16. Максимачев Б.А., Пшеничнер Б.Г., Чичмарь В.В. Викторина юных астрономов и космонавтов. М. ГГДПиШ. 1970.

  17. Миннарт М. Практическая астрономия. М.Мир. 1971.

  18. Олимпиады по астрономии и космической физике. Сост. Гаврилов М.Г. Под ред. Сурдина В.Г. М. Бюро «Квантум» 1998.

  19. Порфирьев В.В. Астрономия. 11 кл . М. Просвещение. 2003.

  20. Медведева М.В. Развитие творческих способностей учащихся при проведении практических занятий. МИОО. 2005.

  21. Субботин Г.П. Сборник задач по астрономии. М. Аквариум. 1997.

  22. Сурдин В.Г.Астрономические олимпиады. Задачи с решениями. М. Изд-во МГУ. 1995.

  23. Сурдин В.Г. Астрономические олимпиады. Задачи с решениями. М. Едиториал УРСС. 2002

  24. Сурдин В.Г. Неуловимая планета. М. Фрязино. Век-2. 2006.

  25. Физика в школе. М. Школа-пресс-1. 2006. №3-5, 2007. №5.

  26. Чернин А.Д. Космология. Большой взрыв. Фрязино. Век-2. 2005.

  27. Школьный астрономический календарь. М. Дрофа.

  28. Энциклопедический словарь юного астронома. Сост. Ерпылев М. Педагогика. 1986.

  29. Энциклопедия для детей. Т.8. Астрономия. Гл. ред. Аксенова М.Д. М. Аванта+. 1997.

  30. Энциклопедия для детей. Космонавтика. Гл.ред. Ананьева Е. М. Аванта+. 2004.

  31. Энциклопедия для детей. Т.14. Гл. ред. Аксенова М.Д. М. Аванта+. 2000.

  32. Энциклопедия для детей. Т.16. Физика. Ч.1. Гл. ред. Володин М. Аванта+ 2000.

  33. Большая астрономическая энциклопедия. М. Эксмо. 2007.

  34. Тим ФерниссИстория завоевания космоса. Энциклопедия. М. ЭКСМО. 2007.

  35. Энциклопедия Мифология. Гл. ред. Мелетинский Е.М. М. БРЭ. 2003.

В составлении программы использованы:

а) Программа И.Х. Муксунова.

б) Программа Методической комиссии Всероссийской олимпиады по астрономии,

в) Программа А.В. Засова,

г) Программа, разработанная ТУСУР,

е) Проект стандарта астрономического образования.


Образовательная программа

кружка «Промышленный дизайн»


^ Родионов, Никитина С.А.,

педагоги дополнительного

образования детей Центра технического

творчества детей г.Якутск

Разделы программы


1. Пояснительная записка
2. Структурная модель поэтапной реализации целевых задач
3. Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы
4. Образовательная ступень «Начало» для первого года обучения
4.1. Основные задачи.
4.2. Учебно-тематический план.
4.3. Содержание учебного материала.
4.4. Проектируемые результаты.
5. Образовательная ступень «Мастерство и вдохновение» для второго и
третьего годов обучения
5.1. Основные задачи.
5.2. Учебно-тематический план.
5.3. Содержание учебного материала.
5.4. Проектируемые результаты.
6. Чертежные, разметочные и измерительные инструменты по годам обучения
7. Литература
8. Литература для детей


Пояснительная записка



Сделай одно дело наилучшим образом,
потом переходи к следующему.
Петер Н. Зарленга



Промышленный дизайн — сфера проектной деятельности, занятая художественным проёктированием элементов среды обитания человека, создаваемых методами индустриального производства. Его можно рассмотреть как исключительное явление в проектной компании, положившее начало всей области проектной деятельности, получившей в ХХ веке название «дизайн».

Работа по данной программе нацелена на воспитание творческой личности ребенка в условиях реализации новой гуманистической педагогической парадигмы. для более эффективного усвоения основ конструирования, моделирования, проектирования учебный курс данной программы естественным образом интегрируется с отдельными предметами школьного курса, в частности математики и черчения.

Черчение. Работа с чертежами: виды изображения объемных фигур на плоскости, чертежи объемных деталей, самостоятельное построение проекций «корпус», «деталь», согласование их между собой.

Математика. Понятие масштаба, расчеты проектов, решение конструкторских задач.

Настоящая программа рассчитана на 3 года обучения с продолжающимися циклами «Технический дизайн» и «Техническая игрушка».


Структура программы


Образовательная ступень «Начало» - 1 год обучения.

Образовательная ступень «Мастерство и вдохновение» - 2 и З годы обучения.

В рамках открытого цикла реализуется политехнический блок, где особое место имеет программа «Взаимообогащение внутренней интеграции кружковой работы», где включены программы «Техническая игрушка», «Промышленный дизайн», «Столяр-конструктор» и «Начальное техническое моделирование».

Организация учебного процесса


Организация формы учебных занятий:

- групповые,
- коллективные,
- индивидуальные.


^ Режим работы:

Основной курс — занятия 2 раза в неделю по 2 часа.

Количество учащихся в группах:

1 год обучения — 12 человек.
2 год обучения — 10-12 человек.
З год обучения — 8-10 человек.

Методологические принципы



- Гуманистическая направленность обучения, его связь с жизнью, подготовка детей к творческой деятельности в условиях реальной жизни.

- Социально-психологическая направленность обучения. Создание детского коллектива единомышленников при активной поддержке родителей.

- Единство деятельного и личностного в решении учебно-воспитательных проблем.

Психолого-педагогические принципы



- Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детей в каждой группе.

- Ориентация на дифференцированный уровень трудностей в обучении.

- Обеспечение добровольного обучения ребенка, опора на сознательный интерес.

Цель программы



Пробудить у ребенка стремление к творчеству, помочь раскрыть его задатки и способности, используя педагогические возможности и ресурсы дизайна как специфику направления политехнического образования.

Методическое обеспечение



При проведении занятий применяется следующий комплекс методов:
- ведущий метод — проектирование. Использование этого метода позволяет создавать уникальные макеты и конструкции. Например, макет кафе «Катюша», который занял 2 место в республиканской выставке научно-технического творчества детей.

- Интеграция творческого метода с новыми парадоксальными решениями как основа инновационной деятельности кружка.

- Словесные методы, включая методы убеждения, методы объяснительно-иллюстрированного обучения — необходимая часть системы работы.

Диагностика результата и контроль за прохождением
образовательной программы



1. Интерес детей к промышленному дизайну диагностируется путем

наблюдений за ребенком на занятиях, во время конкурсов, турниров,

выставок.

2. Развитие творческой способности диагностируется через анализ поведения

ребенка на занятиях, при подготовке к выставке путем применений, различных методик, при защите проекта, при рефлексии.

3. Владение ребенком теоретическим материалом оценивается при проведении расчетов конструкций и сооружений, при проведении теоретического опроса.


Первый год обучения


Основные задачи:

- Обучающие. Дать знания по общим вопросам промышленного дизайна, технике безопасности. Изучить принципы работы промышленного дизайна -тематический рисунок, декоративная композиция, художественное проектирование, обмер. Освоить технику и технологию работы.
- Развивающие. Сформировать устойчивый интерес к занятиям дизайном. Укрепить усидчивость, трудолюбие, выдержку. Развить мелкую моторику рук.
- Воспитывающие. Сформировать сплоченный детский коллектив. Укрепить навыки межличностного общения. Формировать коллективность труда.


Примерный тематический план

для кружка «Промышленный дизайн»


1 год обучения





Тема

Количество часов

Всего

Практических

теоретических

1

Вводное занятие.

1

0

1

2

Метод проектирования.

10

9

1

3

Понятие о творческой деятельности дизайнеров. Правила безопасности труда.

4

2

2

4

Тематический рисунок.

10

10

0

5

Теоретические основы обучения рисунку.

30

28

2

6

Понятие о декоративной композиции.

30

28

2

7

Понятие об обмере.

29

27

2

8

Понятие о художественном проектировании.

16

16

0

9

Подготовка к итоговой выставке.

6

6

0

10

Работа на выставке и подведение итогов.

8

6

2




Всего:

144

132

12



^ Содержание программы


  1. Вводное занятие.


Цели и задачи работы в кружке. Содержание деятельности дизайнеров на промышленных предприятиях и в НИИ. Правила поведения на занятиях. Организационные вопросы.


  1. ^ Метод проектирования.


Творческий проект Моя семья.

Цель: изучить историю своей семьи, род занятий членов семьи, их хобби, роль ребенка в семье.


Практическая работа. Подобрать фотографии, отражающую родословную, разные моменты из жизни семьи, а также впечатления членов семьи, о путешествиях, труде и отдыхе.

Творческий проект «Распорядок дня» - рассчитан на 3 года.

Цель: проанализировать свой день, распределить все важные и
обязательные дела по времени, найти баланс времени между внеурочными занятиями и отдыхом: представить распорядок дня в виде творчески оформленной самостоятельной работы с иллюстрациями на бумаге.


^ З. Понятие о творческой деятельности дизайнеров.

Правила безопасности труда.


Истоки дизайна: Художник-конструктор. Эстетический идеал машинного века. Единство формы и содержания на современном этапе. Система подготовки дизайнеров в РС (Я) и РФ. Рабочее место, материалы и инструменты дизайнера. Правила безопасности труда.
Практическая работа. Выполнение различных фактур с использованием сетки, щётки, губки, кисти. Покраска фонов кистью с использованием гуаши, темперы, акварели. Работа с бумагой, картоном, шиной, пластилином, гипсом.



  1. sovershennaya-konkurenciya-opredelenie-konkurencii-kak-ekonomicheskogo-yavleniya.html
    sovershenno-ne-issledovana-a-znachit-nam-predstoyat-mnogochislennie-otkritiya.html
    sovershenno-tochno-nil-donald-uolsh-druzhba-s-bogom-vot-novoe-evangelie.html
    sovershenstvovanie-apparaturi-akusticheskogo-televizora-i-razrabotka-metodiki-issledovaniya-tehnicheskogo-sostoyaniya-skvazhin-25-00-10-geofizika-geofizicheskie-metodi-poiskov-poleznih-iskopaemih.html
    sovershenstvovanie-deyatelnosti-marketinga-na-predpriyatii.html
    sovershenstvovanie-diagnostiki-i-lecheniya-vich-infekcii-predislovie.html
  2. uchebnik.bystrickaya.ru/urok-istorii-po-teme-socialno-ekonomicheskoe-razvitie-rossii-v-konce-19-n-20-veka.html
  3. textbook.bystrickaya.ru/ispolzovanie-interaktivnoj-doski-v-processe-obucheniya-gramote-detej-s-ovz.html
  4. lesson.bystrickaya.ru/nalogovij-kontrol-metodi-formi-i-puti-sovershenstvovaniya.html
  5. essay.bystrickaya.ru/doklad-dmitrij-ivanovich-mendeleev.html
  6. otsenki.bystrickaya.ru/reshenie-zadachi-dlya-domashnih-zadanij-primeri-reshenij-dlya-studentov-napravlenij-podgotovki-stroitelstvo.html
  7. shpora.bystrickaya.ru/vserossijskaya-olimpiada-shkolnikov-po-biologii.html
  8. tetrad.bystrickaya.ru/vozmozhnosti-sistemi-e-university-v-obuchenii-istorii-studentov-negumanitarnih-fakultetov.html
  9. knigi.bystrickaya.ru/resheniya-normativno-tehnicheskogo-soveta-v-2010-godu.html
  10. teacher.bystrickaya.ru/glava-dvadcat-pervaya-mirovaya-politika-v-usloviyah-krizisa.html
  11. paragraph.bystrickaya.ru/literatura-l-l-baranova-doktor-filologicheskih-nauk-professor.html
  12. kolledzh.bystrickaya.ru/badarlamasin-ske-asiru-bojinsha-2015-zhildi-9-ajina-atarilan-zhmistardi-eseb.html
  13. college.bystrickaya.ru/-v-krasnoyarskoj-administracii-razrabotali-koncepciyu-razmesheniya-reklamnih-konstrukcij.html
  14. desk.bystrickaya.ru/organizaciya-pensionnoj-sluzhbi-v-rf-chast-3.html
  15. kolledzh.bystrickaya.ru/avtovaz-trebuet-nacionalizacii-business-fm-6-avgusta-2009-legkovoe-avtomobilestroenie.html
  16. abstract.bystrickaya.ru/16-chto-mozhno-delat-s-informaciej-v-informatiku.html
  17. predmet.bystrickaya.ru/samokontrol-zanimayushihsya-fizicheskimi-uprazhneniyami-vozrastnie-anatomicheskie-i-fiziologicheskie-osobennosti-pri-zanyatiyah-fizicheskoj-kulturoj.html
  18. uchenik.bystrickaya.ru/kulturologiya-2-poyavlenie-kulturi.html
  19. predmet.bystrickaya.ru/skol-velika-internet-sejchas-prikladnie-programmi-9-domennaya-sistema-imyon-9-struktura-domennoj-sistemi-9-poisk.html
  20. institut.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-kruzhka-lepki-bereginya.html
  21. teacher.bystrickaya.ru/glava-2-funkcionirovanie-selskohozyajstvennih-otraslej-d-s-orlov-agrarnij-sektor-altajskogo-kraya-vo-vtoroj.html
  22. control.bystrickaya.ru/chast-iii-tehnicheskoe-zadanie-a-p-efremov-dokumentaciya-ob-otkritom-aukcione-v-elektronnoj-forme-na-okazanie.html
  23. control.bystrickaya.ru/bfunkcionirovanie-i-uslugi-ekosistem-doklad-specialnoj-gruppi-tehnicheskih-ekspertov-po-biologicheskomu-raznoobraziyu-lesov.html
  24. lesson.bystrickaya.ru/riski-v-bankovskoj-praktike.html
  25. desk.bystrickaya.ru/perechen-meropriyatij-v-ramkah-plan-raboti-na-2011-god-utverzhdayu.html
  26. crib.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-obrazovatnlnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-novgorodskij-gosudarstvennij-universitet-im-yaroslava-mudrogo-kafedra-russkogo-yazika-dekan-ff.html
  27. knigi.bystrickaya.ru/shevchenko-kafedra-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-i-osnovi-medicinskih-znanij.html
  28. kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-elektricheskie-stancii-i-podstancii.html
  29. literature.bystrickaya.ru/dejstvie-normativno-pravovih-aktov-vo-vremeni-prostranstve-i-po-krugu-lic-v-rf-chast-5.html
  30. portfolio.bystrickaya.ru/osobennosti-vipravki-strelochnih-perevodov-pravila-i-tehnologiya-vipolneniya-osnovnih-rabot-pri-tekushem-soderzhanii-puti.html
  31. student.bystrickaya.ru/-3-ob-ideyah-socialnoj-kibernetiki-gavrilov-o-a-kurs-pravovoj-informatiki-uchebnik-dlya-vuzov.html
  32. prepodavatel.bystrickaya.ru/teoriya-ekonomicheskogo-rosta-programma-kandidatskogo-ekzamena-po-ekonomicheskoj-teorii-dlya-aspiratnov-otraslevih-kafedr.html
  33. knowledge.bystrickaya.ru/muzika-poyasnitelnaya-zapiska-celi-i-zadachi-programmi-4-informacionnaya-spravka-o-shkole-6-organizacionno-pedagogicheskie.html
  34. crib.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskij-plan-na-2010-2011-uchebnij-god-po-predmetu-informatika-dlya-8.html
  35. university.bystrickaya.ru/gerhard-kriger-trir-germaniya-koncepciya-intellekta-u-eriugeni-i-kuzanskogo-mariya-sesiliya-ruskoni-chuvstvennoe.html
  36. credit.bystrickaya.ru/osnovnie-novosti-dnya-na-1100-msk-informacionnoe-agentstvo-itar-tass-29122011.html
© bystrickaya.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.