.RU

Содержание курса «Этнография татарского народа» - Программа «Этнография татарского народа» 8 9 классы





^ Содержание курса «Этнография татарского народа»

Раздел 1. Традиционное хозяйство и материальная культура.

Тема 1. Хозяйственные занятия татар.

Основные виды хозяйственной деятельности татар: земледелие, животноводство, птицеводство, пчеловодство, ремесла и промыслы.

^ Основные термины: сабан, сафьян, юфть, ичиги, гужевой извоз.

Тема 2. Поселения, хозяйственные постройки, жилище.

Месторасположение татарских селений, их планировка. Особенности татарской сельской усадьбы. Хозяйственные постройки. Топонимы родного села.

Особенности традиционной сельской избы. Декоративное оформление жилища. Интерьер.

^ Основные термины: клети, гумно, овин, мужская и женская половина, полати, намазлык, шамаили.

Тема 3. Народная одежда.

Мужской и женский национальный костюм. Виды одежды. Декоративное украшение одежды. Головные уборы. Обувь. Украшения.

Творческая работа: описание элемента национального костюма (экспоната школьного этнографического музея).

^ Основные термины: камзол, нагрудник, казакин, бишмэт, чапан, тюбетейка, чалма, калфак, накосники, ичиги, перевязь.

Тема 4. Традиционная татарская кухня.

Продукты, составляющие основу традиционной татарской кухни. Особенности татарской кухни. Гостевой этикет. Обрядовые угощения.

Традиционные татарские блюда, распространенные в родном селе в настоящее время. Рецепты их приготовления. Особенности сервировки стола.

^ Основные термины: казы, айран, катык, токмач, умач, кыстыбый, балеш, чак-чак.

Тема 5. Декоративно-прикладное искусство.

Особенности татарского декоративно-прикладного искусства. Художественные ремесла и промыслы: кожаная мозаика, вышивка, ювелирное искусство, художественное ткачество, керамика.

^ Тема 6. Семья и семейный быт.

Традиционные представления о браке. Нормы поведения. Критерии брачного выбора. Внутрисемейные отношения. Воспитание детей.

Современные брачные союзы. Сохранение традиций. Изменения в семейных отношениях.

Раздел 2. Духовная культура.

Тема 7. Религия.

Распространение ислама и христианства в Поволжье. Особенности ислама в Поволжье. Религиозные реформаторы 19 века: Г.Курсави, Ш.Марджани.

Традиции архитектуры мечетей.

^ Основные термины: кряшены, минареты.

Тема 8. Народная музыка.

Фольклорные жанры. Национальные музыкальные инструменты. Особенности татарской музыки.

^ Основные термины: бает, такмак, авыл койлэре, озын-кыска кой.

Тема 9. Семейные обычаи и обряды.

Свадебный обряд. Обряд наречения имени. Похоронно-поминальный обряд.

Особенности обрядов и степень соблюдения обычаев в родном селе.

Тема 10. Народные календарные праздники и обряды.

Зимние, весенние, летние, осенние праздники: нардыван, сабантуй. Обрядовые жертвоприношения. Вечерние посиделки. Трудовые обряды.

Раздел 3. Современное развитие татарской нации.

Тема 11. Современные этнические процессы.

Лабораторная работа: Национальный состав населения. Тенденции современного этнического развития татар родного села. Возрождение изучения родного языка и культуры.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  1. Исхаков, Д.М. Этнография татарского народа [Текст] / Д.М. Исхаков - Казань: Магариф, 2004. – 287 с.

  2. Ланкова, Н.М. Работа в школьном краеведческом музее [Текст] / Н.М. Ланкова - М., 2001. – 185 с.

  3. Харисова, Л.А. Культура народов Татарстана. [Текст] / Л.А. Харисова - Казань: Магариф, 2005. – 367 с.

  4. Харисов, Ф.Ф. Национальная культура и образование. [Текст] / Ф.Ф. Харисов - М., 2000. – 354 с.


^ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

  1. Баязитова, Ф.С. Традиции татар-мишар [Текст] / Ф.С. Баязитова. - Казань, 2003 – 288 с .

  2. Валеева-Сулейманова, Г.Ф. Декоративно-прикладное искусство казанских татар [Текст] / Г.Ф. Валеева-Сулейманова. - М., 1990 – 256 с.

  3. Валеев, Ф.Х. Древнее искусство Татарстана. [Текст] / Ф.Х. Валеев, Г.Ф. Валеева-Сулейманова - Казань, 2002. – 104 с.

  4. Галкин, Н.Н. История Юрги [Текст] / Н.Н. Галкин. - Кемерово, 2000. – 54 с.

  5. Давлетшин, Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа [Текст] / Г.М. Давлетшин - Казань, 2004. – 431 с.

  6. Исхакова-Вамба, Р. Татарские народные песни [Текст] / Р. Исхакова-Вамба - М., 1981. – 190 с.

  7. Исхаков, Д.М. Этнография татарского народа [Текст] / Д.М. Исхаков - Казань: Магариф, 2004. – 287 с.

  8. Кацюба, Д.В. Этнография народов Сибири [Текст] / Д.В.Кацюба - Кемерово,1993. – 150 с.

  9. Мартынова, С.Э. Тюркоязычное население Томского края: этнография и фольклор [Текст] / С.Э. Мартынова – Томск, 2003. – 55 с.

  10. Нагорная М.А. Родословная Казаковых 16-21 вв. [Текст] / М.А. Нагорная - Ниж. Новгород –2002. – 120 с.

  11. Притомские калмаки: Историко-этнографические очерки / сост. Н.С. Садыкова-Еремейкина; Под. ред. В.М. Кимеева. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. – 152 с.

  12. Томилов, Н.А. Современные этнические процессы среди сибирских татар [Текст] / Н.А. Томилов - Томск, 1978. – 205 с.

  13. Тюркский мир: Сборник научных статей / под ред. Гибадулина Я.Н. - М., 2004. – 185 с.

  14. Харисова, Л.А. Культура народов Татарстана. [Текст] / Л.А. Харисова - Казань: Магариф, 2005. – 367 с.

  15. Шабалин, В. Тайны имен земли Кузнецкой: краткий топонимический словарь Кемеровской области. - Кемерово, 1994. – 223 с.


Приложение 1

Примерная тематика творческих проектов обучающихся:

  1. Разработка сценария свадебного обряда.

  2. Татарский костюм.

  3. Фоторепортаж: элементы татарского декоративно-прикладного искусства в оформлении домов д.Зимник.

  4. Сборник рецептов национальных блюд, распространенных в д.Зимник.

  5. Экскурсия по татарской усадьбе.

  6. Татары в русской истории.

  7. Национальный характер: достоинства, трудности, недостатки.

  8. Компьютерная презентация: «Зимник – старинное сибирское село».

  9. Взаимодействие народов: калмацкие слова в речи татар д.Зимник.

  10. Общее в Библии и Коране.

  11. Отношение к алкоголю среди татарского населения д.Зимник.

  12. Дозволенное и запрещенное в национальной кухне.

  13. Исторические герои.

  14. Знаменитые деятели культуры.

  15. Песни и частушки, бытующие в д.Зимник.



Программа «История татарской литературы»

10 – 11 классы

Автор-составитель:

Р.Р. Карманаева, учитель

русского языка и литературы

МОУ «Зимниковская средняя

общеобразовательная школа»

Пояснительная записка

Изучение русской литературы в школе с региональным компонентом по татарской культуре предполагает установление ассоциативных связей между русской и татарской литературой.

Это очень важно для выявления черт общности в двух литературах. Эта общность способствует пониманию национального своеобразия другой культуры, расширению духовного, нравственного, эстетического опыта учащихся. На занятиях ведется «диалог культур», вследствие чего татарская культура раскроет себя полнее и глубже в глазах другой культуры.

Лирика А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова будет воспринята учащимися глубже, если будут созданы условия для «диалога культур». Этого можно добиться, обратившись к лирике Г.Тукая и других татарских поэтов.

Сопоставляя произведения Г.Тукая и русских поэтов на основе общности тематики, проблематики и жанра, можно реализовать требования проекта регионального компонента Государственного стандарта общего образования.

Курс рассчитан на развитие духовно-интеллектуального уровня и художественно-эстетического вкуса учеников. Учащиеся, интересующиеся возрождением историко-культурного наследия народов Российской Федерации, получат яркое представление об искусстве татарского народа.

Достоинство факультативного курса в том, что продолжается развитие художественного вкуса учеников в неразрывной связи с изучением русской литературы, говорящей об истории нации и связанной с актуальными проблемами современности.

Программа курса «История татарской литературы» рассчитана на 2 года (10-11 классы). 34 часа – 19 часов в 10 классе и 15 часов в 11 классе.

Цель данного курса – приобщение учащихся к искусству слова, богатству татарской классической литературы, развитие духовно-интеллектуального уровня и художественно-эстетического читательского вкуса. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цели изучения истории татарской литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими. Следовательно, цель данной программы состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами татарской словесной культуры, имеющей высокие художественные достоинства.

Данная программа предусматривает знакомство с особенностями татарского фольклора, изучение татарской художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества некоторых классиков.

Задачи курса:

- Познакомить с историко-культурным наследием татарского народа.

- Заинтересовать проблемой возрождения историко-культурного наследия татарского народа.

- Расширить круг чтения учащихся, познакомив с татарской литературой.

- Показать национальное своеобразие татарской литературы, приобщив учащихся к духовному наследию татарского народа.

В результате изучения данного курса ученик 10 класса должен:

знать/ понимать:

- основные понятия: фольклор, устное народное творчество, сказка, виды сказок, постоянные эпитеты, гипербола, сказочные формулы, сравнение, вариативность народных сказок, малые жанры фольклора; баит – эпический жанр татарского фольклора; искусство, мифология, философия, религия, художественная культура;

- татарскую мифологию;

- имена и основные произведения татарских писателей до революции 1917 года;

- особенности татарской культуры в контексте мировой культуры.

уметь:

- видеть своеобразие татарского фольклора и литературы;

- находить черты сходства и различия с произведениями русской литературы;

- определять принадлежность художественных произведений перу того или иного писателя или поэта;

- определять свое личное отношение к художественному произведению и выражать его словесно в форме устного или письменного высказывания;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

Кроме вышеперечисленных умений и знаний ученик 11 класса должен:

знать/понимать:

- основные понятия: культура, общество, искусство, понятие «инкыйраз» (исчезновение);

- знать содержание изученных произведений и биографию писателей;

- знать причины раскола татарской литературы;

- знать идеологию «инкыйраза» Г.Исхаки.

уметь:

- выделять особенности произведений татарских писателей Советского Союза и писателей Зарубежья;

- пользоваться дополнительной литературой;

- подготовить доклад, лекцию для будущего прочтения вслух на классном (школьном) вечере.

Средствами предмета «История мировой культуры» у учащихся необходимо формировать:

мыслительные умения:

- выделять главную мысль (идеи) в лекции учителя либо в письменном тексте;

- умение анализировать явления;

- сравнивать, обобщать, делать выводы;

- осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи, связь с современностью, личным жизненным опытом);

- определять свою позицию к получаемым на уроке сведениям, четко формулировать ее;

- аргументировать свою точку зрения: высказывать оценочные суждения;

- осуществлять самоанализ.

коммуникативные умения:

- владеть устной и письменной речью;

- умение вести диалог, удерживая предмет коммуникации;

- занимать позиции понимающего, автора и критика;

- в развернутой монологической речи раскрывать содержание проблемы.

- выступать с сообщениями, докладами.

информационные умения:

- умение воспринимать сведения на слух;

- фиксировать их в виде записей в тетрадях;

- умение анализировать художественные тексты.

Знания, навыки, умения и компетентность учащихся 10 и 11 классов проверяются в форме текущего, промежуточного и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется в форме устных опросов, промежуточный - в виде тестов. Итоговый контроль осуществляется в форме зачетов по вопросам или в виде защиты проектов по изученным произведениям.


^ Учебно-тематический план курса

«История татарской литературы»

№№

п/п

Тема занятия. Основное

содержание.

Форма контроля

Кол-во

часов

1.

Татарский фольклор (обзорная лекция). Жанровое богатство, своеобразие.




1

2.

Татарский фольклор. Народные праздники, песни.




1

3.

Татарский фольклор. Народные пословицы и загадки.

.

1

4.

Татарский фольклор. Народные сказки.

.

1

5.

Детский фольклор. Прибаутки, потешки, считалки, загадки и др.




1

6.

Итоговое практическое занятие по фольклору.

Проектная

работа

1

7

Социально-политическая обстановка

второй половины 19 века, уровень культуры и литературы того времени.

Начальный период творчества Гаяза Исхаки. Творческое кредо писателя,

идейно-эстетическое содержание его произведений.



3

8

Отражение в творчестве Исхаки до 1917 года проблем национального возрождения и особенности их освещения в татарской литературе 20 века.




4

9

Художественное воплощение мотивов борьбы против инкыйраза (исчезновения) в творчестве Исхаки периода скитаний и отражение этих принципов в татарской литературе 20 века.

тестирование




10

Габдулла Тукай. Жизнь и творчество.




2

11

Габдулла Тукай. Сатирические произведения Тукая.

анализ стихотворений




12

Бесправное положение женщины в татарском мире, пути избавления от такого общественно-семейного положения в произведениях Я.Вали «Ожившая покойница», Ф.Карими «Воображение или явь? , Г Тукая.

Письменная работа

2

13

Итоговое занятие по произведениям татарской литературы, созданной до 1917 года.

Контрольные

вопросы

2

14

Раскол татарской литературы.Г.Исхаки

драма «В волнах».Судьба «маленького

человека» в волнах большевистского переворота. Разоблачение «буржуазных

националистов» в драме Г.Ибрагимова

«Новые люди» и др.

Контрольные вопросы

4

15

Образы манкуртов (не помнящих родства) в произведениях Исхаки и др. Обзор исторической драмы Исхаки «Улуг Мухаммед».




1

16

Татарская литература тоталитарного периода

Советской России.

Контрольные вопросы

7

17

Г.Ибрагимов. Повесть «Сказание о красных цветах»




1

18

Г.Ибрагимов. Повесть «Дети Адамовы». Отражение исторических событий 1921-1922 г. Волжско-Уральского региона.




1

19

Г.Ибрагимов. Роман «Глубокие корни». Татарское общество после гражданской войны.




1

20

А.Гилязов. Повесть «Три аршина земли. Образ Мирвали. Период коллективизации.




1

21

Итоговые проектные работы по изученным произведениям татарской литературы или татарского фольклора.

Защита проектов

4




Итого




34















^ Содержание программы

Татарский фольклор. Жанровое богатство, своеобразие. Следы языческих времен. Влияние ислама (обзор).

Татарский фольклор. Эпос. Лиро-эпические песни (баиты). Виды баитов.

Татарский фольклор. Музыкальный фольклор. Лирические народные песни.

Тематика народных песен.

Татарский фольклор. Малые жанры фольклора. Народные пословицы, загадки, прибаутки, заговоры и др. Народная мудрость, опыт, традиции, отраженные в пословицах.

Татарский фольклор. Народные сказки. Виды сказок. Своеобразие татарских сказок. Фантастика сказок, волшебные сюжеты.

Итоговое практическое занятие по теме «Татарский фольклор». Письменная работа по изученным темам.

Знакомство с социально-политической обстановкой второй половины 19 века. Просветительское движение. Внутренние резервы татарского народа.

Имена татарских просветителей 18-19 вв., заложивших фундамент татарского ренессанса начала ХХ в. Роль газеты «Тарджеман» («Переводчик») в пропаганде идеалов просветительского движения. Просветители-джадидисты. Начало жизни Г.Исхаки. Первое произведение Исхаки – рассказ «Свобода в обучении, или счастливая жизнь в изучении наук». Продолжение идей рассказа другими писателями (Карими, Камал, Мухаммедов),

Проблематика ранних произведений Г.Исхаки.

Проблемы национального возрождения в фантастико-публицистической повести Г.Исхаки «Исчезновение, спустя двести лет». Своеобразие жанра книги Г.Исхаки.

Художественное воплощение мотивов борьбы против инкыйраза (исчезновения) в творчестве Исхаки периода скитаний. Укрепление национально-освободительного движения, создание новых организаций. Организация новых средств национальной печати. Журнал «Яна мили юл» («Новый национальный путь»). Отражение идеологических принципов Исхаки в татарской литературе ХХ в.

Жизнь и творчество татарского поэта Габдуллы Тукая.

Сатирические произведения Г.Тукая. Стихотворение «Кисекбаш», «Татарская девушка».

Отражение бесправного положения татарской женщины в татарском мире, пути избавления от такого общественно-семейного положения в произведениях татарских писателей ХХ века.

Итоговое занятие по произведениям татарской литературы, созданной до 1917 года в виде письменной работы.

Раскол татарской литературы после событий Октябрьской революции. Обзор драмы Г.Исхаки «В волнах», драмы Ибрагимова «Новые люди». Судьба «маленького человека» в волнах большевистсткого переворота. Разоблачение «буржуазных националистов».

Образ манкурта в драме Исхаки «Улуг Мухаммед» (обзор драмы). Продолжение проблематики драмы Исхаки в произведениях татарских ХХ века (обзор).

Проблема единства народа, осмысления его истории, обычаев и традиций в произведениях современных татарских писателей.

Проектная деятельность учащихся.


^ СПИСОК

литературы для учителя

  1. Литература: учебник-хрестоматия для 8 класса / под ред. Хайрулиной З.К. – Казань, 2005 – 230 с.

  2. Литература: учебник-хрестоматия для 9 класса/ под ред. Хайрулиной З.К. – Казань, 2005 – 235 с.

  3. Литература: учебник для 10 класса , под ред. Хайрулиной З.К. – Казань, 2005 – 240 с.

  4. Литература: учебник для 11 класса , под ред. Хайрулиной З.К. _ Казань, 2005 – 252 с.

  5. Сахапов М.Ж. Золотая эпоха татарского Ренессанса. – Казань, 2004 – 311 с.

  6. Юсупов Р.А. Вопросы перевода, сопоставительной типологии и культуры речи. – Казань, 2005 – 383 с.

СПИСОК

художественной литературы для учащихся

1. А.Гилязов «Три аршина земли», Казань 2005

2. Г. Ибрагимов «Новые люди», Казань 2001

3. Г. Ибрагимов «Дети Адамовы», Казань 2005

4. Г. Исхаки «Тюбетеечница» Казань, 2001

5. Г. Исхаки. Драма «В волнах»

6. Г. Тукай. Стихотворения. Казань, 1999

7. Лиро-эпический жанр фольклора. Баит «Сак-Сок». Учебник-хрестоматия, Казань, 2005

8. Татарские пословицы, поговорки, загадки. Казань, 2000

9. Татарские народные сказки. Казань, 2005

10. Я. Вали «Ожившая покойница», Казань, 2000


Приложение 1

Контрольные вопросы.

Раздел 1. Татарский фольклор

  1. Чем отличаются татарские народные песни от песен других народов?

  2. Назовите известных исполнителей татарских песен. Расскажите о них.

  3. Какие татарские пословицы о значении песни в жизни народа вы знаете?

  4. Какие татарские народные загадки вы знаете?.

Раздел 2. Татарская литература до 1917 года

  1. Расскажите о социально-политической обстановке второй половины 19 века, о культуре, литературе того времени.

  2. В каких произведениях (до 1917 года) Гаяз Исхаки отразил проблемы национального возрождения?

  3. Какие цели преследовал Г.Исхаки, рисуя образ девушки Камар из повести «Тюбетеечница»?

  4. Драма Г.Исхаки «В волнах» как итог событий 1917-1918 годов.

  5. Чем необычен образ Шурале из сказки Тукая? Какой это образ? Встречается ли в жизни?

Раздел 3.

  1. Что подразумевается под « расколом» татарской литературы?

  2. Каким показана судьба «маленького человека» в волнах большевистского переворота.

  3. В чем проявмлась борьба тоталитарной системы с явлением «буржуазного национализма»?

  4. Почему повесть «Инкыйраз, спустя двести лет» является программным документом , отражающим мировоззрение и политические взгляды Гаяза Исхаки.

Приложение 2

Темы проектов обучающихся

  1. Своеобразие татарского фольклора.

  2. Татарские народные песни.

  3. Известные исполнители татарских народных песен.

  4. Золотая эпоха татарского Ренессанса.

  5. Жизнь и творчество Габдуллы Тукая.

  6. Значение исторической драмы Исхаки «Улуг Мухаммед»


Приложение 3

Тесты

по теме «Художественное воплощение мотивов борьбы против «инкыйраза» (исчезновения) в творчестве Исхаки и отражение этих принципов в татарской литературе 20 века»

1. В каком году опубликовано произведение «Инкыйраз, спустя двести лет»:

А) 1915 г.

Б) 1922 г.

В) 1903 г.

Г) 1918 г.

2. Назовите 5 серьезных причин (по мнению Гаяза Исхаки), которые могут привести татарский народ к вымиранию (инкыйразу)

А)

Б)

В)

Г)

Д)

3. Назовите жанр произведения «Инкыйраз, спустя двести лет»

А) роман;

Б) повесть;

В) рассказ;

Г) фантастико-публицистическая повесть.

4) В чем заключается художественное кредо Г. Исхаки:

А) литература – средство воспитания;

Б) литература – основной вид искусства;

В) литература – эстетический поиск;

Г) литература – развлечение ;

5) Основная проблема повести «Инкыйраз…»

А) положение женщины в обществе

Б) проблема сохранения народа

В) проблема социального неравенства

Г) проблема государственности


Программа

курса «Язык и культура татарского народа»

Автор-составитель:

Сиразетдинова Ф.Г.,

Учитель татарского языка

МОУ «Зимниковская средняя

общеобразовательная школа»

Пояснительная записка

Факультативный курс «Язык и национальная культура татарского народа» введен со второго класса начальной школы. Необходимость этого курса вызвана тем, что дети татарской национальности не только не говорят на родном языке, но и не понимают его.

Программа курса составлена с опорой на Федеральный закон «Об образовании» ст.6 п.2 и ст.14 п.4 и «Программы обучения татарскому языку в русских школах» авторов Ф.Ф.Харисова и Ч.Н.Харисовой, утвержденную Министерством просвещения Татарстана 2001 г. Она призвана обеспечить регионально-национальный компонент в обучении.

Цели программы:

Учить детей говорить на родном языке, читать и писать, знакомить с простейшими грамматико-орфографическими правилами.

Воспитывать у детей уважение к традициям татарского народа, его быту, истории, материальной и духовной культуре; бережное отношение к родной природе, земле, воспитывать национальное самосознание, культуру межнационального общения.

В основу построения программы положен линейно-концентрический принцип, т.е. углубление и расширение изучаемого материала от класса к классу. В 1 и 4 классах программа предусматривает изучение таких тем, как «Моя школа», «Моя семья и мои друзья», «Времена года» и т.д. В 4 классе вводятся темы для изучения национальной культуры.

К концу изучения курса в начальной школе учащийся должен научиться следующим видам деятельности и умениям:

Аудирование:

Диалоговая речь:

Монологическая речь:

Чтение:

Письмо:

На уроках предполагается использование различных форм, методов, приемов обучения – как традиционных, так и нетрадиционных. Это уроки-путешествия, уроки-сказки («В гостях у Снежной Королевы», «В царстве Шурале», «Краски осени» и т.д.) ролевые игры «У врача», «На базаре, в магазине», «Оденем Незнайку». При изучении национальной культуры и татарского фольклора проводятся фольклорные праздники «В гостях у бабушки Бадернисы», «Бабушкин сундук», «Школьный Сабантуй». Уроки проводятся с использованием технических средств – аудио- и видеозаписей, компьютеров, интерактивного оборудования.


soglasovano-municipalnoe-obedinenie-bibliotek-goroda-ekaterinburga.html
soglasovano-nachalnik-uot-r-r-zinnatullin.html
soglasovano-predsedatel-us-mou-olhovskaya-sosh.html
soglasovano-s-l-dubrovin-iyunya-2005g.html
soglasovano-soglasovano-utverzhdayu.html
soglasovano-stranica-12.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mediki-eshe-shutyat-zhenshina-na-grani-nervnogo-sriva-sestra-milo-v-svoem-dnevnike-sobrala-beschislennoe-kolichestvo-smeshnih-i-ne-ochen-medicinskih-anekdotov.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovanie-ob-otchete-glavi-administracii-rajona.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-uroka-vstupitelnoe-slovo-uchitelya-chtenie-naizust-stihotvoreniya-materi-bessonni-beseda-po-tekstu-soobsheniya-uchashihsya-po-harakteristike-geroev.html
  • school.bystrickaya.ru/ispolzovat-priobretennie-znaniya-i-umeniya-v-prakticheskoj-deyatelnosti-i-povsednevnoj-zhizni.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-svyazannie-s-izmeneniem-ceni-metodicheskaya-razrabotka-po-teme-zadachi-na-procenti-na-urokah-i-v-zhizni.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-uroka-prosmotr-slajdov-na-temu-pashalnie-i-dekorativnie-yajca-s-ispolzovaniem-ikt-rasskaz-beseda-o-sovremennoj-gorodeckoj-rospisi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mehanizm-i-formi-akcionernoj-sobstvennosti.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravo-grazhdanina-na-otpusk-po-rossijskomu-zakonodatelstvu-chast-14.html
  • doklad.bystrickaya.ru/upravlenie-obrazovaniya-petrozavodskogo-gorodskogo-okruga-stranica-4.html
  • school.bystrickaya.ru/ekonomika.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-oshibki-v-situaciyah-s-logicheskim-i-problemi-predotvrasheniya-globalnih-riskov-ugrozhayushih-sushestvovaniyu-chelovecheskoj.html
  • studies.bystrickaya.ru/istoricheskij-portret-ivana-groznogo.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-04-05-2012-24-oprovedenii-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-vipusknikov-xi-klassov-2012-godu.html
  • thescience.bystrickaya.ru/jogaradzh-boris-saharov-joga-iz-pervoistochnikov-stranica-3.html
  • notebook.bystrickaya.ru/habarovskij-most.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-provedeniyu-samostoyatelnoj-raboti-studentov-po-discipline-informacionnie-tehnologii-nazvanie-disciplini.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-10-prolog.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakonodatelstvo-rf-v-oblasti-grazhdanskoj-oboroni-go-stranica-8.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-rabochaya-programma-sostavlena-s-uchyotom-primernoj-programmi-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-literature-i-skorrektirovana-na-eyo-osnove.html
  • student.bystrickaya.ru/1-sistema-elektronnogo-platezha-sushnost-vidi-naznachenie-tehnicheskij-universitet.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplina-ekologiya-nazemnih-bespozvonochnih.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-po-state-p-vajngartnera-shodstvo-i-razlichie-mezhdu-nauchnoj-i-religioznoj-veroj.html
  • books.bystrickaya.ru/chislo-sluchaev-smerti-lic-v-vozraste-do-65-let-osnovnie-rezultati-i-napravleniya-deyatelnosti-organov-mestnogo.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-4-metodicheskie-materiali-i-rekomendacii-pechataetsya-po-resheniyu-metodicheskogo-soveta-moskovskogo-gorodskogo.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-provedeniya-dnej-molodezhnoj-nauki-v-altajskom-gosudarstvennom-universitete-20-aprelya-2009-g-stranica-3.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-administrativnih-pravonarusheniyah.html
  • esse.bystrickaya.ru/razrabotka-metodiki-ispolzovaniya-sputnikovih-izmerenij-pri-topograficheskoj-semke-shelfa-v-visokih-shirotah.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-ocenka-konkurentosposobnosti-rossijskogo-tyazhelogo-mashinostroeniya-25.html
  • turn.bystrickaya.ru/podhodi-k-resheniyu-problemi-sohraneniya-i-formirovaniya-zdorovya-shkolnikov-ponyatie-zdorove-i-ego-sostavlyayushie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/turisticheskaya-kompaniya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vivodi-publichnij-doklad-direktora-mou-sosh-2-g-nikolska-penzenskoj-oblasti-malkovoj-eleni-nikolaevni.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vliyanie-vidimogo-sveta-na-organizm-cheloveka-chast-2.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-medicinskaya-psihologiya-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-27yanvarya-2012g-22-g-salehard-oprovedenii-xii-otkritogo-okruzhnogo-festivalya-folklora-narodov-severa.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razrabotka-i-primenenie-k-issledovani-yu-rezhimov-elektroenergeticheskih-sistem-programmnogo-kompleksa-s-graficheskim-interfejsom.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.