.RU

Социализация личности - Психология



^ Социализация личности – это процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоения им социальных влияний, приобщения его к системе социальных связей. Социализация – это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности. Первая сторона – это характеристика того, как среда воздействует на человека, вторая – характеризует процесс воздействия человека на социальную среду посредством своей деятельности. (См.: Процесс социализации, политическая социализация).


Социально-политическая психология – одно из названий политической психологии, введенное психологом Г.Г.Дилигенским. По его мнению, совершенно очевидно, что политические характеристики психологии масс и личности во многом производны от их общепсихологических и социально-психологических характеристик, не могут быть вне связи с последними. Получается, что понимаемая широко политическая психология не может не быть социально-политической, или макросоциальной психологией. Нынешнее состояние политической психологии, по мнению Г.Г.Дилигенского, - еще одно доказательство в пользу выделения особой междисциплинарной области гуманитарного знания, рассматривающей социоэтальный уровень общественной психологии. Этот уровень объединяет соответствующие ему направления и проблемы социальной психологии с проблемами психологии политической, поскольку принадлежащие ему процессы и явления неразрывно связаны с политическими. Данная, фактически уже существующая, но слабо систематизированная и объединенная область знания может быть поэтому названа социально-политической психологией.


^ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ - категории людей, отличающихся разным отношением к политике и проявля­ющих большую или меньшую готовность (а часто и не­желание) к участию в борьбе за власть. Основанием для выделения таких типов служат не только социально-психологические качества индивидов, объективные ха­рактеристики их участия в политике, но и субъектив­ное восприятие борьбы за власть человеком, его пони­мание собственной роли в ней.

Во-первых, различают людей, активных во всех об­ластях жизни, в том числе и в политике. Они отлича­ются большой энергией, высоким мнением о собствен­ных возможностях и сильными личными устремления­ми, весьма настойчиво участвуют в разнообразных ви­дах деятельности и часто, хотя и не всегда, проявляют высокую идеологическую и психологическую стойкость.

^ Ко второму социально-психологическому типу отно­сятся люди, активные в каких-либо сферах деятельнос­ти, но пассивные в политике, и следовательно, лишен­ные склонностей, свойственных политикам и необходи­мых для политической борьбы, либо относящиеся ин­дифферентно к проблемам политики ввиду достаточно продуктивного участия в других областях. Сюда можно отнести и тех, кто по тем или иным причинам не одоб­ряет существующую политическую систему и поэтому не включается активно в ее функционирование. В то же время они не борются за ее ликвидацию.

^ Третий социально-психологический тип составляют индивиды, проявляющие слабый интерес к неполитическим областям жизни, но весьма политически активные. Это своеобразная категория людей, с определенными интеллектуальными и эмоционально-экспрессивными характеристиками, ориентирующими на достаточно упрощенное понимание политической деятельности.

К четвертому социально-психологическому типу обычно относят полностью пассивных (как в политике, так и вне ее) людей (чаще всего совершенно неэнергичных, не всегда верящих в себя, робких по своей натуре). В этом случае отсутствие ориентации на политическую активность можно объяснить слабостью и неустойчиво­стью их жизненной позиции (см. также: Классифика­ция людей по их отношению к власти).


^ Социальный уровень личности – это наиболее тонкие личностные структуры: установки, ценности, цели, мировоззрение. В процессе политической социализации индивид интериоризирует цели и ценности своей культуры. Так, сегодня граждане младших возрастов интериоризируют по преимуществу демократические ценности, между тем, как их родители получили в детстве иную ценностную структуру личности. Анализ политической структуры личности невозможен без выявления интересов, потребностей и мотивов, которые являются частью именно социальной структуры личности.


Социология (от лат. societies – общество и греч. logos – слово) – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Термин введен франц. социологом О.Контом в сер. ХІХ в. и первоначально означал обществоведение.

Социология и социальная психология дали политической психологии основные методические приемы, методологию исследования. Эти дисциплины, как и политическая психология, не претендуют на широкомасштабные обобщения, оставаясь в рамках теорий среднего уровня. Такие категории, как роли, нормы, ценности, интересы, лидерство, конформизм, социализация и многие другие, описывающие внутри- и межгрупповое поведение человека. Его становление в социальной среде как гражданина политические психологи заимствовали из названных дисциплин.


^ Специализированные каналы высказывания общественного мнения – являются самыми надежными, поскольку дают возможность получать с помощью социологических и социально-психологических методов надежную и репрезентативную (адекватную) информацию по широкому кругу вопросов.

В отличие от опосредованных каналов (которые позволяют изучить методом контент-анализа лишь основные тенденции общественного мнения), прямых каналов (которые дают информацию о мнении наиболее активной части населения, которые пишут письма, обращения, выступают на митингах и т.д.), именно специализированные каналы высказывания общественного мнения могут стать научной основой для проведения политического маркетинга.


Стереотип социальный (от греч. stereos – твердый и typos - отпечаток) – относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (партии, группы, человека, события, явления и т.п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе. Термин «С.с.» впервые введен американским журналистом У.Липманом.


^ Стихийные выступления. К числу стихийных форм поведения относятся как незапланированные поступки, совершаемые отдельными людьми, так и неорганизованные массовые выступления, бунты, восстания, митинги протеста и т.п. Политическую психологию значительно больше интересуют именно массовые формы в силу их политической значимости, и потому, что в них действуют иные психологические законы, чем в индивидуальном поведении. (См.: Паника, Толпа, Слухи).


Структура политического качества. Политические качества проявляются внешне в том, насколько эффективно человек решает вполне конкретные политические задачи. Но следует иметь ввиду, что между внешними проявлениями качеств и их внутренним содержанием нет жесткой связи. Человек обладает способностью к мимикрии: он может думать одно, а делать другое. Поэтому изучение политических качеств человека не сводится к констатации поступков и их однозначному толкованию.

Структура каждого политического качества включает в себя целый ряд слагаемых. ^ Основные из них: 1) политические знания (например, чтобы стать патриотом своей Родины, нужно хотя бы знать ее историю); 2) вера в эти знания (можно знать что-либо, но, тем не менее, сомневаться в этих знаниях); 3) политические чувства (то, что человек знает и во что верит, не может оставаться бесстрастным); 4) политические умения (мало знать, верить и не быть бесстрастным – надо еще уметь действовать в соответствии с имеющимися знаниями и убеждениями); 5) политическая воля (чтобы преодолевать трудности, нужно обладать способностью мобилизовать свои силы и направить их на выполнение поставленной задачи).


Субъективизм – мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности, отрицающая объективные законы природы и общества. (См.: Волюнтаризм).


Суверенитет (от нем. Souveranitat, от франц. souverainete – верховная власть) – 1) политическая независимость и самостоятельность государства во внутренней и внешнеполитической деятельности, не допускающая иностранного вмешательства; 2) принадлежность власти народу, нации (народный С., национальный С.), осуществление государственной власти через народных представителей или непосредственно, путем референдума.

Суверенный – обладающий С., независимый. С. – это право власти управлять именно этой территорией и именно в это время.


Т


Тезис – это положение, которое требуется рассмотреть в ходе рассуждения. Любое публичное выступление состоит из многих тезисов и аргументов, приводимых в подтверждение. Т. и его аргументация составляет определенные смысловые куски, соединение которых между собой в публичном выступлении осуществляется разнообразными способами. Существует иерархия тезисов. Общий -–наиболее широкий тезис, отражает главную идею речи. Эта идея может быть выражена в названии, заголовке, в зачине. Затем ведущий тезис раскрывается в системе частных тезисов.


^ Теория «политической поддержки» – одна из теоретических моделей политической психологии. Разработана американскими политологами Д.Истоном и Дж.Деннисом в 60-х годах в русле общей теории системного анализа политики. Центральная идея данной концепции – идея психологической поддержки власти со стороны граждан.


^ Теория обмена и трансактного анализа – одна из основных групп теорий политического лидерства. Представители Дж.Хоманс, Дж.Марч, Г.Саймон, Дж.Тибо, Г.Келли, К.Джерджен. Этот подход рассматривает лидера как чувствующего потребности и желания своих последователей и предлагающего им способы их осуществления. Согласно этой точки зрения, акцент делается на процессе взаимодействия лидера и последователей.


^ Теория ожидания-взаимодействия – одна из психологических школ, изучающая проблемы лидерства. Наиболее яркие представители: Дж.Хоманс, Дж.Хемфилл, Р.Стогдилл, С.Эванс, Ф.Фидлер и др. Этой школе принадлежит попытка создания операциональной модели лидерства. В частности, Ф.Фидлер предлагает «вероятную модель эффективности лидерства», которая ставит акцент на интеграции влияния стилей лидерства (характеризующие личностные свойства лидера) и ситуативных переменных (включающих отношения между лидером и последователями, структуру задачи, позицию власти лидера). Суть теории заключается в утверждении, что эффективность группы носит вероятностный характер в зависимости от соответствия стиля лидерства конкретной ситуации. Ф.Фидлер выделяет два возможных стиля лидерства: ориентация на задачу и ориентация на межличностные отношения, иначе говоря, инструментальное и эмоциональное лидерство. По мнению автора, стиль лидерства соотносится с ситуативными переменными (причем каждая переменная получает строгое количественное выражение) следующим образом: 1) Для лидера более благоприятна ситуация, в которой он имеет сильную власть. 2) Существование только одного способа достижения цели благоприятствует лидеру. 3) Личные хорошие отношения с последователями благоприятны для лидера.

Наиболее благоприятная ситуация для лидера включает хорошие отношения с последователями, хорошо структурированную задачу, сильную позицию лидера. Из этой предпосылки Ф.Фидлер делает вывод, что ориентированный на задачу лидер более эффективен, когда ситуация либо очень благоприятна, либо очень неблагоприятна для него. А ориентированный на межличностные отношения лидер более эффективен в ситуациях только умеренно благоприятных или умеренно неблагоприятных.


^ Теория черт – Т.ч. или теории «великого человека», или харизматические теории лидерства представляют собой несколько ранних учений, возникших под влиянием исследования Ф.Гальтона, пытающегося объяснить лидерство на основе наследственности. В рамках этого направления были предприняты исследования царских династий различных наций, анализ браков между правителями и т.д. Основной идеей данного подхода было убеждение в том, что если лидер обладает качествами (передающимися по наследству), отличными от его последователей, то эти качества можно выделить. Однако быстро выяснилось, что задача составления перечня таких черт нерешаема.


Терроризм (от лат. – ужас, страх) – осуществление политической борьбы способами запугивания, насилия вплоть до физической расправы с политическим противником; дестабилизация общества государственно-политического строя путем систематического насилия и запугивания, политических убийств, провокаций.


^ ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Технологически политическое консультирование складывается из стратегического планирования деятельности политика и ее результатов; оказания содействия ему в процессе поиска стратеги­ческих и тактических целей и выборе средств их достижения; определения его сторонников, союзников и противников как в целом, так и в реализации конкрет­ной цели; выработки оптимальной тактики и линии поведения в отношении сто­ронников, союзников и противников; подборе методов работы; создании позитив­ного имиджа (совместно с имиджмейкером или же выполняя еще и его функции) и его мультипликации в средствах массовой информации (совместно с пресс-сек­ретарем и PR-меном или же выполняя еще и их функции). Особая сфера полити­ческого консультирования — оказание политико-психологической помощи в орга­низации и проведении предвыборных (избирательных) кампаний публичных политиков.


^ Типологические исследования – один из типов исследований проблемы личности в политике в рамках политической психологии. В Т.и. предпринимаются попытки «классифицировать» политических деятелей в психологических терминах от самых примитивных до сложнейших. Основаниями для классификации служат отдельные психологические особенности политиков, свойства их поведения, мышления, стиля межличностных отношений, принятия решения и т.д. Одной из наиболее известных классификаций является схема Т.Адорно, основанная на понятии авторитарности. М.Рокич предложил в качестве основания для типологии политиков такое качество, как догматизм. Д.Рисман избрал две базовые личностные ориентации: на традицию и на внутренние цели. Г.Лассвел и Дж.Бабер выделяют политические роли. Лассвел предлагает типологию, выделяющую роли «агитатора», «администратора» и «теоретика», а Бабер – «зрителя», «рекламирующего», «сопротивляющегося» и «законодателя». Обобщая развитие проблематики личности в политике, американский политический психолог Фред Гринстайн предложил концепцию, определяющую значение личностного фактора в политическом процессе. Его роль становится особенно важной, во-первых, когда появляются абсолютно новые политические обстоятельства, не имеющие аналогов в прошлом. Во-вторых, в сложной и противоречивой ситуации с большим числом неопределенностей. В-третьих, в ситуации, когда есть выбор между разными силами, предлагающими разные политические решения. По мнению Гринстайна, роль личности в политическом процессе тем больше, чем более среда восприимчива к тому, что личность ей предлагает, чем выше позиция человека в политической системе, и чем ярче сила Эго того или иного политика.


^ ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ — его виды, характеризуемые в зависимости от условий, в которых осуществляются властные отношения. Эти типы — то­талитарный, авторитарный, либеральный и демократи­ческий — различаются по пяти основным признакам.

Первым из них является характер и мера осуществ­ления власти. В тоталитарном обществе это всеобщий, не знающий границ контроль и насилие; в авторитар­ном обществе возникают анклавы, недоступные конт­ролю; в либеральном власть ведет диалог с независимы­ми группами в этих анклавах и сама определяет его результаты; в демократическом обществе власть осуще­ствляется представителями граждан, избранными в соот­ветствии с законом.

Второй признак — отношение людей к власти по прин­ципу: не «за» или «против» конкретной власти, а в соот­ветствии с общей характеристикой взаимодействия об­щества с нею. Для тоталитарного сознания характерно слияние с властью, для авторитарного — отчуждение от власти, для либерального — влияние на нее и для де­мократического — выбор конкретных носителей власти.

Третьим признаком, различающим конкретные типы организации власти, выступает статус горизонтальных социальных структур. Тоталитарный режим разрушает любые горизонтальные структуры. Авторитарный допус­кает их в той мере, в какой они носят неполитический характер. Либеральный разрешает любые организации, кроме тех, которые претендуют на власть. При демок­ратическом строе структура общественных организаций становится основой политической системы.

В любом обществе есть своя сфера допустимого и зап­ретного, и характер этих запретов является четвертым дифференциальным признаком. В тоталитарном обще­стве разрешено то, что приказано властью, все осталь­ное запрещено. В авторитарном обществе разрешено то, что не имеет отношение к политике. В либеральном обществе разрешено все, кроме смены власти. В демок­ратическом обществе разрешено все, кроме того, что зап­рещено законом.

Пятым признаком является характер идеалов поли­тического поведения. Он определяет тот тип личности, который наиболее соответствует целям власти, и тот тип власти, который наиболее соответствует ценностям общества. В тоталитарном обществе от власти требует­ся всемогущество, от людей — энтузиазм и скромность. В авторитарном обществе от власти требуется компе­тентность, от людей профессионализм и послушание. В либеральном обществе от власти требуется нравствен­ность, от людей — активность и безответственность. В демократическом обществе от власти и от граждан тре­буется одно — соблюдение законов.


^ ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - определены на основе соотношения тра­диционных и инновационных факторов в каждом конкретном обществе. Еще Г. Алмонд и С. Верба в первых работах выделили три основных и несколько сме­шанных типов политической культуры.

Первый чистый тип — «патриархальный». Опирающаяся на него политиче­ская система носит традиционный характер. Она единовластно управляется вож­дями, обычно характеризуется полным отсутствием у граждан какого-либо инте­реса к политической системе и требует от людей тотального подчинения на основе следования традициям.

Второй чистый тип политической культуры — «подданнический». Его отли­чительной чертой является сильная ориентация граждан на политическую сис­тему и слабая степень их личного участия в политике. Данный тип формировал­ся в условиях феодального общества с выраженной иерархичностью отношений между разными уровнями политической системы. Нижестоящие подданные, со­гласно все той же традиции, должны с почтением относиться к своему сеньору, барину, господину. Такая «почитательная» модель отношений до сих пор ощу­щается во многих политических системах. Отметим, однако, что выраженная по­чтительность к лидеру в такой культуре вполне может сочетаться и с высоким гражданским сознанием и личным участием. В этом отличие данного типа от предыдущего.

Третий чистый тип политической культуры — «активистский». Он отличает­ся от предыдущих стремлением граждан играть существенную роль в политиче­ских делах и их компетентностью в делах государства, что предполагает и высокий интерес, и позитивное активное отношение как к политике вообще, так и к дан­ной конкретной политической системе в частности. Главным здесь является уро­вень политического участия граждан.

В реальной жизни такие «чистые типы» практически не встречаются. В дей­ствительности все оказывается гораздо сложнее. Однако разные сочетания и ком­бинации теоретически выделенных «чистых типов» образуют совершенно реаль­но бытующие различные смешанные типы политической культуры — такие, как: патриархально-подданический, подданически-активистский и т. д. Один из таких смешанных типов, получивший название «гражданская культура», претендует на роль основного и часто упоминается как четвертый тип политической культуры.


Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – свойство личности непредвзято оценивать людей, события, явления, обладающие различными, в т.ч. противоречивыми чертами; характеризуется способностью отмечать одновременно и положительные, и отрицательные черты, соотнося собственные взгляды со всей имеющейся информацией, не отдавая предпочтения в конечной оценке собственному отношению. Непредубежденность в оценке и поведении, по отношению к сложному социальному, экономическому, техническому и др. явлениям, свидетельствует о развитой способности личности к оценке явления в достаточной полноте, высокой степени рефлексивности. Т. чрезвычайно важна для руководителя (политика) любого ранга, ибо умение выделить в человеке (ситуации) и положительные, и отрицательные черты, дать справедливую оценку обеспечивает здоровый социально-психологический климат в группе. Т. может рассматриваться не только как свойство отдельной личности, но и как свойство группы, проявляемое по отношению к отдельным людям, идеям, ситуациям. Т. – признак культуры ума, выражается в уважении к чужим мнениям и убеждениям. Т. является важным личностным качеством эффективного политического деятеля.


Толпа – представляет собой бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Основными механизмами формирования Т. и развития ее специфических качеств считаются циркулярная реакция (нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение), а также слухи. Выделяют четыре основные вида Т.: 1) о к к а з и о - н а л ь н а я (случайная), связанная с любопытством к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария и т.д.); 2) к о н в е н -ц и о н а л ь н а я, связанная интересом к какому-либо заранее объявленному развлечению (например, спортивному состязанию) и готовая, часто лишь временно, следовать достаточно диффузным нормам поведения; 3) э к с п р е с с и в н а я, выражающая общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.д.); ее крайнюю форму представляет э к с -т а т и ч е с к а я Т., достигающая вследствие взаимного ритмически нарастающего заражения состояния общего экстаза (например, на массовых идеологических или религиозных ритуалах, карнавалах, концертах рок-музыки и т.д.); 4) д е й с т в у ю щ а я, которая в свою очередь включает следующие подвиды: а) а г р е с с и в н а я Т., объединенная слепой ненавистью к некоторому объекту (самосуд, избиение религиозных и политических противников, представителей определенных рас и народов и т.д.); б) п а н и ч е - с к а я Т., стихийно опасающаяся от реального или воображаемого источника опасности; в) с т я ж а т е л ь н а я Т., вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо благами (деньгами, местами в отходящем транспорте, продуктами питания, товарами и т.д.); г) п о в с т а н ч е с к а я Т., в которой она нередко составляет атрибут революционных потрясений и часто перерастает в акт политической борьбы. Однако отсутствие ясных целей, диффузность структуры порождает практически наиболее важное свойство Т. – ее легкую превращаемость из одного вида (подвида) в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно. Однако знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведение Т. в авантюристических целях (что характерно для тоталитарных и авторитарных режимов) либо сознательно предотвращать и прекращать ее опасные действия.


shini.html
shipakovskaya-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
shiptenko-sa-aktualnie-problemi-gosudarstvenno-konfessionalnih-otnoshenij.html
shirli-hensen-i-dzhenni-vejsman-perfomans-kontrakting-novie-gorizonti-shirli-hensen-d-r-filosofii-stranica-13.html
shiroka-strana-moya-rodnaya.html
shirokij-vibor-pitatelnih-veshestv-ispolzuyushihsya-otdelno-ili-kak-ingredienti-v-kormlenii-bistro-podvergayutsya-okisleniyu-pri-vozdejstvii-vozduha-reakciya-okis.html
  • report.bystrickaya.ru/k-sostavleniyu-avtorskoj-programmi-elektivnogo-kursa-fakultativa-razvivayushego-kursa-pri-sostavlenii-svoej-programmi-neobhodimo-napisat-5-sleduyushih-blokov.html
  • books.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-dlya-uchashihsya-10-11-klassov-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravleniya-podgotovki-bakalavriata-stranica-4.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchno-prakticheskaya-konferenciya-s-mezhdunarodnim-uchastiem-09-00-17-00.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-lizhnij-sport-nazvanie-disciplini.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-ekzistencialnaya-filosofiya-syorena-kirkegora.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/protivodejstvie-korrupcii-v-ispolnitelnih-organah-gosudarstvennoj-vlasti-yamalo-neneckogo-avtonomnogo-okruga-na-2009-2011-godi-za-2010-god-stranica-4.html
  • institut.bystrickaya.ru/standart-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-po-ekonomike-federalnij-komponent-gosudarstvennogo-standarta-obshego.html
  • abstract.bystrickaya.ru/17literaturnie-dannie-protokol-vedeniya-bolnih.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-poryadok-viplati-materialnoj-pomoshi-prikaz-45-ot-24-oktyabrya-2008-g-o-a-udovichka-prinyato-na-zasedanii.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soderzhanie-obrazovatelnoj-programmi-imodul-informacionnaya-spravka-o-shkole.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-tabiat-tamasha-bajliimiz.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-nikolas-sparks-nezabivaemaya-progulka.html
  • composition.bystrickaya.ru/ovdo-i-zpn-mou-10-09-gorodskaya-konferenciya-itogi-letnej-ozdorovitelnoj-kampanii-leto-2010-ovdo-i-zpn.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vibor-ispolnitelnogo-mehanizma-disciplina-sistemi-lokalnogo-kontrolya-i-upravleniya-kursovaya-rabota-sau-nagrevom.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sozdanie-v-biblioteke-blagopriyatnoj-sredi-razvitiya-o-e-grazhdankina-otvetstvennaya-za-vipusk.html
  • credit.bystrickaya.ru/ot-sostavitelej.html
  • assessments.bystrickaya.ru/deponirovannie-nauchnie-raboti-nauchno-tehnicheskaya-biblioteka.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/struktura-vospitatelnoj-podsistemi-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo.html
  • writing.bystrickaya.ru/m-n-zhemchuzhnikova-vospominaniya-o-moskovskom-antroposofskom-obshestve.html
  • textbook.bystrickaya.ru/hand-von-der-butter-nemecko-russkij-frazeologicheskij-slovar.html
  • znanie.bystrickaya.ru/71-godovaya-buhgalterskaya-otchetnost-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-motorostroitel-kod-emitenta.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchitel-rubcova-valentina-anatolevna-uchebniki-ekonomicheskaya-i-socialnaya-geografiya-mira-yu-n-glazkij-s-b-lavrov-data-posesh.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskij-sad-kombinirovannogo-vida-6-alenkij-cvetochek.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vse-cherez-notariusa-vedomosti-sterkin-filipp-ivanickaya-nadezhda-17052007-88-str-a3.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-2010g-rabochaya-programma-po-russkomu-yaziku-dlya-uchashihsya-9-klassa-na-2010-2011-uchebnij-god-stranica-4.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-produktivnoe-mishlenie-umozaklyuchenie-i-reshenie-zadach-umo-po-klassicheskomu-universitetskomu-obrazovaniyu.html
  • credit.bystrickaya.ru/osobennosti-uchastiya-advokata-v-kachestve-zashitnika-v-ugolovnom-processe.html
  • college.bystrickaya.ru/1353-kak-sozdat-sistemu-dinamicheskih-zaprosov-o-tipe-zakonchennij-uchebnik-i-rukovodstvo-po-yaziku.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kartina-odinnadcataya-kak-to-pogozhim-denkom-k-karpu-yakovlevichu-grimze-inspektoru-mestnogo-lesnichestva-nevisokomu.html
  • klass.bystrickaya.ru/46-sovershenstvovat-rabotu-shsu-publichnij-doklad-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj.html
  • composition.bystrickaya.ru/perspektivnij-plan-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-srednego-doshkolnogo-vozrasta-mesyac.html
  • turn.bystrickaya.ru/pervij-karnaval-stranica-21.html
  • report.bystrickaya.ru/kak-celenapravlennoe-upravlenie-processom-raz-vitiya-lichnosti.html
  • thescience.bystrickaya.ru/klim-muratov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.