.RU

СМ 1.3. Разнообразие высших многоклеточных организмов - Конспект лекций для студентов 1 курса дневной и заочной...


^ СМ 1.3. Разнообразие высших многоклеточных организмов Лекция 15. Лишайники как форма сосуществования автотрофных и гетеротрофных бионтов, формирующих многоклеточную двухслойную структуру
^ Цель лекции – обосновать возникновение лишайников как экологически более выгодных образований во взаимодействии с окружающей средой по сравнению с отдельными составляющими их бионтами.

^ Задачи лекции:

  1. представить отдел лишайников как результат симбиоза в эволюции однослойных бионтов;

  2. дать представление о строении тела и распределении функций между его частями у лишайников;

  3. ознакомить с разнообразием форм лишайников.


Вопросы лекции:

  1. Отдел лишайники (Lichenophyta) – двухслойные образования, возникшие в результате симбиоза автотрофных и гетеротрофных однослойных организмов.

  2. Состав тела лишайников.

  3. Строение таллома лишайников.

  4. Разнообразие жизненных форм лишайников.


1. Отдел лишайники (Lichenophyta) – двухслойные образования, возникшие в результате симбиоза автотрофных и гетеротрофных однослойных организмов

Лишайники – симбиотические образования, состоящие из двух организмов – гриба и водоросли или цианобактерии. Представляют собой путь перехода грибов на многоклеточный двухслойный уровень организации.


2. Состав тела лишайников



Рис. 15.1 – Поперечный (1) и продольный (2) срез таллома

а) корковый слой

б) клетки водорослей

в) центральная часть сердцевины

г) периферическая часть сердцевины (осевой тяж)


3. Строение таллома лишайников



Рис. 15.2 – Разрез гомомерного и гетеромерного талломов лишайников

к) верхняя и нижняя кора

в) водоросли

с) сердцевина

р) ризина

4. Разнообразие жизненных форм лишайников

Листоватые, накипные, кустистые.

^ Вопросы для самостоятельного изучения (2 часа)
Изучение ведется по учебникам из фонда библиотеки.


Лишайники являются индикаторами чистоты воздуха

^ Лекция 16. Происхождение и организация сосудистых растений как автотрофных бионтов многоклеточного двухслойного уровня организации
Цель лекции – обосновать возникновение сосудистых растений как автотрофных бионтов многоклеточного двухслойного уровня организации, более продвинутых в энергетическом взаимодействии с окружающей средой по сравнению с их предковыми формами.

^ Задачи лекции:

  1. представить возникновение сосудистых растений как реализацию возможности освоения суши в эволюционном процессе;

  2. представить общую схему организации сосудистых растений;

  3. представить общую схему развития сосудистых растений;

  4. обосновать значение каждого поколения в жизненном цикле;

  5. обосновать преимущества, вытекающие из организации и развития сосудистых растений, перед их предковыми формами.

Вопросы лекции:

  1. Возникновение сосудистых растений в процессе освоения суши.

  2. Общие черты строения сосудистых растений.

  3. Чередование полового поколения (гаметофит) и бесполого поколения (спорофит) в жизненном цикле растений.

  4. Значение разных поколений растений для поддержания их численности.


1. Возникновение сосудистых растений в процессе освоения суши

Условия выхода растений на сушу:

  1. дифференциация тела на надземную и подземную части,

  2. развитие механических тканей,

  3. развитие покровных тканей,

  4. становление процесса транспирации.


2. Общие черты строения сосудистых растений

Наличие наздемной и подземной части, организованных из покровной, механической, проводящей, запасающей и меристематической тканей. Осуществление процессов фотосинтеза и транспирации.


^ 4. Значение разных поколений растений для поддержания их численности

Спорофит как диплоидная фаза имеет преимущества в противостоянии неблагоприятным внешним воздействиям по отношению к гаплоидному гаметофиту. Поэтому в ходе эволюции поэтапная происходит редукция гаметофита и доминирование спорофита.


^ 3. Чередование полового поколения (гаметофит) и бесполого поколения (спорофит) в жизненном цикле растений

В жизненном цикле многоклеточных растений происходит чередование бесполого размножения (предоставляющего большее количество потомства) и полового размножения (предоставляющего менее многочисленное, но более разнообразное потомство). Соответственно способам размножения, существуют два чередующихся на протяжении жизненного цикла поколения:

спорофит (бесполое поколение) всегда диплоидный (число хромосом – 2n) и размножается спорами, образующимися после мейоза;

гаметофит (половое поколение) всегда гаплоидный (число хромосом – n) и размножается гаметами (половыми клетками), образующимися в результате митоза.

В таблицах 15.1 и 15.2 показаны в сравнении особенности полового и бесполого поколений многоклеточных растений.

Таблица 15.1

Строение гаметофита многоклеточных растений

^ Группы растений

Состав

тела

Строение

тела

Гаметы

(из одного

образования)

Ново-образования после слияния гамет

Водоросли

(только

многоклеточные)

одно- или обоеполый

таллом

множество

изо- или

анизогамет

зигота

Мохообразные

листостебельное

(корень, стебель, лист)

множество

сперматозоидов и яйцеклеток

Папоротникообразные:

изоспоровые

обоеполый

листовидное

(заросток)

гетеро-споровые

однополый

Голосеменные









зигота

эндосперм

первичный

(n)

пыльцевое зерно (2 клетки)

семяпочка

множество клеток

2 спермия (1 гибнет)

2 яйцеклетки

(1 гибнет)

Покрытосеменные

8 клеток

2 спермия

яйцеклетка – n,

вторичная клетка – 2n)

эндосперм

вторичный

(3n)


Таблица 15.2

^ Строение спорофита многоклеточных растений

^ Группы растений

Строение тела

Состав
тела

Преобразования генеративного
побега

Преобразования
спорофиллов

Водоросли

(только

многоклеточные)

таллом

спорангии

×

×

Мохообразные

коробочка и ножка

коробочка

×

×

Папоротникообразные:

изоспоровые

листостебельное (корень, стебель, лист)

спорангии на побегах

×

×

гетеро-споровые

есть вегетативные и генеративные:

листья

×

×

Голосеменные

побеги

стебля

листьев

микроспорофиллов

макроспорофиллов

ось шишки

чешуйки шишки

стенки пыльцевых мешков

семенные чешуйки

Покрытосеменные

цветоножка

околоцветник

тычинки

плодолистики пестиков



^ Вопросы для самостоятельного изучения (10 часов)
Изучение ведется по учебникам из фонда библиотеки.





Рис. 16.1 – Зоны корня и его первичное строение


а – общий вид, б – продольный срез, в – поперечный срез

I – зона деления с корневым чехликом, II – зона растяжения и начала дифференциации, III – зона всасывания, IV – проводящая зона.

1 – начало роста бокового корня,

2 – корневые волоски,

3 – волосконосный слой (эпиблема, ризодерма),

4 – кора корня,

5 – перицикл,

6 – центральный цилиндр,

7 – ксилема,

8 – флоэма,

9 – сердцевина.


^ Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Стебель: внешнее и внутреннее строение, функции



Рис. 16.2 – Часть поперечного среза стебля липы

1 – кожица,

2 – кора,

3 – первичная кора,

4 – лубяные волокна,

5 – ситовидные трубки,

6 – камбий,

7 – годичные кольца (древесина),

8 – сосуд,

9 – сердцевина,

10 – чечевичка.

По ксилеме (мертвые клетки) движутся растворенные минеральные вещества вверх. По флоэме (живые клетки) движутся органические вещества: в течение всего сезона – вниз, перед началом вегетации после сезона покоя – вверх (явление сокодвижения).






Рис. 16.3 – Полусхематическое объемное изображение части листовой пластинки:

1 – эпидермис,

2 – устьице,

3 – столбчатая паренхима,

4 – губчатая паренхима,

5 – мезофил,

6 – сосудисто-волокнистый пучок

7 – волоски

Изучение ведется по учебникам из фонда библиотеки.
^ Лекция 17. Эволюция сосудистых растений
Цель лекции – обосновать закономерности эволюции высших растений как реализацию возможных приспособлений к среде обитания.

Задачи лекции:

  1. обосновать требования к растениям при выходе их на сушу;

  2. представить особенности организации псилофитов как «земноводных» растений;

  3. представить эволюционное древо сосудистых растений и обосновать положение его ветвей.

Вопросы лекции:

  1. Отдел Псилофиты (Psylophyta) – важный этап в эволюции растений, связанный с освоением суши.

  2. Особенности строения псилофитов в связи с их биотопической приуроченностью.

  3. Эволюционные взаимоотношения основных отделов высших растений:

  1. мохообразных,

  2. папоротникообразных,

  3. голосеменных,

  4. покрытосеменных


1–2. Отдел Псилофиты (Psylophyta) – важный этап в эволюции растений, связанный с освоением суши. Особенности строения псилофитов в связи с их биотопической приуроченностью



Рис. 17.1 – Общий вид псилофита Zosterophyllum

3. Эволюционные взаимоотношения основных отделов высших растений

Сосудистые растения образуют единый эволюционный ряд, в пределах которого прослеживаются:

  1. редукция гаметофита (рис. 17.2),

  2. устранение зависимости полового размножения от капельно-жидкой среды,

  3. снабжение расселительной стадии питательными веществами.



Рис. 17.2 – Изменение взаимоотношений спорофита (n) и гаметофита (2n) в проценссе эволюции растений:

а – водоросли
(эндогониевые),

б – мхи,

в – водоросли (ульвовые),

г – папоротники,

д – голосеменные,

е – покрытосеменные.



^ Лекция 18. Организация, образ жизни и многообразие сосудистых споровых растений
Цель лекции – обосновать закономерности формирования в эволюции и особенностей взаимодействия с окружающей средой представителей отделов мохообразных и папоротникообразных.


Задачи лекции:

  1. представить особенности организации мохообразных и папоротникообразных;

  2. представить особенности развития мохообразных и папоротникообразных;

  3. вывести закономерности эволюции мохообразных и папоротникообразных и связать их с современным распространением и многообразием форм.


Вопросы лекции:

  1. Отдел Мохообразные (Bryophyta): внешнее и внутреннее строение.

  2. Особенности жизненного цикла мохообразных.

  3. Место мохообразных в эволюции растений.

  4. Отдел Папоротникообразные (Pterydiophyta): строение и характерные представители отдела: плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные.

  5. Особенности жизненного цикла изоспоровых и гетероспоровых папоротников, отличие их жизненного цикла от жизненного цикла мохообразных.


1-2. Отдел Мохообразные (Bryophyta): внешнее и внутреннее строение. Особенности жизненного цикла мохообразных.

В жизненном цикле доминирует гаметофит. Спорофит (коробочка с ножкой – рис. 18.1) не способен к фотосинтезу и живет за счет гаметофита.




Рис. 18.1 – Схема жизненного цикла мохообразного (упрощенно)


3. Место мохообразных в эволюции растений

См. рис. 17.2 и табл. 15.1 и 15.2.


4-5. Отдел Папоротникообразные (Pterydiophyta): строение и характерные представители отдела: плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные. Особенности жизненного цикла изоспоровых и гетероспоровых папоротников, отличие их жизненного цикла от жизненного цикла мохообразных



Рис. 18.2. Схема жизненного цикла изоспорового папоротника на примере плауна (упрощенно)



Рис. 18.3 – Схема жизненного цикла гетероспорового папоротника на примере селягинеллы (упрощенно)
^ Вопросы для самостоятельного изучения (3 часа)
Образование торфа.

Индикаторы повышенной влажности в локальных условиях.

См. рис. 17.2 и табл. 15.1 и 15.2.
^ Лекция 19. Организация, образ жизни и многообразие голосеменных растений
Цель лекции – обосновать закономерности формирования в эволюции и особенностей взаимодействия с окружающей средой представителей отдела голосеменных.

Задачи лекции:

  1. представить особенности организации голосеменных;

  2. представить особенности развития голосеменных;

  3. вывести закономерности эволюции голосеменных и связать их с современным распространением и многообразием форм.


Вопросы лекции:

  1. Отдел Голосеменные (Gymnospermatophyta):

  1. общий план организации;

  2. строение органов размножения;

  3. особенности жизненного цикла.

  1. Отличительные черты голосеменных от папоротникообразных, позволившие им увеличить численность и освоить новые местообитания.


1. Отдел Голосеменные (Gymnospermatophyta): общий план организации; строение органов размножения; особенности жизненного цикла

См. рис. 19.1.

2. Отличительные черты голосеменных от папоротникообразных, позволившие им увеличить численность и освоить новые местообитания

См. рис. 17.2, 19.1  и табл. 15.1 и 15.2.
^ Вопросы для самостоятельного изучения (3 часа)
Материал изучается в ходе экскурсии в ботанический сад ХНУ.

См. рис. 17.2  и табл. 15.1 и 15.2.

Материал изучается в ходе экскурсии в ботанический сад ХНУ.




Рис. 19.1 – Жизненный цикл голосеменных на примере саговника

1 – женский спорофит,

2–7 – развитие женского гаметофита:

2 – мегаспорофилл с двумя семязачатками,

3 – образование линейной тетрады мегаспор,

4 – семязачаток с единственной сохранившейся мегаспорой,

5 – образование свободноядерного женского гаметофита,

6 – образование клеточного гаметофита,

7 – появление архегониев,

8 – мужской спорофит,

9–15 – развитие мужского гаметофита:

9 – микроспорофилл,

10 – микроспорангий,

11 – микроспора,

12 – образование трехклеточного мужского гаметофита в микроспоре,

13 – прорастание клетки-гаустории,

14 – образование сперматогенной клетки,

15 – формирование сперматозоидов,

16 – верхняя часть семязачатка перед оплодотворением,

17 – то же, после оплодотворения одной (левой) из яйцеклеток,

18 – проросток.
^ Лекция 20. Организация, образ жизни и многообразие покрытосеменных растений
Цель лекции – обосновать закономерности формирования в эволюции и особенностей взаимодействия с окружающей средой представителей отдела покрытосеменных.

Задачи лекции:

  1. представить особенности организации покрытосеменных;

  2. представить особенности развития покрытосеменных;

  3. вывести закономерности эволюции покрытосеменных и связать их с современным распространением и многообразием форм.


Вопросы лекции:

  1. Возникновение покрытосеменных и особенности их эволюции.

  2. Строение основных органов покрытосеменных.

  3. Вегетативные и генеративные органы покрытосеменных растений.

  4. Генеративные органы как производные от вегетативных.

  5. Строение и расположение составных частей цветка и приспособительное значение: энтомофильные и анемофильные формы и их разнообразие.

  6. Формула цветка как важный формальный признак для классификации.

  7. Диаграмма цветка и ее использование.


1. Возникновение покрытосеменных и особенности их эволюции

См. рис. 17.2, 19.1, 20.1  и табл. 15.1 и 15.2.




Рис. 20.1 – Схема жизненного цикла покрытосеменного растения на примере сои (упрощенно)

2–3. Вегетативные и генеративные органы покрытосеменных растений. Генеративные органы как производные от вегетативных. Строение основных органов покрытосеменных

См. рис. 16.1–16.3, 20.2 – 20.4.



Рис. 20.2 – Гаметофит покрытосеменных растений:

1 – микроспора,

2 – начало образования пыльцевого зерна (вк – вегетативная клетка, гн – генеративная клетка),

3 – содюержание пылинки покрытосеменных,

4 – зародышевый мешок,

5 – двойное оплодотворение (я – яйцеклетка, с – синергиды, ант – антиподы, пл – полярные тельца)


^ 5. Строение и расположение составных частей цветка и приспособительное значение: энтомофильные и анемофильные формы и их разнообразие






Рис. 20.3 – Эволюция андроцея (слева) и гинецея (справа): 1–6 – стадии эволюции

6. Формула цветка как важный формальный признак для классификации

Лилия: *P3+3A3+3G(3)

Лютик: *@K5C5A∞G∞

Сурепка:K2+2C4A2+4G(2)

Шиповник: *@K5C5A10+10+10…10G∞

Осока: ♂A3♀G(3)


7. Диаграмма цветка и ее использование



Рис. 20.4 – Диаграмма цветка бобовых:
п – парус, кр – крылья, л – лодочка.



^ Вопросы для самостоятельного изучения (4 часа)
Все вопросы изучаются из источников литературы, находящихся в библиотеке




Лекция 21. Происхождение и организация животных типов губки и кишечнополостные как гетеротрофных с пищеварением бионтов многоклеточного двухслойного уровня организации1
^ Цель лекции – обосновать закономерности формирования в эволюции и особенностей взаимодействия с окружающей средой представителей типов губки и кишечнополостные.

^ Задачи лекции:

  1. представить организацию губок и кишечнополостных как многоклеточных двухслойных гетеротрофных бионтов;

  2. представить функциональную дифференциацию клеток губок и кишечнополостных как начало формирования систем органов;

  3. дать основы классификации губок и кишечнополостных.


Вопросы лекции:

  1. Тип Губки (Spongia): происхождение, строение, жизнедеятельность.

  2. Тупиковое положение губок в эволюции животных.

  3. Классификация губок.

  4. Тип Кишечнополостные (Coelenterata): происхождение, строение, жизнедеятельность.

  5. Начало формирования систем органов у кишечнополостных.

  6. Классификация кишечнополостных.



^ Вопросы для самостоятельного изучения (4 часа)


^ Лекция 22. Происхождение и организация животных как гетеротрофных с пищеварением бионтов многоклеточного трехслойного уровня организации. Часть 1
^ Цель лекции – обосновать закономерности формирования в эволюции и особенностей взаимодействия с окружающей средой представителей типов плоские черви, первичнополостные, кольчатые черви и моллюски.

Таблица 21.1



Задачи лекции:

  1. представить организацию червей и моллюсков как многоклеточных трехслойных гетеротрофных бионтов;

  2. представить эволюционное изменение систем органов червей и моллюсков как результат адаптации к условиям окружающей среды;

  3. дать основы классификации типов червей и моллюсков.


Вопросы лекции:

  1. Тип Плоские черви (Plathelminthes): происхождение, строение, жизнедеятельность.

  2. Тип Первичнополостные (Nemathelminthes): происхождение, строение, жизнедеятельность.

  3. Тип Кольчатые черви (Annelida): происхождение, строение, жизнедеятельность.

  4. Особенности положения типа Кольчатые черви в системе и эволюции животного мира.
^ Вопросы для самостоятельного изучения (4 часа)


^ Лекция 23. Происхождение и организация животных как гетеротрофных с пищеварением бионтов многоклеточного трехслойного уровня организации. Часть 2
^ Цель лекции – обосновать закономерности формирования в эволюции и особенностей взаимодействия с окружающей средой представителей типа членистоногих и вторичноротых.

^ Задачи лекции:

  1. представить организацию членистоногих и вторичноротых как многоклеточных трехслойных гетеротрофных бионтов;

  2. представить эволюционное изменение систем органов членистоногих и вторичноротых как результат адаптации к условиям окружающей среды;

  3. отметить особенности адаптаций членистоногих к среде обитания при выходе на сушу;

  4. дать основы классификации типа членистоногих и типов вторичноротых.

Вопросы лекции:

  1. Тип Членистоногие (Arthropoda): общая характеристика.

  2. Эволюционные взаимоотношения между разными классами типа членистоногих.

  3. Жабродышащие членистоногие – водные представители типа. Класс Ракообразные (Crustacea) современные водные членистоногие. Происхождение и строение ракообразных.

  4. Выход членистоногих на сушу. Особенности изменений разных систем органов, связанные с выходом на сушу.

  5. Класс Паукообразные (Arachnida). Происхождение, строение.

  6. Класс Насекомые (Insecta) – одна из вершин эволюции животного мира. Происхождение, строение.



^ Вопросы для самостоятельного изучения (4 часа)


^ Лекция 24. Происхождение и организация животных как гетеротрофных с пищеварением бионтов многоклеточного трехслойного уровня организации. Часть 3
^ Цель лекции – обосновать закономерности формирования в эволюции и особенностей взаимодействия с окружающей средой представителей типа хордовтых.

^ Задачи лекции:

  1. представить организацию хордовых как многоклеточных трехслойных гетеротрофных бионтов;

  2. представить эволюционное изменение систем органов хордовых как результат адаптации к условиям окружающей среды;

  3. отметить особенности адаптаций хордовых к среде обитания при выходе на сушу;

  4. дать основы классификации типа хордовых.


Вопросы лекции:

  1. Тип Хордовые (Chordata): общая характеристика.

  2. Подтип бесчерепные (Acrania). Организация бесчерепных на примере ланцетника.

  3. Подтип Черепные (Craniata) или Позвоночные (Vertebrata): общая организация.

  4. Эволюция систем органов позвоночных животных.



^ Вопросы для самостоятельного изучения (4 часа)


^ Лекция 25. Паразитические и вторичноводные бионты как специализированные представители (боковые ветви) в эволюции1
Цель лекции – на примере специализированных групп бионтов показать их эволюционные возможности в связи со специализацией в особых условиях как пути достижения биологического прогресса

Задачи лекции:

  1. представить наиболее характерные группы бионтов, перешедших к паразитическому образу жизни;

  2. рассмотреть адаптации к паразитизму у разных групп бионтов;

  3. обосновать преимущества и недостатки, связанные со специализацией в паразитизме;

  4. представить наиболее характерные группы бионтов, перешедших вторично к водному образу жизни.


Вопросы лекции:

  1. Паразитические формы животных как результат специализации в эволюции.

  2. Общие закономерности протекания жизненных циклов трематод и цестод.

  3. Особенности приспособленности паразитов к первичной и вторичной среде обитания.

  4. Паразитические представители в пределах типа первичнополостных, особенности их приспособлений и жизненных циклов.

  5. Пиявки и их образ жизни.

  6. Клещи и паразитические насекомые.



^ Вопросы для самостоятельного изучения (4 часа)



rutkevich-a-m-stranica-6.html
ruvim-fraerman-dikaya-sobaka-dingo.html
ruzheva-altin-ibragimizi.html
rv-prudnikov-t-a-andreeva-uchastie-nesovershennoletnih.html
ryabinnik-turdus-pilaris-linnaeus-1758-otryad-gagaroobraznie-gaviiformes.html
ryad-idushij-ot-rozhdeniya-1845-kaspar-hauzer-ili-borba-za-duh.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossijskaya-gazeta.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-96-uchet-promishlennih-proizvodstv-uchebnoe-zadanie-2-razdel-uchet-zatrat-na-proizvodstvo-i-kalkulirovanie.html
  • crib.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-usluga-specializirovannaya-predsedatel-pravitelstva-respubliki-dagestan-sh-zajnalov.html
  • writing.bystrickaya.ru/chast-v-programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-distr-general.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrukciya-132-o-poryadke-regulirovaniya-deyatelnosti-bankov.html
  • school.bystrickaya.ru/bog-sozdal-mir-potomu-chto-po-preizbitku-blagosti-voshotel-chtob-proizoshlo-nechto-chto-v-budushem-polzovalos-bi-ego-blagodeyaniyami-i-bilo-prichastno-ego-blagosti-stranica-2.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/perevod-s-ziryanova-ocr-denis-stranica-5.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bredovie-rasstrojstva-posobie-adresovano-slushatelyam-specfakultetov-psihologii-psihoterapevtam-psihologam-konsultantam.html
  • writing.bystrickaya.ru/birzhevie-sdelki-chast-8.html
  • university.bystrickaya.ru/franciskanstvo-stranica-3.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prezident-blagodetel-vedomosti-ivanova-svetlana-nikolaeva-anna-06092005-165-str-a3.html
  • school.bystrickaya.ru/dvuhetazhnij-dom-iz-melkorazmernih-elementov.html
  • lecture.bystrickaya.ru/42-soderzhanie-razdelov-disciplini-primernie-programmi-specialnie-disciplini-primernaya-programma-disciplini.html
  • tests.bystrickaya.ru/kollektivnaya-forma-organizacii-truda-chast-5.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-ispitaniya-po-inostrannomu-yaziku-formiruetsya-universitetom-na-osnove-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sopernik-preemnika-biografiya-mihaila-kasyanova-s-9.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-za-oktyabr-2007-goda.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dokumenti-s-tegami-rukovodstvo-k-programme.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-samostoyatelnih-rabot-dlya-studentov-specialnostej-080105-65-finansi-i-kredit-080109-65-buhgalterskij-uchyot-analiz-i-audit-kaliningrad.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovanie-mehanizma-funkcionirovaniya-makromolekul-ishodya-iz-ih-molekulyarnih-modelej.html
  • esse.bystrickaya.ru/razvitie-muzhskoj-identichnosti-na-etape-perehoda-ot-podrostnichestva-k-rannej-vzroslosti-19-00-13-psihologiya-razvitiya-akmeologiya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-1-olimpijskoe-dvizhenie-i-ego-deyatelnost-zadachi-i-rol-mok-10-oficialnoe-razyasnenie-k-pravilu-2-10-priznanie-mokom-11.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhenskoe-otdelenie-hrama-enciklopediya-iudaizma.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/analiz-uchebnih-planov-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-chelyabinskogo-filiala.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-po-okruzhayushemu-miru-ohrana-zhivotnih.html
  • school.bystrickaya.ru/asinhronnie-elektrodvigateli.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ministerstvo-zdravoohraneniya-rossijskoj-federacii-glavnij-gosudarstvennij-sanitarnij-vrach.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rim-bilalovich-ahmedov-odolentrava-stranica-18.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-uroka-organizacionnij-moment-motivacionnaya-beseda-povtorenie-po-voprosam-a-ivan-iii-nachalo-borbi-s-novgorodom.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vidi-besedi-uchebnik-dlya-studentov-visshih-i-srednih-specialnih.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-sadovo-parkovoe-stroitelstvo.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tur-v-daniyu-udivitelnaya-daniya-zimnij-sezon-dlitelnost-tura-8-dnej.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-modelirovanie-finansovih-rinkov-specialnost-080102-060600-mirovaya-ekonomika.html
  • literature.bystrickaya.ru/blank-dlya-otvetov-rukovodstvo-dlya-professionalov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/socialno-ekonomicheskaya-sushnost-byudzheta-rossijskoj-federacii-byudzhetnoe-ustrojstvo-rossijskoj-f.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.