.RU

Следует иметь в виду, что у детей с синдромом Дауна - Методическое пособие Москва 2002 Автор: Жиянова П. Л. сотрудник...


Следует иметь в виду, что у детей с синдромом Дауна:

25

Выводы: формирование навыков невербального общения, как частичной и временной замены устной речи, помогает во многом избежать перечисленных проблем.

Организация и методика работы

по формированию общения и речи у детей с синдромом Дауна

Дети начинают посещать занятия в адаптационных группах приблизительно в 18-20 месяцев, когда начинает формироваться активная позиция в общении, то есть у малыша появляются же­лание и умение инициировать общение. Правильно подобранные задания, создающие ярко окрашенный мотивационный фон, груп­повая форма занятий, обеспечивающая необходимую языковую среду, поощрение любых попыток общения, доступных малышу, — все это создает необходимые условия для формирования обще­ния и развития речи.

^ Основные задачи этого этапа развития

1.Формирование общения «взрослый-ребенок», которое про­должает работу, проводимую в семье.

  1. Начало формирования общения между детьми, по ходу ко­
    торого они постепенно переходят от параллельной ифы к эмоци­
    онально-практическому общению.

  2. Расширение объема понимания обращенной речи.

4.Формирование средств общения, доступных детям раннего возраста с синдромом Дауна.

  1. Использование в общении вербальных и невербальных
    средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слу­
    хового внимания, общение с помощью предметных действий,
    привлечение к себе внимания, соблюдение очередности, исполь­
    зование простейших жестов и звуков. Все виды деятельности,
    игры, песенки и потешки, сопровождаемые движениями, подо­
    браны с учетом данной задачи. (Более подробно в разделе «Соци­
    ализация».)

  2. На данном этапе важно развитие правильных движений
    органов речи. Хорошей базой для активизации звукопроизноше-
    ния становится формирование правильных навыков кормления.
    (Подробнее об этом рассказывается в разделе «Самообслужива­
    ние».)

7.Следующая задача этого этапа заключается в активизации звукопроизношения. Это длительный процесс, требующий знания

26

особенностей развития речи как обычных детей раннего возраста, так и детей с синдромом Дауна.

Развитие речи и общения в условиях адаптационной группы реализуется как на специально организованном занятии, так и в процессе различных игр, совместной деятельности и бытовых ситуациях.

Ниже мы подробно остановимся на формировании невербаль­ных и вербальных форм общения.

В качестве невербальных средств общения чаще всего исполь­зуются жесты и таблички со словами. Хорошие результаты дает сочетание двух этих методов.

На ранних этапах работы мы используем жесты в сочетании с устной речью, на более поздних этапах (после трех лет) парал­лельно используем таблички со словами (метод глобального чте­ния).

Приведем ряд аргументов в пользу использования жестов в качестве начального этапа развития активной речи

^ По мере накопления устного словаря использование жестов постепенно уменьшалось, для чего параллельно с использованием жестов ведется работа по вызыванию звуков, а также жесты с самого начала их использования обязательно сочетаются со звука­ми, слогами, словами в зависимости от возможностей ребенка.

27

ДПРР — это структурированная программа развития речи. Ориентируясь на этапы развития речи и интеллекта в норме, она рассчитана для детей с задержкой речевого развития. Эта програм­ма позволяет как определять уровень речевого развития, так и обучать. Ниже дано краткое представление о выделяемых уровнях фразовой речи. На адаптационных группах мы используем предло­жения первого и второго уровней сложности. Данная программа в основном рассчитана на формирование понимания речи, что являет­ся предпосылкой для развития коммуникативной деятельности.

^ Сложность предложений зависит от количества слов, влияющих на понимание (так называемые ключевые слова).

1-й уровень

Оборудование: мишка и зайка. *

Варианты инструкций: «Дай зайку». «Дай мишку».

Примечание. Здесь и далее подчеркнуты слова, несущие информацию.

^ 2-й уровень

Оборудование: зайка, мишка, расческа, ложка. Варианты инструкций: «Причеши зайку». «Причеши миш­ку», «Покорми зайку». «Покорми мишку».

^ 3-й уровень

Оборудование: зайка большой и зайка маленький, мочалка, полотенце

Инструкции типа: «Вытри лапки большому зайке».

4-й уровень

Оборудование: зайки и мишки двух размеров, коробки двух цветов.

Инструкции типа: «Положи большого мишку в красную ко-

Усложнять предложения можно только после того, как ребенок будет легко справляться с предыдущим уровнем. Новый уровень да­ется на специальном занятии, а уже знакомый используется в быто­вых ситуациях.

^ Аналогичная работа проводится по картинкам и фотографиям.,

30

:< Уровни те же, только вместо выполнения действий
выбирает одну из предложенных картинок. , ^

1

^ 1-й уровень

Предъявляются картинки: «Мальчик ест», «Девочка ест».
Инструкция: «Покажи, где мальчик ест» *

2-й уровень

Предъявляются картинки: «Мальчик ест», «Девочка ест», «Мальчик причесывается».

Инструкции направлены на то, чтобы найти картинку «Маль­чик ест».

^ 3-й уровень

Предъявляются картинки: «Мальчик надевает шапку», «Де­вочка надевает шапку», «Мальчик вешает шапку», «Мальчик на­девает куртку».

Инструкции направлены на то, чтобы найти: «Мальчик наде­вает куртку».

^ 4-й уровень

Предъявляются картинки: «Мальчик надевает синие ботин­ки», «Девочка надевает синие ботинки», «Мальчик чистит синие ботинки», «Мальчик надевает синие сапоги», «Мальчик надевает желтые ботинки».

Инструкция предошает найти картинку: «Мальчик надевает синие ботинки».

^ Работая над освоением каждого уровня, необходимо использо­вать предложения разных типов, слова в них должны выполнять разные функции. Например:

31

ДЕТИ, подражая педагогу, в доступной для них форме назы­вают предметы или действия.

2. Ответы на вопросы с использованием подражания

ПЕДАГОГ демонстрирует предмет, действие или картинку с их изображением и задает вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Что ...делает9».

ВТОРОЙ ПЕДАГОГ отвечает ПЕРВОМУ, используя слово, жест, звукоподражание

ДЕТИ отвечают, подражая педагогам. Допускается помощь ассистирующих детям родителей в виде совмещенных жестов.

5

3. Самостоятельные ответы детей на вопросы

5 • От ребенка принимается любая форма ответа.

4. Спонтанное использование речевых средств '

Поощряется речь детей, представляющая собой звукоподра­жания и слова. Ответы в виде жестов принимаются, ни в коем случае не отвергаются, но и не поощряются, что способствует постепенной замене жестовой речи устной.

5. Появление фразы

На этом же этапе возможно активное использование жестов при построении фразы, представляющее собой сочетание слов и жестов.

^ Работа над фразой

• Поощряется использование галофразы — слова, несущего
нагрузку фразы. Например' ребенок, увидев молоток, го­
ворит «папа». По-видимому, он имеет в виду, что папа

34

использовал этот молоток. Взрослый, зная это обстоя-
,^1 тельство, должен положительно отреагировать и «переве-

т сти» это сообщение, придав ему вид доступной понима-
, I нию ребенка фразы: «Да, папа вчера стучал этим молот-

^ ком: тук-тук!».

.ё • Стимулируется соединение двух слов, двух жестов или Т1> слова и жеста. В предьщущем примере взрослый не только й расшифровал галофразу ребенка, продемонстрировав тому, что его поняли, но и предложил простое звукоподража­ние для повторения. В данном случае взрослому было бы хорошо после своей «длинной» фразы добавить: «Папа:

тук-тук», ги

• Работа по вызыванию звуков — побуждение ребенка с синдро­мом Дауна к самостоятельному произнесению звуков — длитель­ный процесс, который условно можно разделить на ряд этапов.

1. Повторение за ребенком имеющихся у него звуков.
~* 2. Поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него
11 звуков.

*} 3. Побуждение ребенка произносить новые звуки, подражая
взрослому с опорой на предмет или картинку в сопро-
1 вождении жеста. В случае необходимости используется опора
-* на тактильные ощущения.

4. Имитация звукопроизнесения вслед за взрослым с опо­рой на картинку, с изображением предмета и буквы. 5 Спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку. 6. Использование усвоенных звуков в речи. 7 Включение звуков в слоги и слова.

' Примечание. Перечень картинок, используемых при работе по вызыва­ний© звуков, приводится в приложении.

2.3. Развитие крупной моторики и пространственной ориентировки

Развитие крупной моторики в раннем возрасте

Что такое двигательное развитие?

Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда мы говорим о крупной моторике, мы подразу-

35

меваем ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве. Совершение точных движений мелкими мышцами рук, то есть навыки мелкой моторики, составляют основу деятельности человека. Точные дви­жения органов артикуляции закладывают фундамент устной речи, а движения глаз являются неотъемлемой частью зрительного об­следования. Ранний возраст — это тот период, когда происходит появление и развитие практически всех двигательных навыков, которыми владеет человек в течение жизни.

^ Рассмотрим, какие механизмы участвуют в развитии движений

36

^ Последовательность развития крупной моторики и пространственной ориентировки в раннем возрасте

Развитие движений ребенка происходите соответствии с несколькими основными закономерностями

! ти тела, тазового пояса и ног.

Мы помещаем здесь перечень навыков крупной моторики, сгруппировав их по фазам. Обычно появление навыков происхо-

37

дит в перечисленном нами порядке, однако последовательность может быть и иной. Как правило, ребенок должен овладеть всеми навыками в одной фазе, прежде чем перейти к следующей.

Фаза 1. С рождения до 8 месяцев

Фаза 2. С 8 до 14 месяцев : *,«я

'< Фаза 3. С14 до 24 месяцев

Фаза 4. С 24 до 36 месяцев

Особенности двигательного развития детей с синдромом Дауна

Приведем сравнительную таблицу развития навыков крупной моторики в норме и у детей с синдромом Дауна («Игле 10 Ве§т» Ьу Уа1етта ОпШпеу, Рп.О., 1993. С 47) (табл. 4).

38

Таблица 4






Дети с синд-

Диапазон

Средний

Диапазон

Навыки

ромом Дауна,

появления

норматив-

появления




средний воз-

навыка в

ный возраст

навыка




раст в мес

мес

в мес

в мес

Переворачивается

8

С 4 до 22

5

С 2 до 10

Сидит самостоятельно

0

С 6 до 28

7

С 5 до 9

Ползает на животе

12

С 7 до 21

8

С 6 до 1 1

Ползает на четвереньках

15

С 9 до 27

10

С 7 до 13

Стоит

20

С И до 42

11

С 8 до 16

Ходит

24

С 12 до 65

13

С 8 до 18

Рассмотрев данные таблицы, можно сделать вывод, что раз­витие крупных движений у детей с синдромом Дауна проходит те же этапы, что и у обычно развивающегося ребенка, однако время появления навыков более позднее, а возрастной диапазон появ­ления навыков гораздо шире. Кроме того, необходимо учитывать, что все компоненты развития крупной моторики — сила мышц, равновесие, координация, способность ориентироваться в про­странстве, скорость реагирования, выносливость — имеют свои особенности. Все это объясняется целым комплексом факторов, оказывающих влияние на развитие ребенка с синдромом Дауна. Здесь мы приводим только некоторые из них.

^ Медицинские факторы

: • Снижение слуха и частые отиты ухудшают чувство равно-

весия и затрудняют ориентирование в пространстве.

^ Физические и нейрофизиологические факторы

39

темпа восприятия и прохождения стимулов, а также ско­рости ответных реакций.

^ Взаимосвязь между развитием познавательной деятельности и формированием навыков крупной моторики

Познавательная деятельность маленького ребенка напрямую связана с развитием двигательной сферы. Ребенок учится в дви­жении, и, наблюдая за его деятельностью, мы можем получить представление об уровне развития его мышления. Сенсомоторный этап развития (см. в приложении этапы развития по Пиаже) от­личается высокой корреляцией между развитием восприятия, дви­гательных навыков и мышления.

Восприятие ребенка, основанное на запоминании, анализе и использовании его чувственного опыта, во многом зависит от уровня развития чувствительности. Что касается развития круп­ной моторики, то здесь решающее значение имеют следующие виды чувствительности: кинестетическое чувство (сигналы о не­обходимости сокращения или расслабления мышц в статичной позе и в динамике), проприорецепция — сумма информации, по­ступающей от костно-мышечного аппарата, и вестибулярное чув-

40

ство, информирующее о положении головы относительно гори­зонтальной поверхности. Анализ этой информации происходит в мозжечке, а ее использование — под контролем зрения, что по­могает сделать позу ребенка устойчивой, а движения точными и координированными.

Особенностью развития человека с синдромом Дауна являет­ся снижение этой глубинной телесной чувствительности, что влияет как на качество движений, так и на развитие познавательной деятельности. При осмыслении и выполнении сложной двигатель­ной задачи, представляющей собой цепочку последовательных дей­ствий, у детей с синдромом Дауна возникают трудности, связан­ные с планированием. Таким детям бывает труднее:

• • определить последовательность действий (что я должен сделать сначала, каким будет следующий шаг, что мне сделать в конце?).

Методика работы по формированию навыков крупной моторики и ориентировки в пространстве у детей с синдромом Дауна

Существует несколько принципов, которых важно придер­живаться, чтобы успешно способствовать развитию крупной мо­торики у детей с синдромом Дауна .

41

развития в целом, а особенно для формирования двига­тельных навыков.

Развитие крупной моторики и способности ориентироваться в пространстве реализуется как в специальных упражнениях и играх, учитывающих особенности развития детей, так и в движениях под музыку, «танцах». Кроме того, нельзя забывать о том, что в бытовых ситуациях необходимо не только постоянно стимулировать двигатель­ную активность ребенка, но и обращать особое внимание на позы, в которых взрослый носит ребенка, позы, в которых малыш сидит, стоит и т.д.

Выбирая стратегию работы, необходимо учитывать, насколь­ко активно малыш двигается. При всем разнообразии вариантов ряд авторов выделяет два типа детей с синдромом Дауна. Патри­ция Уиндерс в книге «Навыки крупной моторики у детей с син­дромом Дауна» ( Ра1пс1а С. ХУтдегс «Сгозз Моюг 5кШ5 т СЫШгеп шп-Ь оо\уп Зупйготе. А Сшйе Гог Рагепй апй РгоГеззта1з), напри­мер, говорит, что дети с синдромом Дауна делятся на «деятелей» и «созерцателей».

Деятели »

• Любят передвигаться с места на место и лишь недолго
'* .- могут оставаться в одной позе.

Созерцатели

42

• Любят, когда их держат на руках, довольны, оставаясь
-Г- долго в таком положении, не выражают особого желания

двигаться

Учитывая тип ребенка, мы получаем возможность правильно подо­брать виды деятельности, верно рассчитать степень его участия в них, составить более полное представление о его мотивации.

Примечание. При составлении программы работы для каждого ребенка необходимо учитывать возможность противопоказаний в зависимости от со­стояния его здоровья

Характеристика уровня развития крупной моторики детей, посещающих адаптационные группы. Организация работы

Малыши, начинающие посещать адаптационные группы (после полутора лет), как правило, владеют следующими навыками.

|; - • Делают первые самостоятельные шаги.

^ Наиболее важные направления работы на данном этапе

• Улучшение качества имеющихся движений и предупреж­
дение возможных нарушений.

°" • Обучение детей переходу из одной позы в другую.

• Стимуляция появления новых движений .

\ • Формирование ориентировки в пространстве. Стимуляция исследования пространства, предполагающего как исполь­зование уже имеющихся навыков крупной моторики, так

>ь и освоение новых способов передвижения.

43

Прорабатывая перечисленные направления, мы учитываем все компоненты развития крупной моторики: силу мышц, способ­ность стабилизировать тело, умение сохранять равновесие в стати­ке и динамике, координировать движения, уточнять глубинные телесные ощущения и моторное планирование при смене положе­ний тела в пространстве.


robert-dilts-kouching-s-pomoshyu-nlp-sankt-peterburg-prajm-evroznak-moskva-olma-press-2004-bbk-88-4.html
robert-frost-robert-frost-1874-1963-spravochnik-adresovan-shirokomu-krugu-chitatelej.html
robert-monro-dalekie-puteshestviya-stranica-14.html
robert-monro-dalekie-puteshestviya-stranica-9.html
robert-monro-okonchatelnoe-puteshestvie-stranica-15.html
robert-park-ekologiya-cheloveka-pod-redakciej-a-f-filippova-moskva.html
  • znanie.bystrickaya.ru/53-zoni-ohrani-obekta-kulturnogo-naslediyacerkov-proroka-ilii-na-porohovih-zakon-sankt-peterburga.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iitrebovaniya-k-bezopasnosti-obektov-tehnicheskogo-regulirovaniya-tehnicheskij-reglament-o-bezopasnosti-kolesnih.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-i-levitan146-o-konstantine-korovine-pisatele.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kursa-fizika-atoma-i-atomnih-yavlenij-1-teoreticheskie-voprosi-programmi-minimum-3-zadachi-k-programme-minimum-4-spisok-rekomenduemoj-literaturi-9.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dokumentirovanie-programmnogo-obespecheniya-chast-3.html
  • essay.bystrickaya.ru/denezhnaya-sistema.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-specpraktikuma.html
  • studies.bystrickaya.ru/hishenie-libo-vimogatelstvo-narkoticheskih-sredstv-ili-psihotropnih-veshestv.html
  • klass.bystrickaya.ru/8-kakovi-konechnie-rezultati-realizacii-federalnoj-celevoj-programmi-unichtozhenie-zapasov-himicheskogo-oruzhiya-v-rossijskoj-federacii.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovi-proektirovaniya-predpriyatij-biotehnologicheskoj-promishlennosti-stranica-13.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskogo-sada-kombinirovannogo-vida-ii-kategorii-11-mashenka-kratkaya-harakteristika-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-regionalnaya-ekonomika-specialnost.html
  • reading.bystrickaya.ru/koncepciya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-municipalnogo-obrazovaniya-turochakskij-rajon.html
  • composition.bystrickaya.ru/pervonachalnij-etap-rassledovaniya-prestuplenij-svyazannih-s-nezakonnim-dostupom-k-kompyuternoj-informacii-bankov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spiso-kknig-postupivshih-v-muk-cbs-g-pskova-v-mae-iyune-2010-g.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovanie-baura-o-evangelii-ot-ioanna-prodolzhenie-i-kritika-etogo-issledovaniya-stranica-10.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-ekskursovodov-provedenie-operacii-zabota.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vnedrenie-reglamentov-raboti-v-povsednevnuyu-praktiku-menedzherov-po-prodazham.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vliyanie-fedralnogo-televideniya-na-regionalnie-televizionnie-kanali-chast-5.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/harakteristika-perodichnih-vidan-naconalnih-menshin-bagatonaconalnogo-krayu-na-priklad-gazet.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-ishodnim-trebovaniyam-neobhodimim-dlya-izucheniya-disciplini-ekologiya-otnosyatsya-znaniya-umeniya-i-naviki-sformirovannie-v-processe-izucheniya-disciplin-fizika-i-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kompleksnoe-osvoenie-shtokmanovskogo-gazokondensatnogo-mestorozhdeniya-faza-1-predstavlennoj-kompaniej-shtokman-development-ag.html
  • abstract.bystrickaya.ru/20-ministri-inostrannih-del-rf-1992-2004-personalnij-status-i-politicheskij-ves.html
  • education.bystrickaya.ru/3-rasskazhite-pro-b-v-zhalejko-domashnyaya-rabota-po-anglijskomu-yaziku.html
  • books.bystrickaya.ru/dekada-russkogo-yazika-i-literaturi.html
  • essay.bystrickaya.ru/dopolnitelnie-sposobi-ustraneniya-nepoladok-vnej-novie-funkcii-active-directory-novie-sredstva-podderzhivayushie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabota-istochnika-toka-kinematika-peremeshenie-put-ravnomernoe-dvizhenie.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-detali-mashin-i-osnovi-konstruirovaniya-dlya-specialnostej-270100-tehnologiya-hraneniya-i-pererabotki-zerna-270300-tehnologiya-hleba-konditerskih-i-makaronnih-izdelij.html
  • student.bystrickaya.ru/-4-razvitie-i-protivorechiya-degressii-a-a-bogdanov-otdelenie-ekonomiki-an-sssr-institut-ekonomiki-an-sssr.html
  • occupation.bystrickaya.ru/municipalnij-kontrakt-1119-i-aukcion.html
  • learn.bystrickaya.ru/federalnoegosudarstvennoebyudzhetnoeobrazovatelnoe-stranica-21.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-vtoraya-aforizmov-ob-istolkovanii-prirodi-ili-ocarstve-cheloveka-stranica-35.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-spisok-kulturno-dosugovih-meropriyatij-mibs-na-noyabr-2008-g.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-proekt-kak-otkrit-uzhe-sushestvuyushij-proekt.html
  • tests.bystrickaya.ru/malij-dyatel-gnezdyatsya-v-lesu-v-doline-reki-otmetili-odnu-paru-ekologicheskij-vestnik.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.