.RU

Сергей Васильевич Гиппиус - страница 5




Постепенно надо сокращать время воспоминания каждого кадра, быстрее переключаться на следующий. Такое упражнение полезно возобновлять в памяти через несколько дней.


— Когда кинолента станет привычной и воспоминания будут легко возникать по вашему заказу, сделайте два усложнения:


1. Включите один-два новых кадра в середину события или к концу. Учтите, что они не сразу приживутся.


2. Попробуйте крутить ленту в обратном порядке: сначала пятый кадр, потом четвертый, третий, второй, первый, снова пятый и т.д.


Видели, что получается, когда в кино пускают пленку наоборот? Ныряльщик тогда выпрыгивает из воды, летит вверх и приземляется на вышке. А что получится из вашего фильма?


^ ДВОЙНАЯ КИНОЛЕНТА


Упражнение для тренинга переключения видений.


Ученики – в полукруге. Педагог пускает по рукам два изображения, разных по характеру и стилю. Допустим, одно из них – цветная репродукция картины К. Моне "Стог сена". Другое – вырезанная из газеты карикатура Ю. Ганфа "Бюрократы".


— Запомните оба изображения. Крепко отпечатайте их на внутреннем экране, запомните во всех деталях. Вспомните первое... Второе... Возьмите изображения, проверьте, всё ли запомнили. Отложите изображения. Вспомните первое... Второе... Первое... Второе...


— Создадим две кино ленты по мотивам этих картин. Один – лирический этюд под названием "Лето". Другой – мультипликационный фельетон "В конторе".


Ученики, тренируя мгновенное переключение зрительной памяти со "Стога сена" на "Бюрократов" и с "Бюрократов" на "Стог сена", создают две киноленты видений поочередно.


Если в полукруге находятся десять учеников, киноленты создаются, например, в таком порядке:


1-й ученик (сидящий крайним справа): – Поле.


10-й ученик (сидящий крайним слева): – Столы.


2-й – Поле. Солнечный день.


9-й – Столы. Телефоны.


3-й – Поле. Солнечный день. Стог сена.


8-й – Столы. Телефоны. Графики выполнения.


4-й – Поле. Солнечный день. Стог сена. Прохлада в тени.


7-й – Столы. Телефоны. Графики выполнения. Суета.


5-й – Поле. Солнечный день. Стог сена. Прохлада в тени. Птицы.


6-й – Столы. Телефоны. Графики выполнения. Суета. Старший помзамзав.


Теперь две киноленты "скрестились" и расходятся в разные стороны:


7-й – Поле. Солнечный день. Стог сена. Прохлада в тени. Птицы. Шум листьев.


5-й – Столы... и т. д.


Каждый ученик, таким образом, запоминает одновременно обе киноленты и участвует в создании то одной, то другой в зависимости от того, с какой стороны приближается к нему очередная кинолента – справа или слева.


^ ГРУППОВОЙ РАССКАЗ


В предыдущих упражнениях ученики сочиняли рассказ, пользуясь только одним-двумя словами для каждого кадра. Теперь можно расширить рамки задания – сочинять, пользуясь большими фразами. На первый взгляд, это кажется более простым делом.


Допустим, рассказ начался с фразы, которую произнес первый из сидящих в полукруге учеников:


— Хлестал дождь...


Второй повторил эту фразу и продолжил:


— Хлестал дождь. Охотники промокли до нитки в своем шалашике...


Третий:


— Хлестал дождь. Охотники промокли до нитки в своем шалашике. Близилась ночь, и нужно было успеть дойти до станции...


Если ограничить цель упражнения только развитием фантазии учеников – совсем несложно продолжить этот, или любой другой, рассказ, лишь бы работало воображение. Но поставим цель – тренировать в этом упражнении непрерывность внутренних видений, и все станет намного сложнее! Нам все время придется волевыми усилиями держать ускользающие видения и с помощью внутреннего контроля следить за их непрерывностью – это и будет физической целью данного упражнения.


Может показаться, что волевые усилия – излишни. Ведь словесные сигналы и так накрепко связаны с изображениями: мы говорим "хлестал дождь" и при этом не можем не видеть на внутреннем экране картины дождя. Конечно, видим. Но видения эти часто не осознаются нами. Картина приобретает зримые черты только в том случае, если мы остановим на видении свое внимание... Хлещет дождь... Низкие, темные тучи, темень, косые плети воды... А еще?


Вода бьет по голым сучьям деревьев (наверное, осень?), срывает оставшиеся листья... А еще? Вода мнет жухлую траву, бежит мутным потоком по лесной тропинке...


— Не спешите продолжать рассказ, не выдумывайте, не вымучивайте "литературную" фразу. Сперва поживите в атмосфере предыдущих слов, и, когда картина станет совсем конкретной, сами собой явятся новые подробности, которые захочется назвать, до того они ярки! Так видение дождя привело нас к лесу, лес – к охотникам, они – к их мыслям о дороге на станцию.


Рассказ растет, но не забудем напомнить:


— Живите в атмосфере вымысла, в атмосфере рассказа – в течение всего упражнения. Вот вы сказали свою фразу, и уже ваши товарищи продолжают развивать сюжет рассказа, а вы снова и снова, с каждым новым повторением заставляйте себя видеть все картины, как только слышите слова товарищей. Заставляйте себя мгновенно переключаться с одной картины на другую.


Обычно рассказ катится по полукругу. Возможно и усложнение: педагог называет фамилию любого ученика, и тот продолжает рассказ.


^ ЦЕПОЧКА АССОЦИАЦИЙ


— "Ледокол"... Что вы видите на своих внутренних экранах? Три минуты молчания – пустите мысль свободно, "отвяжите" ее от ледокола, когда захочется. Посмотрим, куда она вас приведет.


Через три минуты опрос:


— Кто на чем остановился?


— Я в лесу грибы собираю.


Оказывается, ученик, думая о ледоколе, перешел потом к мысли о машине, она привела его на завод, затем вспомнились кадры кинохроники о заводе, сразу же – другие кадры, из недавнего индийского фильма, мысль об Индии сменилась воспоминаниями о цирке (индийские артисты), потом возникло здание цирка, рядом – набережная Фонтанки, где зеленеют деревья... Лес...


Восстановить в памяти всю цепочку ассоциаций, которая привела от "ледокола" к "грибам", иногда бывает не так-то просто. Но это и есть основная часть упражнения, тренирующего логику и последовательность внутренних видений.


— Переберите всю цепочку ассоциаций от "ледокола" до своей последней картинки. Постарайтесь ни одной не пропустить. Просмотрите снова все картины в том же порядке на своем внутреннем экране.


— Еще раз, от начала до конца!


^ АССОЦИАЦИЯ НА ПРИВЯЗИ


В этом упражнении по-иному тренируется ассоциативное мышление – "ледокол"... Увидели первую картину? Теперь не "отвязывайте" от нее свою мысль, держите мысль на привязи к слову "ледокол". Сочините связный рассказ под таким названием. Посторонние мысли отбрасывайте. Думать только о ледоколе!


Через три минуты молчания – опрос.


Конечно, не всем в равной степени удалось за три минуты сосредоточенно думать только о ледоколе. Но для нас важно, насколько ученики умеют отбрасывать ненужное (не думать о "белом медведе"), насколько удается им продлить время непрерывной мысли об одном предмете, насколько приучаются они осознанно распоряжаться течением своей мысли.


— Теперь у каждого из вас имеется свой зрительный рассказ, который называется "Ледокол". Повторите его в своем воображении от начала до конца. Стройте непрерывную цепочку внутренних видений. Пусть на вашем внутреннем экране идет кинофильм, в котором один кадр-событие сменяется другим. Кое-что придется уточнить, а может быть, изменить, придумать недостающие звенья событий. Выключайте кинокамеру, придумывайте недостающее. Придумали – включайте кинокамеру, продолжайте просматривать цепочку видений. Должна идти непрерывная лента кадров-событий.


— Когда придете домой, включите снова свою внутреннюю кинокамеру и восстановите всю последовательность кадров-событий.


На следующем уроке мы проверим, не рвется ли кинолента.


ВИДЕОСКОП


Ученики – в круге.


По рукам идут, одна за другой, пять разных открыток или репродукций картин. Примерно через каждые десять секунд педагог стучит по столу. Это сигнал к тому, чтобы ученик передал правому соседу открытку, которую рассматривал в течение этих Десяти секунд, и получил другую открытку от левого соседа.


Когда открытки прошли таким образом три-четыре круга, их откладывают в сторону.


— Теперь закрепим в памяти все пять картин. Вспомните первую. Кто расскажет, что он запомнил?


— Вспомните вторую.


Рассказы учеников помогли закреплению в памяти всех картин.


— Потренируем переключение видений. По моей команде вы Должны вспомнить картину и постараться держать ее на своем внутреннем экране до следующей команды. Что нужно делать, чтобы не упустить ее с экрана? Надо все время думать о ней и восстанавливать в памяти все подробности, все детали, то одну, то другую... Первая! Вторая!


Идет чередование картин – сначала с большими паузами, чтобы дать возможность ученику удерживать уплывающее изображение, возвращать его на экран. Затем паузы все больше сокращаются, а чередование картин все дальше уходит от последовательного перечисления:


— Третья! Пятая! Первая! Четвертая! Третья! Вторая!.. Глаза учеников должны быть открыты.


— Только не напрягайте глаза – от этого вы не увидите ярче, а, наоборот, спугнете видение. И помните, что мы не добиваемся галлюцинаций! Нам не нужно цветное, звуковое и стереоскопическое видение, которое будет торчать перед вашими глазами, как у душевнобольных, заслоняя реальный мир. Нет – все, что мы видим реально, остается: и наша комната, и эти окна, и пианино. Но – кроме реально видимого – в воображении возникает новый зрительный образ. Он бледнее настоящего, зыбок и неустойчив, но если мы думаем о нем – тело наше живет в его атмосфере, живет в условиях вымысла. Наше тело, мы сами, таким образом, готовы действовать и действуем в вымышленных предлагаемых обстоятельствах.


^ УСЛОЖНЕННЫЙ ВИДЕОСКОП


Более сложный вариант предыдущего упражнения начинается так же. Но когда открытки прошли два круга, педагог неожиданно добавляет к пятерке открыток три новые, о которых ученики не подозревали. Когда открытки обошли один круг, все восемь откладываются.


Дальше упражнение идет по предыдущему описанию. Закрепляются в памяти только пять основных открыток. Дополнительные же возникают в конце упражнения:


— Вторая! Пятая! Первая! Третья дополнительная! Четвертая! Первая дополнительная!..


^ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА


— Когда вы в школе решали задачи с бассейнами и трубами, из которых течет вода, наполняющая эти проклятые ненасытные бассейны, или задачи с пешеходами, которые неутомимо шагают навстречу друг другу и в какой-то точке непременно встречаются, – у вас невольно возникали в воображении и бассейны, и трубы, и пешеходы с палочками, но вы отбрасывали прочь ненужные видения и погружались в мир скучных цифр. Сегодня мы попробуем решить какую-нибудь математическую задачу без помощи математики. Если вы научились распоряжаться видениями, удерживать их на своем внутреннем экране – они помогут вам решить задачу. Вот эту, например:


"Три рыбака нашли такие предметы, выброшенные на морской берег после кораблекрушения: семь пустых бочек, еще семь, наполовину налитых вином, и семь бочек, полных вина. Как им поделить найденное на троих, не прикасаясь к бочкам и не переливая вино, чтобы каждому досталось равное количество бочек и равное количество вина?"


— Я помогу вашим видениям. Смотрите, я кладу на центр стола семь спичек с обломанными головками – это пустые бочки. Слева кладу семь целых спичек – это полные бочки. Семь половинок спичек справа – это бочки, наполненные до половины. Все остальное вызовите в своем воображении. Представьте себе, как рыбаки ходят возле спичек-бочек и пытаются их поделить.


— Кто решил, шепните мне ответ... Вы не выполнили условие задачи, раз ваши рыбаки занялись переливанием. Ясно, если из каждой полной бочки отлить половину вина в каждую пустую бочку, тогда рыбакам достанется по семь бочек, наполненных до половины. Но переливать-то нельзя. Пусть ваши рыбаки еще помучаются.


— Верно! Первый и второй рыбаки получили по две пустых бочки, по две полных и по три наполовину полных. А третий рыбак, – наверное, самый старший, бородатый – получил три пустых, три полных и одну наполовину полную. Значит, каждый получил по семь бочек и среди них – по три с половиной бочки вина.


— Если у вас дома сохранились математические задачники – потренируйтесь в решениях с помощью видения. Конечно, не каждая задача годится для этого. Найдите такие, где можно представить себе полную картину жизни, определите логику и последовательность действий в событии, помогайте себе мысленной речью.


^ ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА


А вот образец так называемой логической задачи, которую легко решает человек с развитым образным мышлением:


"Домохозяйке надо было разделать мясо, рыбу и фрукты. В ее распоряжении имелись две чистые двухсторонние клеенки и пыльный стол. Нельзя разделывать продукты на грязной поверхности, перегибать клеенки, мыть их и вытирать пыль со стола до окончания работы. Домохозяйка решила эту задачу. А вы? "


Домохозяйке, конечно, было легче, чем вам сейчас, – все предметы были у нее перед глазами. Вам же придется представить в своем воображении – и пыльный стол (было бы логичнее вымыть его сперва, да почему-то нельзя!), и две клеенки, висящие на спинке стула, и два пакета на стуле – с мясом и рыбой, и кошелку с яблоками, повешенную на гвоздик. Представили? Теперь прикидывайте возможные варианты. Если положить сначала одну клеенку, разделать на ней мясо, то второй раз на ней уже ничего не разделаешь – одна сторона в крови, другая в пыли. Не годится! Осталась одна клеенка, а разделать надо рыбу и яблоки. Если бы стол был чистый, все бы получилось – клади клеенку, разделывай рыбу, потом переверни клеенку на чистую сторону и разделывай яблоки! Но на столе лежит клеенка, вот она, вся мокрая от разделки мяса. Если бы она была чистая! Тогда положить бы на нее вторую клеенку... Мы уже близки к решению, продолжайте мысленно действовать дальше!


— Верно. Надо сначала положить обе клеенки и на верхней разделать что-нибудь одно – рыбу, например. Потом снять верхнюю клеенку и положить ее грязной стороной, чешуйчатой от рыбы, на пыльный стол, а на нижней клеенке разделать мясо. Затем положить на эту нижнюю, загрязненную клеенку верхнюю, чистой стороной вверх и разделать яблоки. Если стол достаточно велик и на нем помещаются обе развернутые клеенки, можно и не класть рыбную клеенку на мясную – все равно после разделки рыбы, когда вы снимете верхнюю клеенку и положите ее грязной стороной на стол, перед вами окажутся две чистые стороны двух клеенок, на которых можно разделать мясо и яблоки.


^ ЗАДАЧА ЭЙНШТЕЙНА


Эта шуточная задача Эйнштейна, как и подобные ей, может служить материалом для тренировки образного мышления:


"Турецкий купец искал компаньона. Ему предлагали свои услуги два кандидата: умный и глупый. После долгого размышления купец решил отдать предпочтение умному. Но как узнать, кто из них умнее? Купец придумал такое испытание: привел обоих в помещение без окон и зеркал. Там он открыл коробку и сказал: "Здесь пять фесок, две красного цвета и три черного. Сейчас я выключу свет. Каждый из вас возьмет одну феску и наденет ее. Как только я опять включу свет, вы должны сказать, какого цвета феска на вашей голове. Кто первый угадает, тот и будет моим компаньоном".


Так и было сделано. Как только зажегся свет, оба претендента увидели, что у купца на голове красная феска. В ту же секунду один из испытуемых воскликнул..."


— Что он воскликнул? Ну-ка, отправляйтесь по трое на площадку, решите, кто из вас купец, а кто кандидаты, положите в коробку воображаемые пять фесок, две красных и три черных. Действуйте!.. Когда купец "включит свет", закройте глаза; когда "выключит", откройте. Одно важное условие: вам неизвестно, какую феску вы надели, но когда вы откроете глаза, вы увидите на голове купца красную феску, а на голове вашего соперника – черную. Остальных фесок вы не видите, они в коробке, но вспомните, что там может остаться, и сообразите, какая феска на вашей голове. Кто догадается первый?


— Черная? Почему? Ах, потому, что я сказал, у вашего соперника черная, а вы оба соперники? Нет, представьте себе всю картину и догадайтесь по-настоящему.


— Действительно, черная. Как догадались?.. Правильно, таков и ответ Эйнштейна: "Если бы у меня на голове тоже была бы красная феска, то мой соперник увидел бы две красные и сразу же сказал бы: "У меня черная!" Но он молчит, значит, черная на мне".


ПУТЕШЕСТВИЯ


Каждому из учеников, сидящих в полукруге, педагог дает маршрут путешествия:


— Антарктида. Джунгли. Ангара. Черноморское побережье. Гималаи...


Три минуты молчания. Ученики готовят свои киноленты, фантазируя о далеких местах, где они никогда не бывали. Затем начинаются рассказы: описание кадра за кадром. Несколько фраз-кадров – и педагог останавливает ученика, дает слово второму. Начинает второй, педагог останавливает его после нескольких фраз-кадров и дает слово третьему. Потом снова первому – для продолжения. Потом четвертому, для начала. Третьему – для продолжения. Снова первому – для продолжения, и т. д. в любом порядке.


Когда окончились рассказы (они должны состоять не более чем из шести-восьми фраз-кадров), дается несколько минут на то, чтобы восстановить в памяти последовательность кадров в каждом рассказе. После этого любой ученик должен повторить любое из описанных путешествий.


— Упражнение правильно делает тот, кто внимательно слушал рассказы товарищей. Кто не только слушал, но и слышал, – а это не одно и то же. Кто слушал и видел. Старался видеть как можно более конкретно, а значит – запечатлевал в памяти. Не только слова запоминал, но и свои видения.


Таким образом, в этом упражнении тренируются и непрерывность внутренних видений, и переключения с помощью развитого рассредоточенного внимания, тренируется не механическое запоминание слов, а образное воспоминание чередующихся картин и распределение их по заданным "полочкам".


ПОВТОРИ!


Задание: "Рассказывать несколько раз одно и то же".


Упражнение из ряда "повторных действий", их цель – повторять, не повторяясь. То есть повторять так, чтобы каждое повторение было живым, не заштамповывалось, исполнялось бы словно впервые. Ниже приведены упражнения, построенные на внешнем физическом действии, а здесь пока попробуем начать с внутреннего действия:


— Расскажите, что вы делали сегодня утром. Проснулся...


Надо остановить рассказ почти сразу. Достаточно воспоминаний ученика о нескольких действиях – как он встал, оделся, умылся, потом сел завтракать...


— Довольно! Повторите свой рассказ!


Повторение будет живым, если ученик снова, как в первый раз, обратится к внутренним видениям и его слова будут опираться на них.


— Повторите еще раз!


Каждое повторение автоматизирует действие. Слова уже не опираются на видения, как в первый раз, и мертвеют. Как говорится, "слова легли на мускулы языка". Волевыми усилиями нужно возвращать первоначальные видения, стараться не пропустить ни малейшего звенышка в их непрерывной цепи – при каждом повторении рассказа.


— Когда вы будете играть роль на сцене, о видениях некогда будет думать. Иногда они явятся вам, иногда – нет; как в жизни, где мы редко осознаем живые видения, лежащие под нашими словами. Но готовить роль – это значит воссоздавать всю живую цепь видений, питающих слово. Слова без видений – штампуются, мертвеют. Видения не могут штамповаться, потому что они живые, движущиеся, изменяющиеся. Если верно "накатать" несколько раз непрерывную цепочку видений одновременно с произносимыми словами, тогда есть надежда, что видения будут появляться рефлекторно, вызванные словом. Вы не всегда будете их ощущать, они уйдут в подсознание, но из его глубин станут помогать слову. Учитесь "накатывать" видения!


Полезно через два-три дня, а потом через две-три недели попросить ученика вспомнить рассказ, повторить его. Возвращаясь к рассказу, следует углублять, обогащать, конкретизировать видения, укреплять их непрерывность. Можно призвать на помощь мысленную речь.


Со временем надо усложнять задание – рассказывать не короткие эпизоды, а более длинные, использовать не только жизненный опыт, но и актерскую фантазию.


— Расскажите, как вы сражались с медведем! Не приходилось? А если бы?..


^ СЕГОДНЯ – ВЧЕРА


Индивидуальное или групповое упражнение на переключение воспоминаний:


— Вчера вы вспоминали на занятии ваше утро. Вы старались подробно восстановить в памяти непрерывную последовательность всех ваших действий. На чем остановились вчера? Вы открываете дверь, выходите на улицу... Продолжайте вспоминать.


— Стоп. Вспомните сегодняшее утро так же подробно, как вчерашнее. С самого начала. Вы открыли глаза...


— Вернитесь к воспоминанию вчерашнего утра. На чем остановились?


— Продолжайте вспоминать сегдняшнее утро.


Главное в переходах от одних воспоминаний к другим – как можно скорее вернуться к тому видению, к той мысли, на которой нас застало переключение. И продолжать воспоминание – так же последовательно и не спеша, как оно шло прежде. Новое переключение, и снова надо вернуться к предыдущему воспоминанию. Педагог дает команды "вчера" и "сегодня", постепенно сокращая время между ними. Однако "рычажок переключения" формируется не сразу и не у всех одинаково быстро. Разнообразные упражнения на переключения помогают его формированию. Поэтому не следует с первых же дней надеяться на быстрые переключения у всех. Нужно давать достаточное время для того, чтобы ученик вспомнил, удержал видение, пошел дальше по воспоминанию и только тогда переключился на другое воспоминание.


— Почему иногда последовательность действий вспоминается легко, а иногда трудно? Потому что многие из наших повседневных Действий – автоматизированы. Мы машинально подходим к умывальнику и чистим зубы, а сами при этом думаем об уроке танца, на котором сегодня нужно непременно освоить это сложное "шассэ круазэ". Значит, надо вспоминать на только свои движения, но и мысли – ведь и они составляют "линии нашего дня".


^ СОБЫТИЕ В КАРТИНЕ


Репродукцию какой-либо картины, открытку или фотографию – пустим по кругу. После того как она побывала в руках у каждого по два-три раза, ее откладывают.


Вспоминая репродукцию, ученики должны найти в общем разговоре и определить:


1. содержание картины,

2. ее сюжет,

3. фабулу,

4. основное событие, запечатленное художником,

5. отдельные человеческие действия, из которых складывается и в которых проявляется это событие,

6. характеры людей, их биографии и изменение этих биографий под влиянием изображенного события.


^ СОБРАТЬ КАРТИНУ


Сегодня на столе педагога – нарезанные куски какой-то репродукции.


— Получите каждый по кусочку. Рассмотрите. Догадайтесь, что может быть изображено рядом. Теперь соберитесь кучкой, познакомьтесь с тем, что есть у товарищей, и попробуйте сообща восстановить полное изображение!..


— А что происходит на внутренних экранах вашего видения?


^ ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНЬЕ!


s-otstupleniem-lednikov-vsled-za-pasushimisya-v-tundre-severnimi-olenyami-na-territoriyu-litvi-s-yuga-i-yuga-zapada-prishli-pervie-zhiteli-eto-bilo-okolo-xtisyacheleti.html
s-p-filin-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-konspekt-lekcij.html
s-p-i-s-o-k-metodicheskoe-posobie-dlya-obucheniya-nachinayushih-notariusov-po-teme-organizaciya-i-finansirovanie-ofisa-notariusa.html
s-p-kapica-ispolzovaniya-innovacionnih-metodov-osobuyu-znachimost-priobretaet-pri-podgotovke-studentov-kvalifikacii-sociolog-prepodavatel-sociologii-v-svyazi-s-tem-chto-vipuskniki-v-svoej-budushej-deyatelnosti.html
s-p-kapica-s-p-kurdyumov-g-g-malineckij-sinergetika-i-prognozi-budushego-stranica-4.html
s-p-kolotovkin-vipolnenie-kursovoj-i-diplomnoj-raboti-stranica-2.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/grazhdanskij-pravoj-dogovor-chast-6.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-9-ekspertiza-affekta-2-chasa-programma-i-metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-po.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/realizaciya-norm-federalnogo-zakona-o-nesostoyatelnosti-bankrotstve.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-kodeksa-tamozhennogo-soyuza-tk-ts-s-01-07-2010.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-i-prakticheskie-zadaniya-dlya-konkursov-podgotovili-n-n-naplekova-d-r-biol-nauk-professor-zav-kafedroj-agroekologii-i-mikrobiologii-novosibirskogo-gau.html
  • textbook.bystrickaya.ru/karelskij-kadetskij-korpus-imeni-aleksandra-nevskogo.html
  • lecture.bystrickaya.ru/74-raschet-parametrov-tehnologicheskogo-cikla-harakteristika-rajona-i-mestorozhdeniya-11.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistema-obrazovaniya-chitinskoj-oblasti-pervaya-versiya-ezhegodnogo-analiticheskogo-doklada-chita-2006.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-upravlenie-personalom-napravlenie-podgotovki-210100.html
  • studies.bystrickaya.ru/internet-resursi-mayak-novosti-16-01-2006-bejlin-boris-21-00-20.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-doklad-novie-podhodi-k-lekarstvennomu-lecheniyu-melanomi-k-m-n-a-v-novik.html
  • control.bystrickaya.ru/delo-42-starikashka-edelvejs-skazka-o-trojke-2-niichavo-3-skazka-o-trojke-2.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-dostignutih-znacheniyah-pokazatelej-dlya-ocenki-effektivnosti-deyatelnosti-organov-mestnogo-samoupravleniya-beloyarskogo-rajona-za-2009-god-i-ih-planiruemih-znacheniyah-na-3-letnij-period.html
  • klass.bystrickaya.ru/8-vliyanie-psihologicheskih-i-fizicheskih-faktorov-e-e-lalayan-glavnij-redaktor-izdatelstva-doktor-ekonomicheskih-nauk.html
  • college.bystrickaya.ru/-grani-sotrudnichestva-administracii-stolici-yakutii-i-merii-moskvi-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prichinnost-i-karma-v-buddizme-stranica-10.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizacionnie-osnovi-postroeniya-apparata-upravleniya-banka.html
  • turn.bystrickaya.ru/pasport-federalnoj-celevoj-programmi-zhilishe-na-2011-2015godi-naimenovanie-programmi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-uroka-chislennost-naseleniya-rossii.html
  • credit.bystrickaya.ru/perednij-kraj-v-obrazovanii-innovacii-v-metodah-i-tehnologiyah.html
  • school.bystrickaya.ru/istoriya-muzikoznaniya-bonfeld-msh-2-189-00-378-00-100-velikih-muzeev-mira-ionina-n-a.html
  • pisat.bystrickaya.ru/the-weekly-pulse-5-11-02-2010-a-new-decade-a-new-economic-growth-and-new-opportunities-for-kazakhstan-address-of-president-of-the-republic-of-kazakhstan-n-stranica-2.html
  • esse.bystrickaya.ru/rasskazi-hozyajki-muzeya-pro-les-i-ego-zhitelyah-nikogo-ne-ostavit-ravnodushnim.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ocenka-dinamiki-sochetannoj-luchevoj-i-himioterapii-raka-molochnoj-zhelezi-po-rezultatam-rentgenomammografii-i-uzi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proektnaya-deklaraciya-zastrojshika-ooo-orion.html
  • grade.bystrickaya.ru/mihalevag-v-evolyuciya-mediaobrazovaniya-v-velikobritanii-tekst-g-v-mihaleva-integraciya-obrazovaniya-2-51-2008-s-70-75.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnaya-kartaprovedeniya-inspekcionnogo-kontrolya-gruzovogo-salona-i-raboti-bortoperatorovsoglasno-zadaniyu-n.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogovaya-kontrolnaya-rabota-po-biologii-za-kurs-11-klassa.html
  • esse.bystrickaya.ru/razvitie-sfer-deyatelnosti-gorod-orenburg.html
  • write.bystrickaya.ru/g-v-volkova-takoj-abvgdezhzijklmnoprstufhcchshshieyuya-stranica-12.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/n-a-artyomova-zamestitel-nachalnika-otdela-obrazovaniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/administrativnij-reglament-predostavleniya-municipalnoj-uslugi-stranica-2.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vtoroj-posle-uembli-k-cvetam-bashkirii-podsadyat-kompleks-7-vyacheslav-dudka-vstretilsya-s-rukovodstvom-federacii.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-g-ulyanovsk-rossiya-11-12-oktyabrya-2011g.html
  • essay.bystrickaya.ru/doneckij-nacionalnij-tehnicheskij-universitet-stranica-9.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.