.RU

Семёнова Е. М. (Автор-составитель) с 30 Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. 3-е изд - страница 3


33

^ Задания по анализу информации:

• Обсудите в группе каждую из процитированных учительс­ких установок с точки зрения конфликтогенности общения со школьниками.

• Отталкиваясь от приведенных Р. Каммингсом педагогичес­ких ориентации, сформулируйте их на принципиально иной основе, соответствующей учителям с положительным само­восприятием.

^ Рыданова И.И. Педагогические конфликты, пути преодоления. Учебное пособие для студ. пед. спец-тей вузов. — Минск, 1998.

Психологически здоровый человек

Информация к размышлению: «Психически здоровые люди лишены комплексов, их поведение естественно и раскованно... Жизнь их всегда полна смысла, имеет цель - будь то забота о благе народа или о благе конкретных людей... Они умеют отда­ваться своей цели полностью. В любой работе такие люди за­метны: их мышление отличается большой самостоятельностью, независимостью от предрассудков времени, авторитетов. Пси­хологически здоровые люди большие жизнелюбы: они умеют получать удовольствие от жизни в большом и малом — и от аромата цветка, и от красоты математической формулы... Такая личность исключительно оптимистична. Даже в самой катаст­рофической ситуации она не теряет надежды, и это нередко дает силы найти выход. Это личность необычайно активная -никогда не ждет, пока кто-то начнет работу, стремится взяться за дело сам, выложиться в любом деле до конца. Такие люди не боятся идти на риск — не ради самого риска, а ради дела. Не боятся неудач — умеют достойно пережить их, не сломаться.

И самое главное... такие люди отличаются очень высокой степенью самооценки. Нет, они не преувеличивают собствен­ных достоинств и стремятся каждую минуту стать лучше, пре­одолеть свои недостатки, но и уважают себя. Уважают в себе личность, человеческое достоинство. Именно такие люди... глубже и полнее способны любить... Именно они вызывают ответную любовь — сила их чувств теснейшим образом связана с высоким развитием их личности».

^ Для обсуждения:

• Как часто вам приходилось встречать школьных учителей, обладающих психологическим здоровьем?

Задание по анализу информации:

• Проанализируйте состояние своего психологического здо­ровья и составьте программу самосовершенствования.

Гозман Л.Я., Ажигихина Н.И. Психология симпатий. — М., 1988. Рыданова И.И. Педагогические конфликты- пути преодоления. Учебное пособие для студ. пед. спец-тей вузов. — Минск, 1998.

Позитивность Я-концепции педагога

Информация к размышлению: «Чем меньше учитель уверен в себе, тем больше он склонен к стереотипному, формальному мышлению и, соответственно, к догматическому стилю препо­давания, основанному на постановке вопросов, требующих однозначного ответа, на изложении фактов с целью одного только запоминания. В результате преподавание явно тяготеет к примитивным формам, чему способствует стремление учите­ля не допустить возникновения дискуссий, вариативных вы­боров и альтернатив в процессе обучения....Как видим, вновь во весь рост встает проблема «Я-концепции» учителя, которая служит реальным психологическим обеспечением успеха его деятельности либо приводит к неизбежным затруднениям и явным или скрытым неудачам.

Результаты большого числа исследований говорят о том, что «эффективные» учителя по сравнению с «неэффективными» отличаются высокой самооценкой, позитивным отношением к себе, свободой от чрезмерной тревожности и самокритики. Они обладают способностью оказывать позитивное воздей­ствие на Я-концепцию и успеваемость учащихся. Учителя, которые внутренне себя принимают, с большей легкостью принимают и других. В то время как учителя, склонные к от-Рицанию, чаще отталкивают других... Учителя, обладающие позитивным самовосприятием, уверенностью в себе, в своих педагогических способностях, вступают в общение с другими с оольшей легкостью и поэтому более эффективно решают зада­чи, стоящие перед ними на уроке».

34

35

Вопросы для обсуждения:

• Как складывается образ «Я» педагога? Какие факторы влия­ют на его формирование?

• Каким образом позитивность Я-концепции связана с само­актуализацией личности, мотивацией на профессиональную деятельность?

• Влияет ли позитивность самовосприятия учителя на уро­вень его эмоциональной устойчивости? В чем это может проявляться?

• Предложите способы гармонизации личности учителя, по­вышения уровня его профессионального самосознания.

^ Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. — М., 1986. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. — М., 1998. Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотех­нологического общества. // Педагогика. — 1997. — №5.

^ УПРАЖНЕНИЯ НА ОСОЗНАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ

САМОВОСПРИЯТИЯ И ВОСПРИЯТИЯ СЕБЯ ДРУГИМИ

Упражнение «Самокритика»

У каждого человека есть свое собственное представление о том, что делает его уникальным, неповторимым, отличает от других. При этом невольно возникает вопрос: разделяют ли окружающие его мнение о самом себе, видят ли его другие таким, каким он сам видит себя. Данное упражнение помогает выяснить этот вопрос. Участники берут листы бумаги, подпи­сывают их и разделяют на три вертикальных полосы.

1-я графа: «Кто я?». 10 слов-эпитетов. Ответы записываются быстро, точно в той формулировке, в которой они приходят в голову.

2-я графа: «Как на этот вопрос ответили бы ваши родители, знакомые?» (можно выбрать кого-то одного).

3-я графа: на этот же вопрос отвечает кто-то из группы. Кто именно, участник определяет сам.

Затем каждый участник забирает свой листок, сравнивает ответы, выделяет сходство характеристик. Можно выделить до­минирующую линию поведения - она повторяется во всех трех характеристиках. Подсчитывается количество совпадений. Ко­личество совпадений определяет степень открытости человека.

Упражнение «Представление партнера»

Группа делится на пары (в пару объединяются наименее знакомые люди). В течение пяти минут каждый участник в беседе со своим партнером должен получить о нем как можно больше информации. В самопрезентации необходимо отра­зить следующие вопросы: что я ценю в самом себе, предмет моей гордости, что я умею делать лучше всего и др.

Презентации происходят следующим образом: один из чле­нов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий говорит от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. Задача говорящего — ыурпостроить свою презентацию так, чтобы она длилась ров­но одну минуту. После представления сидящего любой член группы имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Тот, кого презентуют не имеет право вмешиваться в процесс и что-либо пояснять, его задача — молчать и слушать.

^ Примеры вопросов выступающему:

• Какие качества ты наиболее ценишь в людях?

• Что ты считаешь самым отвратительным?

• Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь?

• Какого рода это влияние?

• Чего бы тебе хотелось добиться в жизни?

Обсуждение. Во время обсуждения итогов выполнения уп­ражнения уделяется внимание следующим аспектам:

способности верно и сжато передать полученные о нем от партнера сведения;

способности вчувствоваться в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию.

^ Вопросы для обсуждения:

36

37

• Оцени успешность твоей презентации своего партнера.

• Удалось ли твоему партнеру верно изложить сведения о тебе?

• Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?

Игра «Жертва»

Все участники находятся в кругу. Выбирается водящий, он выходит за дверь. Группе дается задание - загадать какого-либо человека из группы, то есть договориться, кто будет жер­твой. Затем в комнату приглашается водящий. Он задает груп­пе вопросы об особенностях выбранного человека. Каждый вопрос начинается со слов: «Если бы он был.... (далее следует какое-либо определение — цветком, временем года, животным и т.п.), то каким бы он был?». По ответам участников группы, водящий должен догадаться, кто выбран жертвой.

Упражнение «Первая проба на роль»

Все участники сидят на стульях, расставленных по кругу. Один из стульев пустой, он чуть-чуть выдвигается из круга. Каждый по очереди садится на этот стул — стул «презентации», а остальные участники группы пробуют представить человека, сидящего на стуле в какой-нибудь роли.

^ Инструкция ведущего: «Я предлагаю вам представить себя кинорежиссерами, которым предстоит снимать некий фильм. Подберите пожалуйста, актеров из тех людей, которые будут находиться на стуле презентации и пригодных для исполнения той или иной роли. Одна из женщин, к примеру, благодаря своей внешности, манере общения и речи, а также другим осо­бенностям неплохо бы сыграла роль Снежной королевы, но ей совершенно не подойдет роль Красной шапочки или Золуш­ки. Таким образом, вам нужно определить, какая роль соот­ветственно внешним признакам человека и особенностям по­ведения, которые вы успели заметить, в большей степени ему подходит. Роль может быть реальной, то есть это может быть персонаж из известных произведений, кинофильмов, сказок. А может быть, вы снимаете совершенно новый фильм по соб­ственному сценарию? Тогда опишите, пожалуйста, что это за герой, на роль которого вы выбрали данного человека, укажи-

те его возраст, социальный статус, профессию и некоторые другие характеристики».

На «стул презентации» приглашается первый участник, всем остальным предлагается придумать для него роль в своем ки­нофильме. При необходимости ведущий задает участникам уточняющие вопросы. Это особенно важно, когда роль дается только описательно или знакома не всем членам группы. Уча­стник, сидящий на «стуле презентации», ничего не говорит, только выслушивает мнение других. Не обязательно высказы­ваться всем. Говорят только те, у кого уже сложилось четкое представление о возможной роли кандидата. После того как все участники побывают на «стуле презентации», необходимо провести рефлексию мыслей и переживаний. Важно, чтобы каждый из участников высказался, насколько предложенные ему роли совпадают с его собственным представлением о себе и своих «жизненных ролях».

^ Вопросы для обсуждения:

• Были ли, на ваш взгляд, точные попадания?

• Какие роли, «увиденные» кинорежиссерами, вызывали не­доумение или даже протест?

• Что вы чувствовали, когда находились на «стуле презента­ции»?

• Трудно ли, будучи кинорежиссером, определить роль, наи­более подходящую для каждого конкретного человека?

• В каких случаях это удавалось достаточно легко? Почему?

Упражнение «Рекламный ролик»

Инструкция ведущего: «Всем хорошо известно, что такое рек­лама. Ежедневно мы много раз видели рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть способы презентации того или иного товара. По­скольку мы все потребители рекламируемых товаров, то в ка­кой-то степени нас можно считать специалистами по рекламе. Давайте представим, что мы собрались здесь для того, чтобы создать свой собственный рекламный ролик для какого-то то­вара. Наша задача — представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Однако

38

39

объектом нашей рекламы станут не предметы, а конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой будет написано игровое имя одного из участников группы. Может оказаться так, что вам достанется карточка с собственным именем, значит, вам придется рекла­мировать самого себя. В нашей рекламе есть одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Итак, вам предлагается представить человека в качестве какого-либо товара. Это может быть холодильник, загородный дом, само­вар и т. п.

В рекламном ролике должны быть отражены самые важные и истинные достоинства рекламируем объекта. Длительность каждого рекламного ролика - не более одной минуты, после чего группа должна будет угадать, кто из членов группы был представлен в рекламе. Время на подготовку — пять минут».

Упражнение завершается обсуждением и рефлексией соб­ственных переживаний каждого из игроков по поводу пред­ставления его в рекламном ролике.

Упражнение «Проективный рисунок»

Всем участникам предлагается нарисовать рисунок на тему: «Я такой, какой есть». На выполнение дается 3—5 минут. Ри­сунки не подписываются. Техническая сторона рисунка не важ­на. Затем все рисунки раскладываются в центре комнаты. Ве­дущий произвольно выбирает один из рисунков, располагая его так, чтобы всем было видно. Участники по очереди расска­зывают, что видят на рисунке, причем дают не формальное описание, а собственные ощущения от рисунка: каким, по их мнению, видит себя человек, создавший этот рисунок. Все высказываются по очереди. Автор рисунка не называется. Пос­ле того как все желающие выскажутся, можно попытаться оп­ределить, кто же автор. Наконец автор объявляет себя (если захочет) и рассказывает, что хотел выразить своим рисунком, отмечая наиболее понравившиеся ему реплики. Таким же об­разом обсуждаются и остальные рисунки. При обсуждении необходимо отметить тех, чьи интерпретации понравились авторам рисунков.

Материалы: листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Упражнение «Мой портрет глазами группы»

Ведущий обращается к участникам группы с вопросом: «Есть ли среди вас желающие получить свой психологический порт-оет? И не просто словесный портрет с перечислением досто­инств и недостатков, а совершенно реальное изображение на бумаге вашего облика?». Находятся желающие (1-2 человека), иМ предлагается занять «горячий стул». Все остальные участни­ки группы становятся художниками. Им необходимо изобра­зить портрет выбранных участников на бумаге. Ведущий пояс­няет технику рисования: «Не стоит стремиться к внешнему сходству, необходимо создать именно психологический порт­рет человека, сидящего перед вами. Для этого нужно исходить из единственного принципа «Я вижу так!» Пусть ваши рисун­ки будут иметь метафорический смысл и тонкий подтекст. Ограничений нет, будьте свободны в выборе способов изобра­жения внутреннего облика человека. Это может быть реаль­ный предмет, какой-либо узор, абстрактный орнамент или набор цветовых пятен. Единственное условие - до конца уп­ражнения запрещается разговаривать».

Рисование продолжается в течение 10-15 минут. Ведущий предупреждает о необходимости завершать работу за минуту до окончания отведенного времени, после чего рисунки рас­полагаются на стульях участников, а все «художники» рассмат­ривают «портреты», переходя от одного к другому. Затем сле­дует групповая рефлексия:

• обсуждение чувств, вызванных процессом создания «порт­ретов»;

• обсуждение чувств, вызванных созданными рисунками, у «натурщиков», интерпретация изображений и выражение согласия или несогласия с «портретом»;

• пояснение своих «портретов» «художниками».

После рефлексии каждый «художник» преподносит «порт-Рет» в дар изображенному на нем лицу.

Материалы: листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Упражнение «Сколько во мне людей?»

Для обсуждения предлагается цитата Вильяма Джеймса: «Ког-Ла встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро:

40

41

каждый из двоих, каким он (или она) себя видит, каждый из двоих, каким его (или ее) видят другие, и каждый из двоих, каким они являются на самом деле».

^ Вопросы для обсуждения:

• Как вы понимаете эту фразу?

• Как самосознание человека связано с отношениями с роди­телями, друзьями, коллегами по работе?

Упражнение «Прокурор и адвокат»

Участники делятся на две группы (произвольно). Одна иг­рает роль «прокурора», другая — «адвоката». Кто-то из группы садится в круг по жребию или по мере психологической готов­ности. Группа начинает высказываться, «адвокаты» акценти­руют внимание на положительных сторонах сидящего в цент­ре, усиливают их, приводят подтверждающие примеры, а «про­куроры» аргументированно доказывают обратное.

Упражнение «Мой портрет»

Каждый из участников по мере психологической готовнос­ти пытается выразить свои представления о том, каким его представляет (воспринимает) группа, в том числе какими яв­ляются представления о нем у каждого члена группы, каким в целом является групповое чувство по отношению к нему.

Группа выступает в роли коллективного эксперта, но по­правляет участника, который высказывает свои представления лишь в случае очень значительного расхождения с действи­тельным восприятием группой данного человека группой.

Упражнение «Отверженный»

Один из группы выходит из комнаты, оставшиеся называют 5—7 причин, по которым этого участника можно (или нужно) «отвергнуть». Например, слишком заносчив, груб, замкнут и т. д.

В группе выбирается «секретарь», который фиксирует выс­казывания, причем без указания источника, поскольку мне­ние должно быть групповым. Затем приглашается выходив­ший, сначала он должен сам попробовать и назвать три-четы­ре причины, которые, по его мнению, могла назвать группа по отношению к нему. После этого зачитывается «протокол».

^ 42

у участника есть право на один вопрос, если что-то в этом перечне ему не ясно.

Упражнение «Чемодан»

Один из членов группы выходит из комнаты, а остальные начинают собирать ему в дальнюю дорогу «чемодан». В этот «чемодан» набирается то, что, по мнению группы, поможет человеку в личностном и профессиональном росте, все поло­жительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем. Но обязательно указывается и то, что мешает человеку, его отрицательные проявления, над чем ему необходимо ак­тивно поработать.

Выбирается «секретарь». Он делит лист вертикально попо­лам, на одной стороне ставится знак «+», на другой «—». Для хорошего «чемодана» нужно не менее 5-7 характеристик с той и другой стороны. Затем входит член группы, и ему зачитыва­ется и передается этот список.

В конце занятия с участниками тренинга составляется со­глашение (см. упражнение «Соглашение»). Листы с соглаше­нием и домашним адресом сдаются руководителю.

Упражнение «Соглашение»

Каждый член группы составляет соглашение (контракт) с самим собой, отвечая на следующие вопросы:

1. Что я хотел бы изменить в себе по итогам работы в группе?

2. Каким образом я собираюсь это сделать?

3. Когда я это буду делать?

В соглашении следует особо подчеркнуть: области своего поведения, нуждающиеся в перестройке; свои сильные и сла­бые стороны. Необходимо быть честным с самим собой отно­сительно этих сторон. Кроме того, следует изложить намечае­мые изменения, касающиеся работы, семьи, своего стиля об-Щения, отношений с родственниками, друзьями. Наметить конкретные цели и пути их достижения.

Составленные соглашения складываются в конверты, где Указывается точный почтовый адрес подписавшего «контракт» с самим собой. Конверты сдаются руководителю, который че-Рез определенное время высылает соглашение.

43

^ Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб­ное пособие. — М., 2003.

Григорьева Т.Г., Пинская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного об­щения: Методич. пособие для преподавателей. — Новосибирск, М. , 1997.

Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. — М., 1991.

Талайко СВ. Диагностика и развитие профессионально значимых качеств личности педагога: Метод, рекомендации. — Минск, 1998.

^ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМОВОСПРИЯТИЯ

Упражнение «Контраргументы»

Составьте список ваших слабых сторон. Разместите его на левой половине листа. На правой стороне против каждого пункта укажите то положительное, что этому можно противо­поставить.

Например:

Ни одному из тех, кто меня знает, я не нравлюсь.

Я ленив, мне очень трудно заставить себя готовиться к занятиям.

Те, кто действительно меня знает, относятся ко мне хорошо.

Я могу быть волевым челове­ком. Я способен, когда это очень необходимо, собраться и выполнить все, что наметил.

Разверните и обоснуйте контраргументы. Найдите им под­ходящие примеры. Выберите одного из ваших товарищей по группе и изложите ему эти контраргументы, подтвердив их примерами.

Упражнение «Представьте себя ребенком»

В каждом из нас до сих пор живет ребенок. Мы несем груз тех суждений, что слышали, будучи детьми. Основа нашего жизненного сценария — то, как нас запрограммировали в дет­стве. Возьмите лист бумаги и сделайте на левой его стороне список всего того отрицательного, что ваши родители, учите­ля, родственники говорили о вас. А затем справа запишите все то хорошее, что вам говорили о вас родные и учителя.

44

^ Вопросы для обсуждения: . Какой из этих списков длиннее?

Какой из них в большей степени определяет ваше отноше­ние к себе?

Упражнение «Сильные стороны»

Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сто­ронах - о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положи­тельных чертах характера. Важно отметить то, что является или может являться точкой опоры в различные моменты жизни. Важно, чтобы говорящий высказывался прямо, без всяких «но», «если» и т. д. Это упражнение направлено не только на саморас­крытие, но и на умение мыслить о себе в положительном ключе. Поэтому, выполняя его, необходимо избегать высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Преподаватель должен пресекать любую попытку самокритики, самоосуждения.

Другие члены группы не задают вопросов, не высказывают­ся - они остаются только слушателями. Через 3-4 минуты начинает говорить следующий член группы, сидящий справа от предыдущего, и так до тех пор, пока не выскажутся все по очереди.

После этого преподаватель предлагает всем попытаться про­вести «инвентаризацию» своих сильных сторон и записать их в тетрадь.

Упражнение «Кто я»

Предлагается честно и откровенно закончить предложения:

- Я горжусь собой, когда я...

- Я симпатичный человек, потому что...

- У меня есть такие два замечательных качества ...

- Одна из самых лучших вещей; которые я сделал(а) в сво­ей жизни...

^ Вопросы для обсуждения:

* Трудно ли было отвечать на эти вопросы? Почему?

* Испытывали ли вы затруднения, когда писали о себе «хо­рошо»?

45

Упражнение «Кинопроба»

(на развитие чувства собственной значимости)

1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.

2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.

3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: «Я не хочу хвастаться, но...», и дополните фразу словами о своем дости­жении.

^ Вопросы для обсуждения:

• Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?

• Как вам кажется, в момент вашего выступления другие ис­пытывали то же, что и вы? Почему?

Упражнение «Достоинства»

Участники располагаются по кругу. Каждый по часовой стрел­ке называет свои достоинства, а затем повторяет достоинства других в том порядке, в котором те назывались.

Упражнение «Восприятие жизни»

Всем участникам предлагается разделить лист на две колонки. В левой — записать плохие события своей жизни, в правой -положительные аспекты тех же событий.

Правила:

1. Не обсуждать и не обдумывать идеи.

2. Записывать все идеи, которые придут в голову.

3. Не оценивать идеи как плохие или хорошие.

После этого происходит обсуждение значения положитель­ной интерпретации ситуации.

Упражнение «Зеркальное отражение суждений»

Группа делится на пары. Один человек описывает какую-либо ситуацию с отрицательной стороны. Второй находит по­ложительные аспекты этой же ситуации.

Упражнение «Тост»

Группа собирается в круг. Предлагается ситуация: «Вы на вечеринке. Отмечаете праздничную дату. В руках у всех бока-

лы»- Гости по очереди поднимают бокалы и произносят хва­лебный тост в свою честь. После каждого тоста все «выпива-ют» содержимое бокалов в знак согласия с произнесенным тостом.

Упражнение «Брачное объявление»

Всем членам группы дается 3—5 минут на то, чтобы напи­сать брачное объявление. Каждый пишет сам о себе, составляя психологический автопортрет, выделяя свои достоинства, ко­торыми он мог бы заинтересовать другого человека (важно вы­делять психологические характеристики, а не увлекаться опи­санием внешнего вида, наличием квартиры, дачи и т.д.). Затем все по очереди зачитывают свои объявления, а группа помога­ет добавлять то, что участник пропустил - идет редактирова­ние объявлений.

Упражнение «На уроке»

Участникам предлагается разыграть варианты поведения в следующей проблемной ситуации: «Идет урок. Учитель объяс­няет новый материал. В это время группа учеников не слуша­ет его. Они заняты другим, совершенно посторонним делом: переговариваются друг с другом, передают какие-то запис­ки». Предложите возможные варианты поведения учителя. Представьте на месте учителя человека, глубоко себя уважаю­щего, и человека, мало себя уважающего. Проанализируйте их поведение. Разыграйте эти варианты, представив реакцию учеников.

Упражнение «Всеравно ты молодец, потому что...»

Упражнение выполняется в парах. Первый участник пары начинает рассказ со слов: «Мне не нравится в себе...» Второй, выслушав, должен отреагировать на сказанное, начиная слова­ми: «Все равно ты молодец, потому что...» Затем участники меняются ролями.

^ Вопросы для обсуждения:

Кто не смог выполнить задание? Почему?

Что чувствовал человек, к которому была обращена под-

Держка?

46

47

Упражнение

«Как оказывать и принимать знаки внимания?»

Все участники группы стоят лицом друг к другу, образуя два круга — внутренний и внешний. Стоящие лицом друг к другу образуют пару. Первый член пары искренне оказывает знак внимания партнеру, стоящему напротив. Знаками внимания оцениваются поступки, навыки, внешность и др. Партнер от­вечает: «Да, конечно, но, кроме того, я еще и...» (называет те качества, которые он в себе ценит и считает, что они заслужи­вают внимания). Затем партнеры меняются ролями. После обме­на знаками внимания в парах, все делают шаг влево, образуя новые пары, и процедура повторяется.

^ Вопросы для самоконтроля:

• От чего зависит формирование Я-концепции личности?

• Какую роль в развитии личности занимает позитивное са­мовосприятие, адекватность самооценки?

• Насколько, по вашему мнению, положительно ваше само­сознание?

• Какие признаки отличают человека, обладающего положи­тельным самосознанием? Для чего оно необходимо учителю?

• Как можно развивать свое самосознание?

^ Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб­ное пособие. — М.,2003.

Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершен­ствования. Тренинг самосознания. — Екатеринбург, 1998.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д., 1997.

Шапиро Д. Конфликт и общение: путеводитель по лабиринту регулирова­ния конфликтов. — Минск, 1999.

^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Для самостоятельного выполнения студентам предлагается выполнить следующие задания и упражнения.

Упражнение «Самоисповедь»

Открытость — это, прежде всего, умение быть честным и естественным в отношениях с другими и с самим собой. Пред­лагается честно и откровенно ответить на следующие вопросы:

48

__ Хорошо ли знают меня другие люди? _ Легко ли им понимать меня?

- Знаю ли и понимаю ли я себя сам?

_ Помогаю ли я другим лучше понять себя?

Упражнение «Написание себе письма»

Напишите себе письмо и попытайтесь в нем дать реальное видение самого себя. Старайтесь быть максимально откровен­ным. Описывайте все — что волнует, радует в данный момент, что мешает в своем самовыражении. Возьмите за правило де­лать это каждый раз, когда вам трудно, когда ощущается необ­ходимость излить свои чувства и лучше разобраться в себе.

• Составить список формул похвал (его следует вывесить на стену): «Сегодня я горжусь собой, потому что...»

• Провести эксперимент со своими близкими или знакомы­ми: попросить их сказать о себе что-нибудь хорошее и за­фиксировать время, затраченное ими на размышление. По­том попросить их сказать о себе что-нибудь плохое и также зафиксировать время. Сравнить, в каком случае им понадо­билось больше времени на размышление.

• Выписать пять самых приятных событий, которые проис­ходили в вашей жизни. Ответить на вопрос: «Благодаря кому или чему произошло это событие?»

• Завести блокнот и в течение двух недель записывать в него все то хорошее и плохое, что с вами происходит. Составить ежедневную таблицу приятных и неприятных событий.

Потом проанализировать ее и отметить следующее:

— сколько из этих событий были вызваны инициативой других людей;

- сколько их произошло по собственной инициативе;

— сколько всего было хороших событий;

— сколько всего было плохих событий;

- что нужно, чтобы хороших событий стало больше? Далее каждый раз, когда происходит что-то хорошее, не

Упускайте это из внимания и не отказывайте себе в удоволь­ствии этим насладиться.

^ Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершен­ствования. Тренинг самосознания. — Екатеринбург, 1998. столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д., 1997.

4-6682


rubinshtejn-s-ya-82-eksperimentalnie-metodiki-patopsihologii-stranica-4.html
rubinshtejn-s-ya-82-eksperimentalnie-metodiki-patopsihologii.html
rubka-lesa-rasskaz-yunkera.html
rubrika-municipalnoe-obrazovanie-labinskij-rajon-rubrika-programma-kachestvo-v-dejstvii-na-dobrovolnih-nachalah.html
rubrika-restorannij-gid-rubrika-programma-kachestvo-v-dejstvii-ekskursiya-v-dni-kachestva.html
rubriki-nomera-mir-posle-krizisa-osnovnie-gumanitarnie-tendencii-stanovleniya-v-xxi-veke-koncepcii-kulturi-razvitiya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-2-svedeniya-ob-imushestve-obyavlenie-o-prieme-dokumentov-dlya-uchastiya-v-konkurse-1-na-zameshenie-vakantnih.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rinok-truda-stranica-4.html
  • tests.bystrickaya.ru/liza-dzhejn-smit.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-fondov-arhivnogo-otdela-administracii-tashtagolskogo-rajona-nazvanie-fonda.html
  • klass.bystrickaya.ru/aziatskij-narkotrafik-ugrozhaet-sushestvovaniyu-rossii-08062011-moskva-itar-tass.html
  • writing.bystrickaya.ru/darenie-chast-4.html
  • crib.bystrickaya.ru/ii-trenirovochnie-zadaniya-po-uchebnoj-discipline-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-080301-65-kommerciya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-russkomu-yaziku-kvn-po-teme-s-russkim-yazikom-mozhno-tvorit-chudesa-paustovskij.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-v-zelenskij-ot-redaktora-russkogo-izdaniya-1929-g-stranica-11.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reglament-provedeniya-publichnih-slushanij-ne-bolee-5-minut-na-vistup.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-tehnicheskaya-specifikaciya-utverzhdena-postanovleniem-merii-goroda.html
  • college.bystrickaya.ru/26112008-g-s-2-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ministerstvo-ekonomiki-ezhenedelnij-informacionnij-vestnik-minsk-oficialnij.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ds-10-istoriya-velikih-geograficheskih-otkritij-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-020401-65-geografiya-nalchik-2010.html
  • desk.bystrickaya.ru/pashtaev-np-opit-primeneniya-terapevticheskih-myagkih-kontaktnih-linz-np-pashtaev-sg-bodrova-tyu-klyuvaeva-sovremennaya-optometriya-2008-5-s12-13.html
  • znanie.bystrickaya.ru/b3v09-deloproizvodstvo-i-dokumentooborot-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-napravlenie-100700-torgovoe-delo.html
  • crib.bystrickaya.ru/ilya-stogov-otvertka-stranica-2.html
  • predmet.bystrickaya.ru/roditeli-u-koli-sravnitelno-ne-starie-im-eshyo-soroka-net-asami-sebya-schitayut-sovsem-molodimi-kupili-kater-krasyat-ego-i-leleyut-vtaskivayut-na-bereg-spuskayut-stranica-9.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vmesto-predisloviya-stranica-61.html
  • bystrickaya.ru/vojna-pyatoj-koalicii.html
  • essay.bystrickaya.ru/centralnij-vistavochnij-kompleks-ekspocentr-paviloni-forum-i-1-organizatori-zao-ekspocentr-isoyuz-arhitektorov-rossii-adres.html
  • shpora.bystrickaya.ru/xii-zaklinatel-zmej-aleksandr-dyuma.html
  • credit.bystrickaya.ru/perechen-kompleksnih-programm-poyasnitelnaya-zapiska-k-osnovnoj-obsheobrazovatelnoj-programme-mdou-65-s-prioritetnim.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tovarnaya-politika-firmi-uikend-kontrolnaya-rabota-po-discipline-marketing-studentka-4-kursa-zaochnogo-otdeleniya.html
  • school.bystrickaya.ru/grafik-proizvodstva-rabot-rekonstrukciya-rasshirenie-uchebno-laboratornogo-korpusa-universiteta-v-g-ekaterinburge.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekomendacii-predidushih-proektov-i-iniciativi-pravitelstva-uzbekistana-32-glava3-stranica-8.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-v-zelenskij-bazovij-kurs-analiticheskoj-psihologii-stranica-6.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhdunarodnih-otnoshenij-universitet-mid-rossii.html
  • letter.bystrickaya.ru/mou-licej-g-susumana-informacionnaya-spravka-o-licee.html
  • learn.bystrickaya.ru/finansovij-monitoring-subekti-obekti-i-znachenie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-informacionnij-stranica-33.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-prognoze-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-polevskogo-gorodskogo-okruga-na-srednesrochnuyu-perspektivu.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/saba-ret-kn-tairibi.html
  • student.bystrickaya.ru/3-sistema-obshestvennogo-kontrolya--4-rabochaya-programma-disciplini-sociologiya-po-napravleniyu-080100-ekonomika.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-po-osobennoj-chasti-ugolovnogo-prava-rf-chast-9.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.