.RU

Сценарий без опасности


ПРЕСС-ДАЙДЖЕСТ


по сообщениям центральных СМИ

подготовлен ООО «ТПП-Информ» ТПП РФ


Выпуск № 141


Государство и политика

Экономика и бизнес

Общество и власть

События в мире

Статистика


6 декабря 2010 года

СОДЕРЖАНИЕ


Сценарий без опасности

Договоримся

Губернаторов оценят в рублях и долларах




^ Инициативы президента зависли

А с платформы говорят…

Нургалиева усилили артиллерией

В британском парламенте нашли русскую шпионку

^ Ядерному разоружению мешают налоги





Предвыборное вече

«Более уверенная позиция»

Открытие Польши




^ ОБСЕ, или организация бесполезных советов в Европе

Непрозападный прозаик



Примаков: Wikileaks не нужен американцам


^ Открытое государство: Не ждать утечек Дорога к пропасти РБК daily Власти хотят сделать Россию более «сервисно-ориентированным» государством


^ Профсоюзы отбиваются кодексом









^ Сценарий без опасности

Дмитрий Медведев провел переговоры с Сильвио Берлускони

президент

Владимир Кузьмин



Президент Дмитрий Медведев дал понять Западу, что у того нет возможности растягивать на десятилетия вопрос о новой архитектуре европейской безопасности. В противном случае политики будущего будут выяснять отношения по самому плохому сценарию.

Российско-итальянским межгосударственным консультациям никогда и ничто помешать не могло. Даже в самые сложные с точки зрения времена внешнеполитических отношений с США, ЕС или НАТО встречи руководства двух стран всегда проходили в самой теплой атмосфере. Не стали исключением и седьмые переговоры, на которые премьер-министр Италии Сильвио Берлускони прилетел в Сочи, в Красную Поляну, где его ждал не только президент Дмитрий Медведев, но и премьер-министр Владимир Путин.

В развитие российско-итальянских отношений был подписан целый пакет документов: соглашение о железнодорожном транзите итальянских войск в Афганистан, исполнительный протокол о порядке реализации соглашения между Россией и ЕС о реадмисии, совместное заявление по реализации партнерства для модернизации. Кроме того, Внешэкономбанк и итальянский "УБИ Банк" договорились о сотрудничестве в сфере развития малых и средних предприятий, "Интер РАО ЕЭС" и концерн ЭНЕЛ заключили меморандум о намерении сотрудничества в электроэнергетике, а также была достигнута договоренность о почтовом сотрудничестве двух стран.

- Не каждый раз надо подписывать какие-то бумажки по "Южному потоку" или вообще по каким-то энергетическим проектам, - объяснил Дмитрий Медведев современное направление отношений России и Италии. - Если их не подписывают - это не значит, что ничего не делается. Наоборот, это означает, что все движется по определенному сценарию, все механизмы работают в рамках запланированного, работают как часы. Я надеюсь, что там все будет в порядке.

А вот механизмы безопасности и их эффективность в современной Европе российское руководство несколько беспокоят. Даже вполне успешные саммиты России и НАТО и встреча ОБСЕ в Казахстане не разубедили президента Медведева в безотлагательной необходимости создания большой площадки для обсуждения вопросов безопасности во всем мире. Базой для нее, в частности, может стать предложенный российским лидером новый договор о европейской безопасности. Именно на такой площадке Россия и Запад могли бы обсуждать вопросы, которые не очень уместны для других институтов. Это прежде всего касается проблемы противоракетной обороны, о которой, как полагает Дмитрий Медведев, не вполне уместно говорить даже в рамках ОБСЕ. "Главное, чтобы мы это сделали вовремя. У нас вроде бы есть время", - подчеркнул российский лидер.

- Но если мы не сможем договориться, то через 10 лет те, кто будет работать на наших местах, столкнутся с очень тяжелой проблемой, - заявил Медведев. - Им придется принимать решения об ответных мерах, и это будет означать не что иное, как гонку вооружений. Это нужно понимать именно сейчас, в 2010 году, потому что в 2020 году уже придется принимать другие решения - придется разворачивать соответствующие ракеты, ставить радары и злиться друг на друга, выясняя отношения в самых разных местах. Плохой сценарий. Желательно, чтобы этот сценарий не был реализован. Мы, во всяком случае, готовы к тому, чтобы очень тесно работать.

Переговорному настрою России сегодня не могут помешать даже скандальные утечки американской дипломатической переписки, увидевшей свет усилиями нашумевшего на весь мир сайта WikiLeaks. По крайней мере, президент России совершенно не склонен к обидам. "Мы не параноики, и мы не связываем российско-американские отношения с какими-либо утечками, - отметил он. - Хотя эти утечки показательны. Они показывают всю меру цинизма тех оценок и зачастую тех суждений, которые превалируют во внешней политике различных государств". Российский лидер не стал отвергать их право на подобные суждения, но подчеркнул, что когда такие оценки становятся публичными, они вполне способны нанести ущерб внешнеполитическим контактам.

- С другой стороны, я не вижу в этом ничего критичного. Тем более что суждения бывают разными и оценки бывают разными, - заявил Медведев. - Я думаю, что если бы, не дай бог, в СМИ просочились некоторые оценки, которые дает Министерство иностранных дел Российской Федерации или российские спецслужбы, в том числе нашим американским партнерам, они бы тоже получили массу удовольствия. Но надо ли это? На мой взгляд, дипломатия - тихая вещь, как и банковский бизнес, и должна осуществляться на соответствующих принципах.

После переговоров к Дмитрию Медведеву и Сильвио Берлускони присоединился премьер-министр Владимир Путин. Вместе они съездили в аэропорт Сочи, чтобы осмотреть одно из детищ международной кооперации, в том числе с участием Италии - среднемагистральный отечественный самолет "Сухой Суперджет 100".

А проводив итальянского гостя домой, Дмитрий Медведев и Владимир Путин отправились в президентскую резиденцию "Бочаров Ручей", где после небольшой прогулки и партии в бильярд они посмотрели фильм "Брестская крепость". "Неплохое кино о Великой Отечественной войне", - оставил президент свою рецензию в Twitter.




^ Договоримсяолько в "рг"

Елена Кукол



Уже сегодня Россия и Евросоюз могут подписать меморандум о вступлении нашей страны во Всемирную торговую организацию. Это означает, что со стороны ЕС путь в ВТО для нас открыт.

Какие еще шаги предстоит сделать на пути присоединения России к глобальному торговому клубу, чтобы полностью завершить процесс в 2011 году? Почему для нас так важно войти в эту организацию, в которую мы стремились последние 17 лет? И не будет ли "плата за вход" слишком высокой? Эти вопросы "РГ" обсудила с директором департамента торговых переговоров минэкономразвития Максимом Медведковым.

^ Российская газета: Максим Юрьевич, недавно вы говорили, что до вступления в ВТО нам осталось решить считаное количество проблем. И сколько же это?

Максим Медведков: По пальцам одной руки можно пересчитать. Из крупных - завершение переговоров по сельскому хозяйству. В сентябре базовое понимание было достигнуто, но надо урегулировать множество технических вопросов, связанных с нашими будущими обязательствами. Переговоры об этом пройдут в ближайшие два-три месяца.

Вторая большая тема - квоты на ввоз мяса. Со всеми членами ВТО мы в свое время по этому поводу договорились, но наши договоренности истекли в 2009 году. Все исходили из того, что в 2009 году Россия должна была стать членом ВТО. Поскольку этого не случилось, многое надо практически начинать заново. Это чувствительный вопрос и для наших партнеров, и для нас. Производство растет, инвестиции, особенно в птицеводство и свиноводство, увеличиваются. Эти отрасли должны быть защищены, чтобы инвесторы получили то, на что рассчитывали. Для этого нам надо применять низкие квоты на ввоз мяса. И здесь придется найти какие-то варианты решения проблемы с нашими партнерами.

^ РГ: С какими странами надо будет договориться в первую очередь?

Медведков: Основные интересы по птице - у США, Евросоюза. По свинине к ним еще прибавляется Бразилия. По говядине - у Бразилии, Аргентины, Парагвая, США, ЕС и еще примерно у восьми-десяти стран. Нам важно найти компромисс со всеми.

^ РГ: Какие еще документы нам придется корректировать?

Медведков: Доклад рабочей группы о присоединении России к ВТО, что связано с участием нашей страны в Таможенном союзе. Это важнейший документ, итог переговоров об условиях членства в ВТО, которые проводятся со всеми заинтересованными странами.

Нам нужно будет свести результаты всех завершенных переговоров по доступу на рынок товаров и услуг (это более 80 протоколов), подготовить консолидированную версию этих документов. И еще раз переговорить со всеми членами ВТО, чтобы проверить, правильно ли мы отразили результаты. Сейчас с подготовкой доклада мы находимся где-то на середине пути. Если будем двигаться такими же темпами, то в марте-апреле следующего года получим окончательный результат.

^ РГ: Позиция партнеров благожелательная?

Медведков: Сейчас настрой наших основных партнеров - США, ЕС, Бразилии, Китая, Кореи, Швейцарии, ряда других стран - очень конструктивный. Они важные игроки. От их позиции многое зависит, и все эти страны поддерживают наше вступление в ВТО. Но практика других присоединений показывает, что время от времени могут возникать непредвиденные ситуации, которые замораживают процесс на месяцы, а иногда и на годы. Надеюсь, что в нашем случае этого не случится.

^ РГ: Некоторые эксперты уверяют, что нашим основным торговым партнерам вступление России в ВТО более выгодно, чем нам.

Медведков: Такая точка зрения была с самого начала переговоров. Совершенно очевидно, что сразу после присоединения "сливки" прежде всего снимает не страна-новичок, а "старые" члены ВТО. То есть наша "плата за вход" вернется к нам только в среднесрочной перспективе. Те инвестиции, которые делаются в ВТО, никогда не дают немедленного эффекта. Надо будет какое-то время подождать.

^ РГ: Так что мы в итоге получим?

Медведков: Во-первых, к нам вернутся деньги. Хотя бы потому, что сейчас Россия - одна из самых дискриминируемых стран во внешней торговле. Те проблемы, с которыми сталкиваются наши компании на внешних рынках, связаны с конкретными потерями для бизнеса, региональных бюджетов. Мы рассчитываем, что в течение года-двух после нашего присоединения условия работы наших компаний на международных рынках улучшатся. Соответственно, мы сможем больше продавать своей продукции. Например, наш экспорт металла в ЕС квотируется. А после присоединения к ВТО квоты будут отменены.

Во-вторых, в долгосрочном плане основные выгоды будут связаны с тем, что наша система управления внешнеэкономическими связями станет более стабильной. Сейчас она подвержена колебаниям по самым разным причинам. А после присоединения бизнесмены на многие годы вперед будут знать, какая пошлина устанавливается, в какой момент она будет применяться.

В-третьих, мы сможем участвовать в выработке новых правил международной торговли. Для нас это важно, если мы хотим перестать быть сырьевым придатком и заниматься экспортом товаров с высокой добавленной стоимостью.

^ РГ: Но способна ли ВТО в нынешних условиях вырабатывать новые правила, когда после кризиса многие страны прибегают к протекционизму?

Медведков: Вы меня лучше спросите: "Есть ли альтернатива ВТО?" Пока нет. И это не только мое мнение. Многие эксперты приходят к выводу, что ничего другого пока мир предложить не в состоянии. У ВТО много слабых мест. И одно из них - то, что процедура принятия решений сформирована таким образом, что найти консенсус между странами с принципиально разными экономическими интересами очень трудно. Тем не менее ВТО работает. И во время кризиса она оказалась единственной организацией, которая эффективно препятствовала развитию эскалации протекционизма. Когда "двадцатка" собралась и сказала: давайте не допускать протекционизма, ВТО сыграла свою дисциплинирующую роль. Если бы этого не произошло, правила игры установились бы по принципу "кто сильнее".

А кто сегодня сильнее, это еще вопрос. На самом деле, наиболее уязвимыми как раз оказываются крупные игроки мирового рынка, потому что доля внешней торговли в их экономике, как правило, выше. В России она составляет около трети ВВП. Это очень серьезно. И если мы думаем, что можем сидеть сложа руки, пока у нас есть газ и нефть, то это не так. Например, уже сейчас принимаются меры, которые в среднесрочном плане могут существенно повредить нашим интересам по экспорту газа. Вводится в действие третий энергопакет ЕС, и по одному из положений этого документа собственники передающих сетей газопроводов должны быть отделены от добывающих компаний. Этот шаг может изменить структуру сбыта и повлиять на наши долгосрочные интересы на европейском рынке. Если бы мы были членами ВТО, то нашли бы аргументы, чтобы наши партнеры откорректировали свою позицию.

^ РГ: Если мы не вступим в ВТО в следующем году, чем нам это угрожает?

Медведков: Вопрос в том, что нам нужно сделать для компенсации тех потерь, которые мы несем, не являясь членами ВТО. Есть разные варианты. Например, развитие регионального сотрудничества. Мы сейчас ведем переговоры о зоне свободной торговли с Новой Зеландией, начали их с Европейской ассоциацией свободной торговли. Вплотную подошли к заключению нового соглашения о свободной торговле в рамках СНГ. Это большой прорыв.

Но наша страна работает на многих рынках и не может создать зоны свободной торговли со всеми странами. Так что все равно без ВТО не обойтись. У России есть программа модернизации, которая предполагает выпуск конкурентоспособной продукции. Для этого надо продавать товары за границу на экономически выгодных условиях. А там есть пошлины и масса других инструментов, которые могут заставить нашу модернизацию вариться в собственном соку.

^ РГ: На каких условиях будут вступать в ВТО наши партнеры по Таможенному союзу - Белоруссия и Казахстан?

Медведков: Юридически мы вступаем раздельно. А по условиям согласовываем все позиции. Белоруссия на своих переговорах пока нигде не вышла за рамки наших тарифных обязательств. Казахстан по разным, в том числе и объективным причинам не смог сохранить тот уровень защиты внутреннего рынка, что и Россия. После завершения переговоров всех членов Таможенного союза надо будет посмотреть, какие обязательства совпали с российскими, а какие - нет. Последние придется менять.

^ РГ: Возможны ли препятствия вступления России в ВТО со стороны Грузии?

Медведков: С Грузией мы вели переговоры в 2005-2008 годах. Почти договорились. Но Грузия вышла из переговоров в марте 2008 года. Что будет сейчас? Совершенно очевидно, что ситуация, при которой один член ВТО сможет блокировать даже не наше присоединение, а желание 152 стран ВТО видеть Россию членом этой организации, выглядела бы, мягко говоря, странной. Но это уже не наш вопрос, а самой ВТО.

Вопросы ребром

РГ: Мы договорились, что господдержку сельского хозяйства после вступления в ВТО сначала доводим с 4 миллиардов долларов до 9, а потом начинаем с 2013 года снижать. Но это все равно несправедливо, потому что в странах ЕС она выше.

Медведков: Давайте зададим себе вопрос: можем ли мы конкурировать в бюджетных расходах со странами ЕС? Не можем. А у нас помимо сельского хозяйства есть еще и другие секторы экономики, которые требуют поддержки. Наверное, для нас самый правильный путь - идти в ВТО и настаивать на сокращении поддержки в ЕС, как это сделали Бразилия, Австралия и другие страны. Тогда через какой-то период времени мы были бы в равных конкурентных условиях.

Но здесь вопрос даже не в том, сколько денег мы можем тратить, а как это делать. ВТО не запрещает поддержку сельского хозяйства. Это заблуждение, которое некоторыми "экспертами" сознательно подогревается. На самом деле никто не требует сворачивать те меры, которые не искажают торговлю, это так называемая "зеленая корзина" - хоть 100 миллиардов на нее тратьте. А это вся инфраструктура - дороги, больницы, школы, связь, семенные фонды, исследования. Ограничения есть только по поддержке непосредственно производителей, конкретных предприятий.

РГ: Правила ВТО запрещают меры, направленные на поддержку импортозамещения. Не пострадает ли при этом еще одна чувствительная российская отрасль - автопром. Что будет с программами промсборки? Их придется закрыть?

Медведков: Не придется. Заключенные соглашения, как общее правило, могут действовать до конца их срока.

^ РГ: А по тарифам? Импортные пошлины-то придется снизить.

Медведков: Четыре года после присоединения к ВТО импортные пошлины по легковым автомобилям составят 25 процентов, то есть будут на 5 процентов ниже существующих. Никакого сдерживающего влияния на наш рынок это не окажет.

В следующие три года мы должны будем снизить пошлины до 15 процентов. Но если увидим, что из-за этого начнется массированный рост импорта, который наносит существенный ущерб российской промышленности, сможем, в соответствии с правилами ВТО, ввести повышенные пошлины или квоты на ввоз на срок до восьми лет.

Хочу еще напомнить ситуацию с авиапромом, который якобы угробит присоединение России к ВТО. В свое время мы потратили огромный ресурс, чтобы договориться с организацией об очень высоких пошлинах на дальне- и среднемагистральные самолеты - 7 и 12 процентов соответственно с переходным периодом в семь лет. А сейчас какие у нас пошлины? Мы их сами по внутренним причинам почти все обнулили. По другим рынкам таких примеров тоже много. Высокий импортный тариф - это не панацея от всех бед. Часто он эти беды сам и провоцирует, причем за счет потребителей.

РГ: Правда ли, что после вступления в ВТО внутренние тарифы на газ и электроэнергию должны быть повышены и отличаться от внешних не более чем на 7-10 процентов?

Медведков: Нет. Наши условия присоединения никакого отношения к внутренним тарифам на газ и электроэнергию не имеют. По нашим обязательствам мы должны регулировать внутренние тарифы на газ таким образом, чтобы позволить "Газпрому" получать прибыль на внутреннем рынке. Причем физических лиц это не касается, а относится только к компаниям. "Газпром" это делает с 2004 года. И до тех пор, пока он будет получать прибыль от продаж на внутреннем рынке, проблем не возникнет. Это один из ярких примеров того, как нашему вступлению в ВТО приписывают то, что к нему никакого отношения не имеет.





^ Губернаторов оценят в рублях и долларах

Инвестиционный климат страны будут улучшать в регионах

бизнес и власть

Татьяна Шадрина



В ближайшее время из России может начаться отток внутренних инвестиций к нашим партнерам по Таможенному союзу - в Белоруссию и особенно в Казахстан. Такой прогноз дал глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

Глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина согласилась, что с инвестиционным климатом в регионах не все благополучно. И в следующем году федеральная власть планирует вплотную заняться сокращением административных барьеров на пути к новым проектам.

Этот разговор состоялся на конференции, которую организовал РСПП. Правда, Шохин больше говорил о необходимости корректировки налоговой политики. В противном случае, предупредил он, мы не выдержим конкуренции с налоговыми системами внутри Таможенного сою за.

Налоговые льготы, поясняет Шохин, это не упущенная выгода бюджета, как считают многие, а стимул для роста. В нашей стране на первый взгляд льгот для бизнеса немало, но не все предприниматели могут их идентифицировать. Шохин советует более четко выстроить систему льгот. Например, установить их на имущественный налог при любом инвестировании в технологическое обновление производства, а не только на затраты по энергоэффективному оборудованию. Тем более, утверждает глава РСПП, сейчас, по сути, любая инвестиция в производство повышает энергоэффективность.

Александр Шохин также считает, что надо вернуться к 50-процентной льготе по налогу на прибыль, то есть высчитывать из налогооблагаемой базы затраты на инвестиции в развитие компаний. Остановить бегство инвестиций, продолжает Шохин, может и мораторий на повышение налогов. В следующем году общая фискальная нагрузка на бизнес, по его расчетам, повысится на 2 процента ВВП. По мнению Шохина, на этом надо остановиться и дальше только изменять структуру налогов.

Эльвира Набиуллина, судя по ее выступлению, "корень зла" видит в чересчур высоких административных барьерах на пути бизнеса. И одним из приоритетов по улучшению инвестиционного климата в России в следующем году станет работа с регионами. Она также предложила расширить перечень видов бизнеса, которые можно начинать в уведомительном порядке. Что касается регионов, то им надо особое внимание обратить на привлечение инвестиций в коммунальную сферу. В других странах это является привлекательным сегментом для частных вложений. В нашей же стране многие регионы, по словам Набиуллиной, не готовы привлекать в ЖКХ инвесторов. Им легче получить бюджетные деньги и загнать расходы на инфраструктуру в тариф.

Однако, несмотря на все эти проблемы, по прогнозам минэкономразвития, совсем скоро регионы начнут конкурировать между собой за деньги частного бизнеса, и не только российского, но и зарубежного. Наша страна все-таки является привлекательной для иностранных инвесторов, по объемам зарубежных вливаний мы занимаем 11-е место, продолжил тему член бюро правления РСПП Виктор Вексельберг. И законы у нас неплохие, считает он, вот только хромает их применение. Здесь необходимы прозрачные и системные методы работы с инвесторами на уровне руководителей регионов. Там, где губернаторы берут инвестиции под свой контроль, частные проекты развиваются более активно.

Вексельберг также напомнил, что, вступая во Всемирную торговую организацию, Россия открывает двери для более активных форм торговли, но без обеспечения нормальных условий финансирования новых проектов, без международной кооперации в рамках ВТО нам не обойтись. Однако, по оценкам Всемирного банка, у России пока 120-е место по привлекательности инвестклимата из 138 оцененных стран. И наши регионы недостаточно используют возможность международных финансовых институтов для привлечения инвестиций. Речь идет о Международном валютном фонде и Всемирном банке. Активнее, по мнению Вексельберга, надо сотрудничать с ВТБ и ВЭБом - государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности".

Надо сказать, что тема инвестиций в последнее время вышла на первый план не случайно. Напомним, что в конце сентября Эльвира Набиуллина четко обозначила, что "экономический рост в стране будет инвестиционно-ориентированным". И чтобы выполнить задачи по модернизации, необходим объем инвестиций до 30 процентов ВВП. "Это требует особого внимания к политике создания инвестиционного климата", - сказала тогда Набиуллина.

Что касается иностранных инвесторов, сказал на конференции представитель международной аудиторской компании Эндрю Крэнстон, то их ожидания часто не соответствуют фактической ситуации. Это вызвано как "жесткими" факторами - инфраструктурой, ресурсами, рабочей силой, базой научных разработок, так и "гибкими" - налоговым и финансовым стимулированием. Инвесторы подчеркивают, что недостатки "жестких" факторов можно компенсировать сильными показателями по "гибким". Таким образом, у регионов есть возможность контролировать свою инвестиционную привлекательность и изменить ее в сжатые сроки, резюмирует Эндрю Крэнстон. Кстати, по его словам, несмотря на то, что Россия занимает 11-е место в мире по объемам прямых иностранных инвестиций, за последние четыре года 37 регионов России привлекли менее 100 миллионов долларов.

^ Тем временем

Отток капитала из России в этом году может составить 25 миллиардов долларов, прогнозирует заместитель министра минэкономразвития Андрей Клепач. Однако у Центробанка другие расчеты. В ЦБ считают, что отток ограничится 22 миллиардами.









^ Инициативы президента зависли

Задержка официально оформленных поручений, вытекающих из Послания, может нанести репутационный ущерб главе государства


Элина Билевская


Процесс подготовки поручений президента Дмитрия Медведева по итогам выступления с третьим Посланием затянулся. В прошлые годы список появлялся сразу после обнародования документа. По информации «НГ», причина задержки в том, что обращение главы государства писалось втайне не только от граждан, но и от правительства, которому, собственно, его и исполнять. Эксперты замечают, что президент вынужден был составлять Послание в режиме секретности, чтобы его инициативы не забраковали чиновники Белого дома. Поручения должны появиться до конца года. Иначе репутации президента будет нанесен урон.

Список поручений главы государства по итогам его выступления с Посланием Федеральному собранию является прямым руководством к действию. Иначе говоря, на основании этого документа президент может отслеживать и анализировать, насколько успешно реализуются инициативы, обнародованные им в Послании. Поручения не позволяют инициативам главы государства повиснуть в воздухе. Обычно их список становится известен через пару-тройку дней после выступления президента. На этот раз с момента обнародования Послания прошло пять дней, а документ пока не появился в открытом доступе. Во всяком случае, на момент подписания номера в печать на официальном сайте Кремля он размещен не был.

Как удалось выяснить «НГ», подготовка поручений президента по Посланию вызвана недостаточной координацией действий с Белым домом еще на этапе написания обращения президента к стране. Недаром на следующий день после выступления Дмитрия Медведева премьер-министр Владимир Путин заявил, что правительству нужно срочно превратить идеи главы государства в поручения. То есть получается, что в то время, как президент и премьер демонстрируют полное единодушие в работе, показывая, что конкурируют только за игрой в бильярд, аппараты двух лидеров с трудом находят общий язык.

Как уже писала «НГ», основной груз подготовки Послания нес на себе помощник президента по экономическим вопросам Аркадий Дворкович. Любопытно, что документ разрабатывался втайне не только от граждан страны (в прошлом году Кремль открыто призвал россиян подключиться к процессу создания ежегодного обращения президента), но и от правительства. Кстати, год назад поручения формировались одновременно с написанием второго Послания. То есть документ по большей части содержал именно те инициативы, которые были согласованы с Белым домом. На этот раз, видимо, до конца синхронизировать процесс не удалось. Возможно, сказались далеко не безоблачные отношения Аркадия Дворковича с вице-премьером и министром финансов Алексеем Кудриным, не замеченным в страстной любви к идеям модернизации.

Не исключено, что как раз по этой причине на выходе из Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца, где Медведев выступал с Посланием, Кудрин объявил журналистам, что правительство не собирается направлять половину расходов на модернизацию, к чему призвал глава государства. Министр финансов заявил, что, на его взгляд, речь может идти только о тех средствах, которые ведомствам удастся сэкономить, скажем, за счет приобретения энергосберегающих лампочек. Хотя Медведев сказал: «Поручаю правительству не менее половины экономии запланированных расходов, а также часть дополнительных доходов федерального бюджета направлять на поддержку приоритетов модернизации».

Судя по всему, не было согласовано с исполнительной властью и предложение президента о раздаче земли многодетным семьям. Так, оказалось, что не у всех регионов есть земельные участки. На их отсутствие в эфире телеканала «Россия» в субботу пожаловалась губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.

Есть и другие сложности с оформлением тезисов Медведева в поручения. Казалось бы, вполне себе здравый лозунг президента о том, что госслужащие должны считать себя слугами народа, а не вершителями его судеб, совершенно обескуражил элиту.

То есть не сам по себе этот тезис, а его практическое воплощение. Не просто сформулировать поручение, которое описывало бы механизм психологического воздействия на умы чиновников. Можно, конечно, установить дополнительный контроль над госслужащими, однако наблюдать за движением их мысли, как водится, будут их же коллеги. Нестандартный подход для реализации инициативы на прошлой неделе предложили единороссы. Представитель партийного руководства Андрей Исаев заявил, что партия проведет ревизию работы мэров российских городов. Еще один партийный начальник – Юрий Шувалов – объяснил причины: «Необходимо очистить партию от людей, которые используют ее в собственных интересах». Единороссов тут же одернули из Кремля. Источник в администрации президента назвал это заявление неадекватным. А секретарь президиума генсовета ЕР Сергей Неверов заверил, что никакой ревизии мэров не будет. И это неудивительно. До парламентских выборов остался год, и партия должна быть в первую очередь заинтересована в выстраивании дружеских отношений с мэрами, которые, собственно, и будут отвечать за результаты избирательной кампании.

Аналогичная ситуация с губернаторами. В Послании президента прозвучало сразу несколько инициатив, которые призваны ужесточить требования к региональным начальникам. Глава государства, в частности, заявил: «Правительству необходимо разработать нормативы качества окружающей среды, учитывающие состояние особенностей конкретных территорий. Это основа для деятельности органов власти». И еще один месседж Медведева, на сей раз содержащий угрозу: «Основную ответственность за судьбу региона несет губернатор. Успешность его работы будет оцениваться и по тому, сколько инвестиций удалось привлечь, сколько создано новых рабочих мест, особенно в несырьевом производстве. С этим должны быть связаны и кадровые решения». То есть глава государства фактически пригрозил отставками тем губернаторам, которые не способны улучшить инвестиционный климат в своих субъектах Федерации.

Понятное дело, что с превращением этих инициатив в поручения президента могут возникнуть проблемы в предвыборный год. Ведь можно до бесконечности ужесточать требования к губернаторам. Однако большинство из них поведет партию власти в своих регионах на парламентские выборы в 2011 году. Так что федеральному Центру может оказаться невыгодным настраивать против себя региональных начальников.

Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин напоминает, что президент выдвинул масштабную программу по защите детства. На его взгляд, «если бы эта инициатива на этапе подготовки согласовывалась с чиновниками правительства, она была бы признана нецелесообразной». По словам эксперта, тут столкнулись две логики: развития и бюджетной экономии: «Минфину придется распечатать «заначки», а это сделать не просто». Впрочем, эксперт не сомневается, что до конца года список поручений все же будет обнародован. В противном случае президент получит невосполнимый репутационный удар, а это совсем не здорово с учетом того, что он хочет идти на второй срок.

Конечно, не выход со страхом смотреть на проблемы, даже не пытаясь их одолеть. Другое дело, что и плодить череду неисполняемых и даже неисполнимых поручений – подход, который может дискредитировать и самого популярного лидера.


от редакции

А с платформы говорят…

sovremennie-lampi-begushej-volni-ih-konstrukcii-fizicheskie-principi-raboti-i-parametri.html
sovremennie-metodi-geograficheskih-issledovanij-prikaz-minobrazovaniya-rf-ot-5-marta-2004g-n1089-ob-utverzhdenii.html
sovremennie-metodi-obsledovaniya-i-obosnovanie-patogeneticheskogo-lecheniya-vospalitelnih-zabolevanij-parodonta-u-bolnih-s-perelomami-nizhnej-chelyusti-14-00-21-stomatologiya.html
sovremennie-metodi-regulirovaniya-regionalnogo-turizma.html
sovremennie-metodi-zashiti-informacii-elektronnaya-cifrovaya-podpis-ecp.html
sovremennie-mikroprocessornie-ustrojstva-dlya-upravleniya-kontrolya-i-zashiti-elektrooborudovaniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sozdanie-s-pomoshyu-sql-server-bazi-dannih-dlya-magazina-produktov.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/ya-k-badridze-volk-voprosi-ontogeneza-povedeniya-problemi-i-metod-reintrodukcii-stranica-6.html
  • lecture.bystrickaya.ru/65-osnovnie-nalogi-nachislennie-i-uplachennie-v-byudzhet-i-vnebyudzhetnie-fondi-v-2011-i-2010-gg.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-nacionalnaya-hozyajstvennaya-kultura-dlya-napravleniya-080100-62-ekonomika-podgotovki-magistra.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/konkurentosposobnost-chast-3.html
  • control.bystrickaya.ru/dolzhnostnaya-instrukciya-municipalnogo-sluzhashego-vedushej-municipalnoj-dolzhnosti-kategorii-specialisti-rukovoditelya-arhivnogo-sektora-administracii.html
  • tests.bystrickaya.ru/koncepciya-hudozhestvennogo-obrazovaniya-prikaz-ministerstva-kulturi-rf-ot-28-12-2001-1403-obzor-dejstvuyushih-uchebno-metodicheskih-komplektov-po-izobrazitelnomu-iskusstvu.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-po-napravleniyu-podgotovki-020300.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-razvitiya-rechi-v-6-klasse-tema-sochinenie-opisanie-s-elementami-povestvovaniya-tvorcheskaya-laboratoriya.html
  • school.bystrickaya.ru/issledovanie-potrebitelya-v-centre-bilajn.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-predmetu-nemeckij-yazik.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-blagodatnom-pokayanii-etika-ili-poznaj-samogo-sebya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/temi-kontrolnoj-raboti-referatov-po-kursu-organizaciya-i-tehnika-vneshnetorgovih-operacij-osnovnie-ponyatiya-i-pravila-vedeniya-vneshnetorgovoj-deyatelnosti.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-5-pravo-mezhdunarodnih-dogovorov-mezhdunarodnoe-pravo-uchebno-metodicheskoe-posobie-moskva-20-10-udk-341-1.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yaroslavskij-gosudarstvennij-universitet-imp-g-demidova.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-informatika-na-temu-rol-informacionnih-tehnologij-v-buhgalterskom-uchyote.html
  • composition.bystrickaya.ru/oshelomlyayushij-debyutnij-roman-kotorij-uzhe-nazivayut-glavnim-romanom-novogo-veka-a-ego-avtora-zhivim-klassikom-begushij-za-vetrom-proniknovennaya-probirayushaya-stranica-8.html
  • esse.bystrickaya.ru/r-m-haninova-pesa-skazka-hitrij-yozh-mihaila-honinova.html
  • nauka.bystrickaya.ru/udk-656-v-o-bernackij-doktor-filosofskih-nauk-professor-a-a-golovin-doktor-medicinskih-nauk-professor.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-institut-osushestvlyaet-podgotovku-po-specialnosti-education-and-knowledge-management-in-green-sector-menedzhment-i-obrazovanie-v-zelenom-sektore-prodolzhitelnost-1-god.html
  • writing.bystrickaya.ru/grizlov-vistupaet-za-obespechenie-rossii-lekarstvami-otechestvennogo-proizvodstva-grizlov-b-v-monitoring-smi-30-oktyabrya-2007-g.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-itogi-razvitiya-sistemi-obrazovaniya-klyuchevskogo-rajona-za-2010-god.html
  • control.bystrickaya.ru/eropkina-bashnya-bajki-starogo-inzhenera.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/lichnost-prestupnika-3.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zasedanie-tos.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-4-problemi-adaptacii-specialistov-k-deyatelnosti-v-sfere-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-upravleniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poryadok-realizacii-ustanovlennogo-zakonodatelstvom-pravitelstvo-murmanskoj-oblasti-postanovlenie.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-nalogooblozhenie-uchastnikov-vneshneekonomicheskoj-deyatelnosti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovet-federacii-okazhet-nko-gospodderzhku-stolichnij-departament-socialnoj-zashiti-naseleniya-provodit-obshegorodskuyu.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-modeli-teorii-organizacij-i-organizacionnij-dizajn-dlya-napravleniya-080500-68-menedzhment-podgotovki-magistra-disciplina-po-viboru-stranica-4.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-eta-imeet-zadachu-prosledit-po-istoricheskim-dokumentam-i-pamyatnikam-hudozhestvennoj-literaturi-stanovlenie-i-razvitie-nemeckoj-stranica-9.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-dvenadcataya-sokrovisha-druidov-kir-bulichev.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mixtard-ats-kod-a10ad01-spravochnikt-e-prednaznachen-za-lekari-zbolekari-farmacevti-i-studenti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost-chast-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/primechaniya-issledovaniya-ukladov-krestyanskih-hozyajstv-pereselencev-sibiri-statisticheskimi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.