.RU

Самостоятельная работа 07. Социум как предмет философского осмысления. Что представляет собой современный этап развития цивилизации?




Катречко С.Л.

Самостоятельная работа 07. Социум как предмет философского осмысления. Что представляет собой современный этап развития цивилизации?

[Для студентов мехмата 2004: рекомендуется для написания работы выбрать один из вариантов проработки текстов: 1 + 1.1 // 1 + 1.2 // 1 + 1.3 + см. приложения 1, 2, 3]


Проблема социума является одной из важнейших проблем философского осмысления, поскольку жизнь человека протекает в социуме и немыслима без него. Поэтому любой человек, для своей успешной жизнедеятельности, должен прежде всего осмыслить то ближайшее — социальное — целое, которое его окружает, и только после этого можно попытаться осмыслить (более далекий) окружающий человека природный мир, изучаемый естественными науками. Сформулируем наиболее актуальные проблемы социальной философии, которые предлагаются Вам для самостоятельной проработки на основании освоения первоисточников (ключевым среди которых является работа испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс» — см. www.philosophy.ru):


1. Что представляет собой современное общество? Можно ли согласиться с уничижающей характеристикой современного общества как охлократии, данной Х. Ортегой-и-Гассетом в его «Восстании масс» (http://www.philosophy.ru/library/ortega/vosst.html)? Или состояние современного общества не так уж и плохо и/или у него есть перспективы (тогда, каковы они)?

1.a В качестве дополнения//альтернативы к работе Х. Ортеги-и-Гассета1 можно рекомендовать подходы к осмыслению современного социума других современных мыслителей. Достаточно много в этом направлении сделано французскими мыслителями. Во-первых, это так называемая историческая школа «Анналов» (М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф и др.), которая предложила так называемый менталисткий подход к трактовке истории: историю нельзя понять без учета существующего (массового) менталитета (проводником и последователем этой школы в России является А.Я. Гуревич, который провел ставшее уже классическим исследование «Категории средневековой культуры» в том же «менталистком» ключе)2. На основе этого подхода философами постструктуралистского направления (Ж. Делез, М. Фуко, Ж. Бодрийяр) были предложены оригинальные и заслуживающие внимания подходы. Например, работа Ж. Делеза и Ф. Гваттари «Капитализм и шизофрения», в которой «ненормальность» развития современного европейского — капиталистического — социума. Вашему вниманию (для более детальной проработки) предлагаются две работы еще двух французских мыслителей:

— 1.1 Во-первых, эта работа фр. социолога Жана Бодрийяра (др. русскоязычная транскрипция — Бодрийар), автора популярного ныне термина «симулякра» (симуляции), который в своей работе «Система вещей» показал постепенное вытеснение современной реальности разнообразными псевдо-реальными структурами («симуляторами»). Его анализ можно найти в Инете, например на сайте http://text.net.ru/arch1.html. См. там также его другие работы, посвященные анализу современного социума.

— 1.2 Во-вторых, это обширный анализ Мишеля Фуко. Основополагающим теоретическим трудом М. Фуко является его ранняя работа «Слова и вещи», в которой он вводит базовое понятие «эпистемы». В дальнейшем, на основании своей концепции эпистем, М. Фуко предпринял целый цикл исследований, посвященных развитию европейского социума, начиная с XVI века («История сексуальности», «История психиатрической лечебницы…). Наиболее полно его концепция современного социума представлена в работе «Надзирать и наказывать»3, в которой он характеризует современное общество как тотальное «дисциплинарное общество» (концепция дисциплинарного общества), т.е. такое общество, которое полностью подчинено государству, а образцовыми его феноменами (в которых наглядно проявляется его суть) являются феномен «экзамена» и «тюрьмы», причем последнее — тюрьма — и есть «микрокосм» современного общества, его идеал. Работы М. Фуко также представлены в Инете: см., например, сайт с его работами (работает с перебоями): http://www.athenai.ru/foucault/, — а для первоначального понимания подхода М. Фуко можно рекомендовать текст З.А. Сокулер «СТРУКТУРА СУБЪЕКТИВНОСТИ, РИСУНКИ НА ПЕСКЕ И ВОЛНЫ ВРЕМЕНИ» (этот текст оформлен как предисловие к другой работе М. Фуко «История безумия в классическую эпоху»; Word-файл этого текста см. www.philosophy.ru/library/katr/sokuler_fuko.zip). Вплотную к этой концепции примыкает небольшой текст Ж. Делеза «Общество контроля», написанный как посткриптум к работе М. Фуко (http://www.philosophy.ru/library/katr/delez_socio-kontrol.html или http://katrechko.pisem.net/edu/delez_socio-kontrol.html), в котором намечен переход от «дисциплинарного общества» к обществу «сверхбыстрого контроля», где, например, пара индивид/масса (ср. с Х. Ортегой-и-Гасетом) заменяется дивидом.

[помимо работы З.А. Сокулер, в качестве дополнительного пояснения к №№1.1. и 1.2. можно рекомендовать статью проф. М.В. Желнова «Российская государственность при переходе от “дисциплинарного общества” к “обществу ультрабыстрых форм контроля в свободном пространстве (в свете философских идей М.Фуко, Ж.Делёза, Ж.Бодрийяра)” http://www.philosophy.ru/library/zhelnov/lomonos.htm]

— 1.3 В-третьих, это анализ современной социальной проблематики в работах Французских мыслителей более классической ориентации Фр. Федье и А. Бадью. Первый из них анализирует важнейшее понятие социальной философии — власть (см. его работу под названием «Власть»: http://www.philosophy.ru/library/katr/fedie2.html). Второй рассуждает — см. его работу «Тайная катастрофа» [демократии] (http://sociologos.narod.ru/textes/badiou.htm или http://www.philosophy.ru/library/katr/badiou_katastrofa.html + ключевой фрагмент в прил. 3) — о природе демократии и ставит вопрос о «демократическом устройстве» современного западного общества.

— Конечно есть еще ряд интересных концепций. Упомянем о концепции Э. Тоффлера, а также канадского мыслителя Маклюэна (который анализирует феномен Интернета как решающий фактор преобразования современного общества в «глобальную деревню» (см. выдержки из его работы на сайте «Учкома» http://uchcom.botik.ru/libr/cit/).


2. ^ Каков Ваш социальный идеал? Может ли претендовать на него западная демократия (см. манифест современной демократии в работе К. Поппера «Открытое общество и его враги», в то время как «врагами» демократии как ущербной формы власти выступают Платон («Государство», «Законы») и Аристотель («Политика»)) или более предпочтительным является восточные типы социумов (например, «китайская цивилизация», основанная на принципах конфуцианства)? Не напоминает ли состояние современной западной демократии состояние упадка Римской империи, когда основополагающим стал лозунг «(побольше) хлеба и зрелищ!» (ср. состояние современных масс-медиа, засилье «желтой прессы», низкопробных фильмов с преобладанием насилия и порнографии и др. низменных страстей: например, начавшаяся с шоу «За стеклом» (2001 г.) серия шоу, конкурсов, «состязаний»)? Каково место России в современном мире? Можно ли согласиться с известным тезисом о том, что «Москва — третий Рим»? Какой социальный идеал — «западников» или «славянофилов» — Вам ближе (см. конспективное изложение их взглядов ниже в Прил. 2 и почему? Или Вы готовы предложить собственный проект идеального общества?


3. Можно ли говорить об единстве современного социума или он представляет собой конгломерат различных подструктур? Какой уровень обобщения социальных общностей является реальным (проработайте ст. Б. Андерсона «Воображаемые общности», приводимую в прил. 1 + http://www.philosophy.ru/libray/katr/praztext.zip)?


4. Насколько правомерны популярные в XX в. концепции о сосущестовании в рамках единого мирового пространства различных цивилизаций (Н. Данилевский «Россия и Европа», О. Шпенглер «Закат Европы», А. Тойнби «Постижение истории» (http://www.pps-equipment.com/gumilevica/books/toynbee.zip; http://www.philosophy.ru/library/physics/gumilev/toynbee.zip), работы П. Сорокина (http://abuss.narod.ru/Biblio/sorokin.html), М. Блок «Апология истории» (http://abuss.narod.ru/Biblio/blok.html): некоторые из этих работ можно см. на сайте http://abuss.narod.ru/biblio.htm, а также по адресу http://gumilevica.kulichki.net/annals.html)? Каково Ваше отношение к концепции этносов (этногенеза) Л.Н. Гумилева (см. работы Л. Гумилева на сайте «Gumilevica» (http://gumilevica.kulichki.net/, http://gumilevica.kulichki.net/info/infozip.html; + изложение этой концепции в оригинальном лекционном курсе В. Махнача: http://www.russ.ru/univer/chairs/makhnach/001/01.htm, http://www.russ.ru/univer/chairs/makhnach/001/index.html).

Некоторые архивы работ Л.Н. Гумилева и др. историков (А. Тойнби) размещены на нашем сервере: www.philosophy.ru/library/gumilev/. Например, одна из основных работ Л. Гумилева «Этногенез и биосфера Земли» (http://www.philosophy.ru/library/text/gumilevica/ebe.zip || см. также файлы: ebe00.zip — ebe09.zip).


5. Можно ли согласиться с мнением некоторых современных политологов о происходящем в настоящее время «конфликте цивилизаций» (достаточно ярко эта неоднозначная позиция представлена в статье С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций?», а ее критика в статье Я. Питерсе «Глобализация и культура: три парадигмы» (+ другие статьи на эту тему) — см. приложение 1 + http://www.philosophy.ru/libray/katr/praztext.zip)? Не являются ли ярким проявлением этого конфликта (т. е. конфликта между христианской и мусульманской цивилизациями) террористические акты, совершенные в США 11 сентября 2001 г. и последующая серия терактов в разных странах 2001 — 2003 гг.?


6. ^ Допустимо ли решение социальных конфликтов с помощью силы (грамотную философскую проработку этой проблемы можно найти у замечательного русского философа И.А. Ильина в работе «О сопротивлении злу силой» (http://www.philosophy.ru/library/il/01/00.html), которая, уже своим названием указывает на несогласие с известной толстовской — квази-христианской — позицией о «непротивлении злу насилием») или социальное насилие ведет только еще к большему насилию?


В качестве дополнительных первоисточников по этой теме можно порекомендовать литературу из прогр. А. Празаускаса «Основы этнополитологии» (см. Прил. 1), а также работы современных российских философов, напр., А.А. Кара-Мурзы и В.Г. Федотовой («Модернизация «другой» Европы»: http://www.philosophy.ru/iphras/library/fedot_mod.html) на сайте www.philosophy.ru, или работы, представленные на сайте http://abuss.narod.ru/biblio.htm.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

А. Празаускас
Основы этнополитологии
(программа курса)

^ Тема 1. Этнос, этничность, нация

Этнополитология как составная часть политической антропологии. Этнополитология и смежные дисциплины: этнология, политология, социология, история, психология, социальная психология, культурология, социолингвистика, география, демографическая статистика, политэкономия, экономическая география, право, государствоведение, теория международных отношений, философия и др.

Проблема дефиниции этноса. Этнос как объективная и субъективная категория. Этнокультурные различия: язык, религия, особенности образа жизни и менталитета. Самосознание и самоназвание. Этногенез. Этнос и раса. Этническая психология.

Границы группы и символы. Этнос и территория. Этническая мифология и коллективная историческая память. Этническое самосознание. Противопоставление «мы - они». Этнические стереотипы и автостереотипы. Этническая среда и социализация личности.

Этничность как элемент структуры идентичности индивида.

Cтруктура этнической общности. Квазиэтнические группы: этнорасовые, этноконфессиональные, этнолокальные и др.

Понятие «нации». Этническая и гражданско-политическая интерпретация. Конструктивистcкие и инструментальные концепции. Подход с позиций исторического детерминизма). «Нация» и «народ».

Пути и особенности становления наций. Роль государства в становлении наций. Национальное «пробуждение», формирование и распространение идеологии национализма, национальные движения.

Литература:

Алексеев В.П. Этногенез. М.: «Высшая школа», 1986. 174 с.

Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. Москва: «Наука», 1989. Главы 1-2 (с.5-40).

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: «Наука», 1983, с. 57- 232.

Геллнер Э. Нации и национализм. М.: «Прогресс», 1991. 320 с.

Казьмина О.Е., Пучков П.И. Основы этнодемографии. Учебное пособие. Москва: «Наука», 1994, гл. 4-5 (с.49-63).

Козлов В.И. Проблематика «этничности». - Этнографическое обозрение. 1995, № 4, с.39-54.

Крюков М.В. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность. - «Расы и народы. Ежегодник - 1989 (вып. 19), М., 1989, с. 5-47.

Мыльников А.С. Синкретизм культуры эпохи становления наций. - «Расы и народы. Ежегодник - 1987 (вып. 17), М., 1987, с. 28-43.

Семенов Ю. Общество, этнос, нация. - Этнополис, 1995, № 4, с. 149- 165.

Anderson, Benedict. Imagined Communities. Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. Rev. edition. Lonfon; New York: Verso, 1991 (1st ed. - 1983).

Barth F. (ed.). Ethnic Groups and Boundaries. Bergen-Oslo: Universitetsforlaget; London: George Allen & Unwin, 1969.

Rothschild, Joseph. Ethnopolitics: A Conceptual Framework. NewYork: Columbia University Press, 1981.

Smith A.D. The Ethnic Origins of Nations. Oxford; New York: Blackwell, 1986. xviii, 312 p.

ТЕКСТЫ (см. http://www.philosophy.ru/libray/katr/praztext.zip; сост. и ред. — А. Празаускаса; правка — С. Катречко)

Ч.1. Социальной реальность (этнос, этничность, нация):

1. Ф. Риггс «Аспекты содержания этничности».

2. С.А. Арутюнов «Этничность — объективная реальность».

3. «Нация» (энц. статья из: The Encyclopedia Americana, 1992).

4. У. Коннор «Нация — это нация, это — государство, это — этническая группа, это —...»

5. Б. Андерсон «Воображаемые общности».


Ч.2. Модели взаимодействия социумов:

6. Ф. Риггс «Этнический национализм: три цунами».

7. С. Хантингтон «Столкновение цивилизаций?»

8. Я.Н. Питерсе «Глобализация и культура: три парадигмы».

9. Э.Д. Смит «Космополитическая культура».

10. М. Хечтер «Внутренний колониализм».

11. Р. Вяйринен «К теории этнических конфликтов и их решения».


=================================

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Славянофилы и западники

Реферат Иванова К.С. (студ. Гр. №=201 ВМиК МГУ; 2001 г.)

1. Введение:

Русская философия 1-ой половины XIX в. предстает перед нами как история борьбы двух противоположных направлений: стремления организовать жизнь на европейский лад и желания оградить традиционные формы национальной жизни от иностранного влияния.

Славянофилы — представители одного из направлений русского общества и философской мысли 40-50-х гг. XIX в., выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского. Яркие представители: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин.

Западники — направление русской антифеодальной общественной мысли 40-х годов XIX века, противостоящие славянофилам. В московский кружок западников входили А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.П. Огарев, В.П. Боткин и др.

Термины «западники», «западничество» (иногда «европейцы»), так же как и «славянофильство», «славянофилы», родились в идейной полемике 40-х годов.

^ 2. Философские взгляды славянофилов:

Взгляды славянофилов сложились в идейных спорах, обострившихся после напечатания «Философского письма» Чаадаева. Философские воззрения славянофилов разрабатывались главным образом А.С. Хомяковым, И.В. Киреевским, а позже Ю.Ф. Самариным и представляли собой своеобразное религиозно-философское учение. Генетически философская концепция их восходит к восточной патристике, в то же время тесно связана с западноевропейским иррационализмом и романтизмом первой половины XIX века. Односторонней аналитической рассудочности, рационализму, которые, по мнению славянофилов, привели на Западе к утрате человеком душевной целостности, они противопоставляли понятия «волящего разума» и «живознания» (Хомяков): славянофилы утверждали, что полная и высшая истина дается не одной способности логического умозаключения, но уму, чувству и воле вместе, т.е. духу в его живой целостности. Целостный дух, обеспечивающий истинное и полное познание, неотделим от веры, от религии. Истинная вера, пришедшая на Русь из его чистейшего источника - восточной церкви (Хомяков), обуславливает, по мнению славянофилов, особую историческую миссию русского народа. Начало «соборности» (свободной общности), характеризующее жизнь восточной церкви, усматривалось славянофилами в русском обществе. Православие и традиция общинного уклада сформировали глубинные основы русской души.

Соборность — это примирения в христианской любви и свободы каждого и единства всех.


^ 2.1 Учение И.В. Киреевского о целостности духа:

Цельность духа — это вопрос о внутреннем устроении жизни, о постоянном поиске «того внутреннего корня разумения, где все отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума» (Киреевский).

В основу всего построения философ положил различие «внешнего» и «внутреннего» человека. ^ Внутренний человек — это совокупность способностей человека: способности любви к богу, и помощи к ближнему; способность ощущать вину, стыд, сострадать, чувствовать красоту. Внешний человек - это, выражаясь языком современной социальной психологии, совокупность социальных ролей, которые весьма часто противоречат друг другу, вызывая самоотчуждение человека, расколотость и противоречивость внутренней и внешней жизни.

Обретение цельности, то есть путь к господству в человеке «внутреннего средоточия», — в «собирании сил души». И задача эта достижима «для ищущего», но нужен труд, нужна духовная работа над собой. Человеку необходимо проникнуться стремлением «собирать все отдельные части души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум, воля, и чувство, и совесть, прекрасное и истинное, удивительное и желаемое, справедливое и милосердное, и весь объем ума сливаются в одно живое единство, и таким образом восстанавливается существенная личность в ее первозданной неделимости» (Киреевский).


^ 3. Взгляды западников:

Приоритетной социально-нравственной ценностью «западников» являлась личность, ее освобождение от традиционных, преимущественно патриархальных и средневековых, пут, провозглашение ее свободы и самоценности.

Когда мы говорим, что народ действует, мыслит, чувствует, мы выражаемся отвлеченно: собственно действуют, чувствуют, мыслят единицы, лица, его составляющие. Таким образом, личность, сознающая сама по себе свое бесконечное, безусловное достоинство, есть необходимое условие всякого духовного развития народа. Этим определяется закон развития нашего внутреннего быта. Оно должно было состоять в постепенном образовании, появлении начала личности и, следовательно, в постепенном отрицании исключительно кровного быта, в котором личность не могла существовать. Степени развития начала личности и совпадающие с ними степени упадка исключительно родственного быта определяют периоды и эпохи русской истории».


^ 3.1 Взгляды Герцена:

Те же идеи были, пожалуй, наиболее сильно выражены Герценом в таких словах: «Свобода лица — величайшее дело; на ней и только на ней может вырасти действительная воля народа. В себе самом человек должен уважать свою свободу и чтить ее не менее, как в ближнем, как в целом народе».

В некотором смысле Герцен был основателем русского материализма и позитивизма с их ориентацией на естественные науки. Так, он хотел объяснить человека из мира природы. Но природа слепа, в ней царит бессмысленная случайность — таков печальный итог его размышлений. Противоположный природе полюс бытия — моральная личность во всеоружии своего знания и нравственной ответственности. При всем желании ее невозможно дедуцировать ни из мира природы, ни из мира истории. Нужно принимать ее как неоспоримую данность.

«Вне нас все изменяется, все зыблется; мы стоим на краю пропасти и видим, как он осыпается.., и мы не сыщем гавани иначе, как в нас самих, в сознании нашей беспредельной свободы, нашей самодержавной независимости..» (Герцен). Так рождается позиция трагического противостояния миру, который не внушает доверия. Единственное, что остается непоколебимым — это вера в личность, в ее нравственные силы, в защиту «естественных движений души».

Эволюция взглядов западников в конечном итоге привела его к утверждению абсолютной ценности человеческой личности. «Для меня теперь человеческая личность выше истории, выше общества, выше человечества» (Белинский). «Человек метафизически не прочен... Мертвая и бессознательно разумная природа поступает с индивидуумом хуже, чем злая мачеха». Но если природа безжалостна, то тем более оснований для людей бережно заботиться о каждом человеке.


4. Итог:

Западничество и славянофильство составляет главный фокус, вокруг которого и по отношению к которому оформился идеологический горизонт эпохи 1840–1850 гг., сыгравший решающую роль в формировании русского национального самосознания и определяющий дальнейшие судьбы русской философии.


====================================


ПРИЛ. 3. А. Бадью «ТАЙНАЯ КАТАСТРОФА. КОНЕЦ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСТИНЫ»

Фрагмент о концепте «демократии»:

«Поскольку царит путаница, нужно определиться со словами. То, что называют «демократией» и чей триумф всемирно празднуется, на самом деле должно быть обозначено как парламентаризм. Парламентаризм — это не только объективная институциональная форма (выборы, исполнительная власть, зависящая, впрочем, в очень разных степенях, от законодательной и т. д.). Это также особая политическая субъективность, обязательство, для которого «демократия» — это термин, приносящий одобрение, пропагандистское наименование. Это обязательство обладает двумя характеристиками:

— оно определяет политике единственное место для воплощения: государство (единственный «коллективный» политический акт — это назначение государственного персонала) и, таким образом, фактически аннулирует политику как мысль. Отсюда получается, что действующими лицами парламентаризма являются не те, кто мыслит политику, а политиканы (как сегодня говорят, «политические деятели»);

— оно требует в качестве регулирующих условий автономию капитала, наличие собственников и рынка.

Назовем нашу демократию для большей точности ее описания капитало-парламентаризмом.

Тогда гипотеза, скрытая за лозунгами о победе демократии будет звучать следующим образом: в политическом смысле, мы живем в режиме Единого, а не множества. По своей тенденции, капитало-парламентаризм — уникальная модель политики, единственная, способная сочетать экономическую эффективность (а значит, прибыли собственников) и народный консенсус.

Если принять всерьез эту гипотезу, необходимо будет признать, что отныне — или, по крайней мере, на протяжении нынешнего временного отрезка — капитало-парламентаризм служит политическим определением для всего человечества.

И если довольствоваться этой гипотезой, если возрадоваться при мысли, что капитало-парламентаризм — есть та, наконец-то найденная политическая модель, в которой может разумно реализоваться все человечество, это означает прежде всего, что мы считаем этот мир, мир, где мы, люди «Запада», живем, исключительным в том смысле, что он достоин всего человечества. Или, что капитало-парламентаризм может быть соотнесен с Идеей человечества. Это именно то, с чем философ не может согласиться».

[Здесь можно вспомнить и негативное отношение к демократии Платона и Аристотеля, которые справедливо подчеркивали возможность превращение демократии (как власть граждан) в охлократию (власть толпы, черни, «ослов») — К.С.]

1 Эта работа, являющаяся объединением ряда газетных статей (1929 г.), имеет несколько публицистический характер. Понятно, что с тех пор ситуация в мире, может быть и не так сильно, но изменилась. Например, Ж. Делез (см. ниже его «Общество контроля») считает, что в XXI в. различие индивид/масса сейчас сменяется дивидом.

2 Достаточно четко это изменение в исторических исследованиях выразил М. Фуко в своей работе «Порядок дискурса». Вот как он характеризует подход школы «Анналов»: «Часто на счет современной истории заносят устранение привилегий, некогда предоставляющихся единичному событию, и выявлению структур «большой длительности». Бесспорно так оно и есть... сузив до предела границы события, доведя разрешающую способность исторического анализа до размера прейскурантов, нотариальных актов, приходских книг и портовых архивов, прослеживаемых год за годом, неделя за неделей, — обнаружили вдруг, что за битвами, декретами, династиями и ассамблеями вырисовываются массивные феномены векового или многовекового порядка [выделено мной — К.С.]. История, как ее практикуют сегодня, не отворачивается от событий; наоборот, она без конца их расширяет их поле; она без конца открывает все новые их пласты, более поверхностные или более глубокие; она без конца вычленяет все их новые ансамбли, где они подчас являются многочисленными, частыми и взаимозаменяемыми, подчас — редкими и решающими: от почти ежедневных колебаний цен до инфляций, происходящих на протяжении столетий. Но важно при этом, что история не рассматривает события, не определив серию, часть которой оно составляет, не специфицировав тот способ анализа, которому эта серия подчинена, не попытавшись узнать регулярность феноменов и границы вероятности их внезапного появления, не спросив себя об изменениях, отклонениях и ходе кривой, не пожелав определить те условия, от которых эти последние зависят. Конечно, история давно уже не пытается понять события при помощи игры причин и следствий внутри бесформенного целого некоего великого становления, безразлично: неопределенно гомогенного или жестко иерархизированного. Но это не для того, чтобы обнаружить некие предшествующие событию структуры, чуждые и враждебные ему. Это для того, чтобы установить серии — разнообразные, пересекающиеся, часто расходящиеся, но неавтономные, серии, которые позволяют очертить «место» события, границы его непредсказуемости, условия его появления. Фундаментальные понятия, которые сейчас настоятельно необходимы, — это уже не понятия сознания и непрерывности (с соответствующими проблемами свободы и причинности), равно как не понятия знака и структуры. Это — понятия события и серии с игрой сопряженных с ними понятий: регулярность, непредвиденная случайность, прерывность, зависимость, трансформация. Благодаря такому набору анализ дискурсов, о котором я думаю, сочленяется... с реальной работой историков». [М. Фуко Воля к истине: по ту сторону власти, знания и сексуальности. Работы разных лет (пер с франц.) — М., Касталь, 1996, стр. 81—82].

3 Заметим, что вышеупомянутый Ж. Бодрийяр раскритиковал концепцию М. Фуко как не столь радикальную критику современного общества в своем тексте «Забыть Фуко».


sizu-pnn-oitu-dstemes.html
sjonni-brink-kompozitor-i-soavtor-teksta.html
sk-ul-l-tolstogo-d-37.html
skachano-s-sajta-www-txumen-org.html
skachat-posobie-po-instrumentovedeniyu-oglavleni-e-stranica-3.html
skajp-vmesto-pandusa-posobiya-po-materinstvu-i-detstvu-v-rf-planiruetsya-uvelichit-uzhe-v-blizhajshee-vremya-fss.html
  • grade.bystrickaya.ru/nadyozhnost-elektrosnabzheniya-intellektualnogo-zdaniya-primenenie-uzo-pri-razlichnih-sistemah-zazemleniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/scan-ocr-spellcheck-chububu-2006-stranica-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-aaron-bek-artur-frimen.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/s-s-skornyakova-gendernie-stereotipi-v-sredstvah-massovoj-kommunikacii.html
  • turn.bystrickaya.ru/orenburgskoe-otdelenie-vsesoyuznogo-tekstilnogo-sindikata-glavnoe-arhivnoe-upravlenie-pri-sovete-ministrov-sssr.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shpargalka-po-pravu-evrosoyuza-chast-12.html
  • abstract.bystrickaya.ru/32-ochno-zaochnaya-sokrashennaya-forma-obucheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-07-osnovi-teorii.html
  • composition.bystrickaya.ru/optimizaciya-ribohozyajstvennogo-ispolzovaniya-bioprodukcionnogo-potenciala-vodoemov-zapadnoj-sibiri-03-00-16-ekologiya-03-00-10-ihtiologiya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/10edinoe-trudovoe-bratstvo-aleksandr-andreev.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programmi-dopolnitelnogo-obrazovaniya-61-tolyattinskij-gosudarstvennij-universitet-g-o-tolyatti-64-stranica-16.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sergej-e-hitun.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/provedenie-monitoringa-narkosituacii-v-respublike-mordoviya-polozhenie-o-provedenii-respublikanskih-sorevnovanij.html
  • lesson.bystrickaya.ru/politicheskij-sisk-imperii-v-1880-1917-godi-o-m-hlobustov-na-sluzhbe-ego-velichestva-rossijskaya-kontrrazvedka.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-novih-postuplenij-v-biblioteku-mgou-oktyabr-2010-god-stranica-4.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-osnovi-proizvodstvennogo-masterstva-po-napravleniyu-072500-62-dizajn.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-vvedenie-stranica-5.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-dengi-kredit-banki-dlya-napravleniya-080500-menedzhment-annotirovannaya-magisterskaya-programma-stranica-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-hudozhnik-d-agapitov-lejnster-m-l42-kolonialnaya-sluzhba-povesti-rasskazi-per-s-angl-m-lejnster.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkursnaya-dokumentaciya-dlya-provedeniya-konkursnogo-otbora-subektov-rossijskoj-federacii-byudzhetam-kotorih-v-2011-godu-predostavlyayutsya-subsidii-dlya-finansirovaniya-meropriyatij-stranica-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-i-mandatnij-izbiratelnij-okrug-33-otchet-svedeniya-o-vidvinutih-i-zaregistrirovannih-kandidatah-v-deputati.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-3-arhitekturnij-ansambl-zdanij-ploshadi-soglasiya-v-parizhe-4-zaklyuchenie-19.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-28-metodicheskoe-posobie-po-kursu-mifologiya-drevnego-mira.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-urovnyu-podgotovki-okanchivayushih-nachalnuyu-shkolu-poyasnitelnaya-zapiska-k-izucheniyu-predmeta-osnovi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovetom-direktorov-otkritogo-akcionernogo-obshestva-salyut-energiya-stranica-14.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dekoraciya-i-mizanscena-igra-v-associacii-14-zritelnij-i-zvukovoj-ryad-23.html
  • znanie.bystrickaya.ru/adaptaciya-molodih-specialistov-novij-vzglyad-na-starij-opit-uchastnikam-sh-vserossijskogo-sezda-srednih-medicinskih-rabotnikov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-stranica-6.html
  • textbook.bystrickaya.ru/harakteristika-i-osnovnie-trebovaniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-kachestvo-prirodnoj-sredi-i-sostoyanie-prirodnih-resursov.html
  • exam.bystrickaya.ru/vlashtuvannya-peregorodki-za-sistemoyu-w111.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-sovremennim-koncepciyam-estestvoznaniya-nazvanie-po-osnovnoj-obrazovatelnoj-programme-stranica-10.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-tretya-po-prizrachnomu-puti-istennie-gallyucinacii-ili-bil-o-neobiknovennih-priklyucheniyah-avtora-v-dyavolskom-rayu.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/biografiya-i-nauchnaya-deyatelnost-mv-lomonosova.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-devyatnadcataya-pokazaniya-tortilli-alekseya-tolstogo-zolotoj-klyuchik-ili-priklyucheniya-buratino.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/situaciya-na-rinke-truda-plan-marketinga-realizacii-strategii-starominskogo-selskogo-poseleniya-starominskogo-rajona.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.