.RU

Ролан Барт избранные работы семиотика. Поэтика - страница 45


*
Текст-удовольствие — это текст, приносящий удов­летворение, заполняющий нас без остатка, вызывающий эйфорию; он идет от культуры, не порывает с ней и свя­зан с практикой комфортабельного чтения. Текст-нас­лаждение — это текст, вызывающий чувство потерян­ности, дискомфорта (порой доходящее до тоскливости); он расшатывает исторические, культурные, психологи­ческие устои читателя, его привычные вкусы, ценности, воспоминания, вызывает кризис в его отношениях с языком.

Вот почему анахроничен читатель, пытающийся враз удержать оба эти текста в поле своего зрения, а у себя в руках — и бразды удовольствия, и бразды наслажде-

* Цит. по русск. переводу: Ницше Ф. Полн. собр. соч., т. IX. Московское книгоиздательство, 1910, с. 262. — ^ Прим. перев.

471

ния; ведь тем самым он одновременно (и не без внут­реннего противоречия) оказывается причастен и к куль­туре с ее глубочайшим гедонизмом (свободно проникаю­щим в него под маской «искусства жить», которому, в частности, учили старинные книги), и к ее разрушению: он испытывает радость от устойчивости собственного я (в этом его удовольствие) и в то же время стремится к своей погибели (в этом его наслаждение). Это дваж­ды расколотый, дважды извращенный субъект.

*

^ Общество друзей Текста: у его членов не будет ни­чего общего (ведь непременного согласия относительно текста-удовольствия быть не может), кроме врагов — всяческих зануд, налагающих запрет как на сам текст, так и на доставляемое им удовольствие; делается это в силу разных причин — культурного конформизма, уз­колобого рационализма (с подозрением относящегося ко всякой «мистике» в литературе), политического мо­рализаторства, критики означающих, тупого прагматиз­ма, всякого рода благоглупостей, а также вследствие утраты вербального желания, стремления разрушить дискурс. У подобного общества не может быть никакого постоянного местопребывания, его деятельность развер­нется в сфере полнейшей атопии; тем не менее оно пред­станет как своеобразный фаланстер, где признается право на противоречия (и следовательно, ограничивает­ся риск идеологического плутовства), уважаются раз­личия во мнениях, а понятие конфликта теряет всякий смысл (поскольку он не ведет к удовольствию).

«Пусть принцип различия тайком займет место конф­ликта». Различие — это вовсе не средство замаскиро­вать или приукрасить конфликт: различие преодолевает конфликт, находится по ту сторону конфликта и в то же время как бы рядом с ним. Конфликт есть не что иное, как различие, доведенное до степени нравственного столкновения; всякий раз (и такое случается все чаще), когда конфликт утрачивает тактический (имеющий целью изменить реальную ситуацию) характер, в нем можно подметить нехватку радости, крах перверсии,

472

раздавленной под тяжестью собственного кода и не умеющей возродиться: в основе конфликта всегда лежит некий код, а потому язык агрессии — это один из наи­более древних и употребительных языков. Отвергая на­силие, я отвергаю сам код (тексты Сада создаются вне всякого кода, ибо Сад непрестанно вырабатывает свой собственный, уникальный код; оттого в этих текстах и нет никаких конфликтов — одни только триумфы). Я люблю текст именно за то, что он является для меня тем специфическим языковым пространством, где не­возможны никакие «сцены» (в семейном, супружеском смысле), никакая логомахия. Текст — это ни в коем случае не «диалог»: в нем нет и намека на лукавство, агрессию, шантаж, нет ни малейшего соперничества идиолектов; в море обыденных человеческих отношений текст — это своего рода островок, он утверждает асоци­альную природу удовольствия (социален только досуг) и позволяет заметить скандальный характер истины, заключенной в наслаждении: наслаждение — если от­влечься от всех образных ассоциаций, связанных с этим словом, — всегда нейтрально.
*
Сценическое пространство текста лишено рампы: позади текста отнюдь не скрывается некий активный субъект (автор), а перед ним не располагается некий объект (читатель); субъект и объект здесь отсутствуют. Текст сокрушает грамматические отношения: текст — это то неделимое око, о котором говорит один восторженный автор (Ангелус Силезиус): «Глаз, коим я взираю на Бога, есть тот же самый глаз, коим он взирает на меня».

Говорят, что, рассуждая о тексте, арабские эрудиты употребляли замечательное выражение: достоверное те­ло. Что же это за тело? Ведь у нас их несколько; прежде всего, это тело, с которым имеют дело анатомы и физио­логи, — тело, исследуемое и описываемое наукой; такое тело есть не что иное, как текст, каким он предстает взору грамматиков, критиков, комментаторов, филологов (это — фено-текст). Между тем у нас есть и другое тело — тело как источник наслаждения, образованное

473

исключительно эротическими функциями и не имеющее никакого отношения к нашему физиологическому телу: оно есть продукт иного способа членения и иного типа номинации; то же и текст: это всего лишь пространство, где свободно вспыхивают языковые огни (те самые жи­вые огни, мерцающие зарницы, то тут, то там взметы­вающиеся всполохи, рассеянные по тексту, словно се­мена, и успешно заменяющие нам «semina aeternitatis»*, «zopyra» **, общие понятия, основополагающие прин­ципы древней философии). Текст обладает человеческим обликом; быть может, это образ, анаграмма человечес­кого тела? Несомненно. Но речь идет именно о нашем эротическом теле. Удовольствие от текста несводимо к его грамматическому (фено-текстовому) функциониро­ванию, подобно тому как телесное удовольствие несво­димо к физиологическим отправлениям организма.

Удовольствие от текста — это тот момент, когда мое тело начинает следовать своим собственным мыслям; ведь у моего тела отнюдь не те же самые мысли, что и у меня.
*
Как получить удовольствие от рассказа о чужих удо­вольствиях (что за скука — слушать пересказы чьих-то снов, повествования о чьих-то увеселениях)? Как полу­чить удовольствие от чтения критики? Есть лишь одно средство: коль скоро я являюсь читателем другого чи­тателя, мне необходимо сменить позицию: вместо того, чтобы быть конфидентом удовольствия, полученного кри­тиком (что навсегда лишает меня возможности наслаж­даться самому), я могу сделаться его соглядатаем; тайком подглядывая за удовольствием другого, я тем самым вступаю в область перверсии, ибо критический комментарий сам превращается для меня в текст, в ли­тературную фикцию, в гофрированную поверхность. Та­ким образом, перверсии писателя (учтем, что удоволь­ствие получаемое им от письма, лишено какой бы то ни

* Семена вечности (лат.). — Прим. перев.

** Жар, таящийся в пепле, из которого можно снова раздуть огонь (греч.). — Прим. перев.

474

было функции) сопутствует удвоенная, утроенная пер­версия критика и его читателя — и так до бесконечности.


Текст об удовольствии может быть только кратким (в подобных случаях принято восклицать: как, и это все? пожалуй, коротковато) ; ведь именно потому, что удовольствие способно заявить о себе лишь косвенно, в форме требования (я имею право на удовольствие), мы и лишены возможности вырваться за пределы уре­занной, двучленной диалектики, где на одном полюсе располагается doxa 'мнение', а на другом — paradoxa, его опровержение. Итак, есть удовольствие и есть за­прет на удовольствие; не хватает лишь третьего члена, отличного от первых двух. Между тем его появление все время откладывается; причем, до тех пор, пока мы станем держаться за само слово «удовольствие», лю­бой текст об удовольствии неизбежно окажется отсро­ченным; он станет лишь введением в текст, который никогда не будет написан. По самой своей сути такое введение не способно ввести чего бы то ни было; оно может лишь до бесконечности повторяться, подобно тем произведениям современного искусства, необходимость в которых отпадает после первого же знакомства с ними (ибо увидеть их один раз — значит тут же понять всю разрушительность преследуемых ими целей: в них нет и намека на возможность длительного созерцания или сладостного вкушения).

savelev-a-n-kak-ubivali-sssr-kto-stal-milliarderom-rokovie-90-e-razrushenie-sovetskogo-soyuza-rozhdenie-oligarhii-seriya-sverhderzhava-m-knizhnij-mir-2012-352-str-stranica-15.html
savelev-i-v-kurs-obshej-fiziki-tom-m-nauka-1996-glava-3-21222324-trofimova-t-i-kurs-fiziki.html
saveleva-galina-semenovna-uchitel.html
saveleva-m-yu-lekcii-po-mifologii-kulturi-k-vidavec-parapan-2003-272-s-s-mifcultura-03-z-nscan-03-465000-95-str-4-03-2006-s-vverhu-stranica-4.html
savenko-eresi-ocherki-naturalnoj-filosofii-eduard-limonov.html
savenko-stati-v-zhurnale-om-stranica-4.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-iv-tokantins-i-kameta-moskva-gosudarstvennoe-izdatelstvo-geograficheskoj-literaturi1958.html
  • student.bystrickaya.ru/23-osnovnie-napravleniya-povisheniya-effektivnosti-integracii-hozyajstvuyushih-subektov-v-rinochnoj-ekonomike.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-s-e-o-b-u-ch-publichnij-doklad-direktora-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kafedra-avtomatizirovannih-bibliotechnih-sistem-i-vichislitelnoj-tehniki.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rinok-cnnih-paperv-chast-6.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-5-kursa-dnevnoe-obuchenie-s-24-10-2011g-utverzhdayu-direktor-hiik-filial.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rossiya-na-rubezhe-hih-hh-vekov.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chelovek-i-opasnosti-tehnosferi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-celi-zadachi-i-soderzhanie-nachalnoj-voennoj-podgotovki-molodezhi-1-ch.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-4-vneshnie-usloviya-v-kotorih-realizuyutsya-integrirovannie-marketingovie-kommunikacii.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-vosmaya-razvitie-arifmeticheskih-operacij-vigotskij-l-s-v-92-psihologiya-razvitiya-cheloveka.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/prolog-na-zemle-perevod-vasilij-temnov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razryadka-otricatelnih-emocij-i-tehnika-samouspokoeniya-prakticheskoe-posobie-moskva-udk-159-98-bbk-88-5-k89.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvitie-sistemi-metrologicheskogo-obespecheniya-geofizicheskih-issledovanij-v-neftegazovih-skvazhinah-stranica-3.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-mezhdunarodnogo-simpoziuma-upravlenie-migraciyami-na-dalnem-vostoke-rossii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-050706-pedagogika-i-psihologiya-ibakalavriata-po-napravleniyu-psihologo-pedagogicheskoe-obrazovanie-050400.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sochineniya-na-svobodnuyu-temu-v-tretyakovskoj-galeree2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-kurs-semestr-viiix-kontrolnaya-rabota-kurs-semestr-ekzamen-viiiix-semestr.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kurs-istoriya-russkoj-kulturi-kultura-nashe-obshee-proshloe-i-dazhe-gospod-bog-ne-v-silah-izmenit-etogo-d-s-lihachyov-obyasnitelnaya-zapiska-aktualnost.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vneshekonombank-pojmal-rinok-za-hvost-ekonomika.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/6kontrol-sostoyaniya-metalla-1obshie-trebovaniya-tehnicheskij-reglament-ekspluatacii-atomnih-stancij.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-iii-dokumentalnij-sostav-arhivov-vooruzhennih-sil-sroki-hraneniya-dokumentov-v-voinskih-chastyah-organizaciyah-i-arhivah.html
  • notebook.bystrickaya.ru/haruki-murakami-stranica-42.html
  • studies.bystrickaya.ru/kuprin-a-i-svoeobrazie-raskritiya-lyubovnoj-temi-v-odnom-iz-proizvedenij-russkoj-literaturi-xx.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-d-yudin-istoriya-russkoj-cerkvi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/transformaciya-socialno-trudovih-otnoshenij-v-agrarnoj-sfere-na-materialah-respubliki-bashkortostan-.html
  • literatura.bystrickaya.ru/respubliki-kareliya-sortavalskij-kolledzh.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/priyomi-postizometricheskoj-relaksacii-kurs-massazha-ot-avtora-v-2004-godu-zavershena-i-vnedrena-v-praktiku-shkola.html
  • notebook.bystrickaya.ru/identifikaciya-plenki-minimalnij-nabor-metadannih-dlya-kinematograficheskih-rabot.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-formirovanie-kulturi-mezhnacionalnogo-obsheniya-napisat-referat-na-odnu-iz-predlozhennih-tem.html
  • education.bystrickaya.ru/121-trebovaniya-k-transportnim-sredstvam-operativno-sluzhebnim-dlya-perevozki-lic-nahodyashihsya-pod-strazhej.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/analiz-finansovogo-sostoyaniya-predpriyatiya-industrii-gostepriimstva-chast-16.html
  • writing.bystrickaya.ru/7-percept-affekt-i-koncept-zhil-delez-feliks-gvattari.html
  • grade.bystrickaya.ru/municipalnoe-obrazovatelnoe-ucherezhdenie.html
  • education.bystrickaya.ru/103-rejting-cennih-bumag-v-i-zelenov-rinok-cennih-bumag.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.