.RU

Ролан Барт избранные работы семиотика. Поэтика - страница 45


*
Текст-удовольствие — это текст, приносящий удов­летворение, заполняющий нас без остатка, вызывающий эйфорию; он идет от культуры, не порывает с ней и свя­зан с практикой комфортабельного чтения. Текст-нас­лаждение — это текст, вызывающий чувство потерян­ности, дискомфорта (порой доходящее до тоскливости); он расшатывает исторические, культурные, психологи­ческие устои читателя, его привычные вкусы, ценности, воспоминания, вызывает кризис в его отношениях с языком.

Вот почему анахроничен читатель, пытающийся враз удержать оба эти текста в поле своего зрения, а у себя в руках — и бразды удовольствия, и бразды наслажде-

* Цит. по русск. переводу: Ницше Ф. Полн. собр. соч., т. IX. Московское книгоиздательство, 1910, с. 262. — ^ Прим. перев.

471

ния; ведь тем самым он одновременно (и не без внут­реннего противоречия) оказывается причастен и к куль­туре с ее глубочайшим гедонизмом (свободно проникаю­щим в него под маской «искусства жить», которому, в частности, учили старинные книги), и к ее разрушению: он испытывает радость от устойчивости собственного я (в этом его удовольствие) и в то же время стремится к своей погибели (в этом его наслаждение). Это дваж­ды расколотый, дважды извращенный субъект.

*

^ Общество друзей Текста: у его членов не будет ни­чего общего (ведь непременного согласия относительно текста-удовольствия быть не может), кроме врагов — всяческих зануд, налагающих запрет как на сам текст, так и на доставляемое им удовольствие; делается это в силу разных причин — культурного конформизма, уз­колобого рационализма (с подозрением относящегося ко всякой «мистике» в литературе), политического мо­рализаторства, критики означающих, тупого прагматиз­ма, всякого рода благоглупостей, а также вследствие утраты вербального желания, стремления разрушить дискурс. У подобного общества не может быть никакого постоянного местопребывания, его деятельность развер­нется в сфере полнейшей атопии; тем не менее оно пред­станет как своеобразный фаланстер, где признается право на противоречия (и следовательно, ограничивает­ся риск идеологического плутовства), уважаются раз­личия во мнениях, а понятие конфликта теряет всякий смысл (поскольку он не ведет к удовольствию).

«Пусть принцип различия тайком займет место конф­ликта». Различие — это вовсе не средство замаскиро­вать или приукрасить конфликт: различие преодолевает конфликт, находится по ту сторону конфликта и в то же время как бы рядом с ним. Конфликт есть не что иное, как различие, доведенное до степени нравственного столкновения; всякий раз (и такое случается все чаще), когда конфликт утрачивает тактический (имеющий целью изменить реальную ситуацию) характер, в нем можно подметить нехватку радости, крах перверсии,

472

раздавленной под тяжестью собственного кода и не умеющей возродиться: в основе конфликта всегда лежит некий код, а потому язык агрессии — это один из наи­более древних и употребительных языков. Отвергая на­силие, я отвергаю сам код (тексты Сада создаются вне всякого кода, ибо Сад непрестанно вырабатывает свой собственный, уникальный код; оттого в этих текстах и нет никаких конфликтов — одни только триумфы). Я люблю текст именно за то, что он является для меня тем специфическим языковым пространством, где не­возможны никакие «сцены» (в семейном, супружеском смысле), никакая логомахия. Текст — это ни в коем случае не «диалог»: в нем нет и намека на лукавство, агрессию, шантаж, нет ни малейшего соперничества идиолектов; в море обыденных человеческих отношений текст — это своего рода островок, он утверждает асоци­альную природу удовольствия (социален только досуг) и позволяет заметить скандальный характер истины, заключенной в наслаждении: наслаждение — если от­влечься от всех образных ассоциаций, связанных с этим словом, — всегда нейтрально.
*
Сценическое пространство текста лишено рампы: позади текста отнюдь не скрывается некий активный субъект (автор), а перед ним не располагается некий объект (читатель); субъект и объект здесь отсутствуют. Текст сокрушает грамматические отношения: текст — это то неделимое око, о котором говорит один восторженный автор (Ангелус Силезиус): «Глаз, коим я взираю на Бога, есть тот же самый глаз, коим он взирает на меня».

Говорят, что, рассуждая о тексте, арабские эрудиты употребляли замечательное выражение: достоверное те­ло. Что же это за тело? Ведь у нас их несколько; прежде всего, это тело, с которым имеют дело анатомы и физио­логи, — тело, исследуемое и описываемое наукой; такое тело есть не что иное, как текст, каким он предстает взору грамматиков, критиков, комментаторов, филологов (это — фено-текст). Между тем у нас есть и другое тело — тело как источник наслаждения, образованное

473

исключительно эротическими функциями и не имеющее никакого отношения к нашему физиологическому телу: оно есть продукт иного способа членения и иного типа номинации; то же и текст: это всего лишь пространство, где свободно вспыхивают языковые огни (те самые жи­вые огни, мерцающие зарницы, то тут, то там взметы­вающиеся всполохи, рассеянные по тексту, словно се­мена, и успешно заменяющие нам «semina aeternitatis»*, «zopyra» **, общие понятия, основополагающие прин­ципы древней философии). Текст обладает человеческим обликом; быть может, это образ, анаграмма человечес­кого тела? Несомненно. Но речь идет именно о нашем эротическом теле. Удовольствие от текста несводимо к его грамматическому (фено-текстовому) функциониро­ванию, подобно тому как телесное удовольствие несво­димо к физиологическим отправлениям организма.

Удовольствие от текста — это тот момент, когда мое тело начинает следовать своим собственным мыслям; ведь у моего тела отнюдь не те же самые мысли, что и у меня.
*
Как получить удовольствие от рассказа о чужих удо­вольствиях (что за скука — слушать пересказы чьих-то снов, повествования о чьих-то увеселениях)? Как полу­чить удовольствие от чтения критики? Есть лишь одно средство: коль скоро я являюсь читателем другого чи­тателя, мне необходимо сменить позицию: вместо того, чтобы быть конфидентом удовольствия, полученного кри­тиком (что навсегда лишает меня возможности наслаж­даться самому), я могу сделаться его соглядатаем; тайком подглядывая за удовольствием другого, я тем самым вступаю в область перверсии, ибо критический комментарий сам превращается для меня в текст, в ли­тературную фикцию, в гофрированную поверхность. Та­ким образом, перверсии писателя (учтем, что удоволь­ствие получаемое им от письма, лишено какой бы то ни

* Семена вечности (лат.). — Прим. перев.

** Жар, таящийся в пепле, из которого можно снова раздуть огонь (греч.). — Прим. перев.

474

было функции) сопутствует удвоенная, утроенная пер­версия критика и его читателя — и так до бесконечности.


Текст об удовольствии может быть только кратким (в подобных случаях принято восклицать: как, и это все? пожалуй, коротковато) ; ведь именно потому, что удовольствие способно заявить о себе лишь косвенно, в форме требования (я имею право на удовольствие), мы и лишены возможности вырваться за пределы уре­занной, двучленной диалектики, где на одном полюсе располагается doxa 'мнение', а на другом — paradoxa, его опровержение. Итак, есть удовольствие и есть за­прет на удовольствие; не хватает лишь третьего члена, отличного от первых двух. Между тем его появление все время откладывается; причем, до тех пор, пока мы станем держаться за само слово «удовольствие», лю­бой текст об удовольствии неизбежно окажется отсро­ченным; он станет лишь введением в текст, который никогда не будет написан. По самой своей сути такое введение не способно ввести чего бы то ни было; оно может лишь до бесконечности повторяться, подобно тем произведениям современного искусства, необходимость в которых отпадает после первого же знакомства с ними (ибо увидеть их один раз — значит тут же понять всю разрушительность преследуемых ими целей: в них нет и намека на возможность длительного созерцания или сладостного вкушения).

savelev-a-n-kak-ubivali-sssr-kto-stal-milliarderom-rokovie-90-e-razrushenie-sovetskogo-soyuza-rozhdenie-oligarhii-seriya-sverhderzhava-m-knizhnij-mir-2012-352-str-stranica-15.html
savelev-i-v-kurs-obshej-fiziki-tom-m-nauka-1996-glava-3-21222324-trofimova-t-i-kurs-fiziki.html
saveleva-galina-semenovna-uchitel.html
saveleva-m-yu-lekcii-po-mifologii-kulturi-k-vidavec-parapan-2003-272-s-s-mifcultura-03-z-nscan-03-465000-95-str-4-03-2006-s-vverhu-stranica-4.html
savenko-eresi-ocherki-naturalnoj-filosofii-eduard-limonov.html
savenko-stati-v-zhurnale-om-stranica-4.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-22-ahtung-ahtung-v-vozduhe-tigryonok-poluraspad-aleksandr-zorich.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-4-gidro-edaficheskie-faktori-sredi-kratkij-kurs-lekcij-krasnodar-2009-udk-591-5-595-7078-bbk-28-681.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sociokulturnie-stereotipi-i-sposobi-ih-preodoleniya-v-processe-obucheniya-inostrannomu-anglijskomu-yaziku-studentov-fakultetov-mezhdunarodnih-otnoshenij-annotaciya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-2-osnovi-teorii-iskusstvennogo-intellekta-zadachi-iskusstvennogo-intellekta-7-test-po-teme-istoriya-razvitiya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/proizvodstvo-metallov-i-ih-splavov.html
  • college.bystrickaya.ru/-ot-kachestva-i-sostava-fizicheskih-uprazhnenij-podelitsya-svoim-podhodom-k-podgotovke-sportsmenov-pri-rabote.html
  • urok.bystrickaya.ru/press-sekretar-irina-anatolevna-nacharova-571-05-89-presskkultgovspbru.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-stranica-8.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovremennie-problemi-medicinskoj-himii-napravlennij-poisk-novih-lekarstvennih-sredstv-informacionnoe-pismo-2.html
  • write.bystrickaya.ru/gazeta-avtor-ne-ukazan-24092008-181-str-6-pervij-kanal-novosti-23-09-2008-borisov-dmitrij-18-00-9.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/12-mesyacev-kotorie-potryasli-mir-mobilnih-pk.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soglasovano-stranica-11.html
  • composition.bystrickaya.ru/petrovskij-na-l-p-rifel-gosudarstvennij-arhiv-vostochno-kazahstanskoj-oblasti-i-ego-filiali-putevoditel-po.html
  • lesson.bystrickaya.ru/otkorm-svinej-v-kolhoze-ural-ilekskogo-rajona-chast-4.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-referatov-po-discipline-tehnologiya-proektirovaniya-informacionnih-sistem.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/materialnie-usloviya-organizacii-obrazovatelnogo-processa.html
  • desk.bystrickaya.ru/ocenka-zayavok-na-uchastie-v-zaprose-predlozhenij-instrukciya-po-uchastiyu-v-otkritom-zaprose-predlozhenij-5-obshij-poryadok.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-po-predmetuprirodopolzovanie-na-temu-atomnaya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhmis-trler-orindalu-merzm-zhauaptilar.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tema-11-fizicheskaya-kultura-v-proizvodstvennoj-kurs-lekcij-moskva-rossijskij-universitet-druzhbi-narodov-2008.html
  • tests.bystrickaya.ru/konflikti-v-pedagogicheskom-kollektive.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-tretya-issledovanie-rubezhej-chelovecheskogo-soznaniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/skvoznie-motivi-v-rasskazah-daniila-harmsa.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/hot-ubej-sleda-ne-vidno-stranica-14.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-1-marketing-tovarov-i-uslug-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ds-r-10-planirovanie-marketingovoj.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nacionalnij-doklad-o-kadastre-stranica-5.html
  • assessments.bystrickaya.ru/biatlon-mozhet-lishitsya-akkreditacii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravoslavie-i-tvorchestvo.html
  • control.bystrickaya.ru/ekzogenno-organicheskoe-zabolevanie-golovnogo-mozga-slozhnogo-geneza-sosudistij-intoksikacionnij-psihoorganicheskij-sindrom-i-stadii-asteno-depressivnij-sindrom.html
  • bukva.bystrickaya.ru/optroni-i-ih-primenenie.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-effekt.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mif-ob-inorodcah-rastlitelyah-nezavisimaya-gazeta-pain-emil-17012006-6-str-11.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornoj-raboti-4-po-kursu-cifrovaya-obrabotka-signalov-tomsk-2010.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skvoz-veka-vzaimnogo-izumleniya-kulturnij-dialog-rossiya-i-italiya-rek-bibliogr-ukaz-centralnaya-gorodskaya-biblioteka-informacionno-bibliograficheskij-stranica-5.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zdanovich-d-g-sintashtinskoe-obshestvo-socialnie-osnovi-kvazigorodskoj-kulturi-yuzhnogo-zauralya-epohi-srednej-bronzi-chelyabinsk-1997-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.