.RU

Рыбальченко Е. Н., зав информационно-библиографическим отделом формирование информационной компетентности пользователей библиотеки уипа


Рыбальченко Е.Н., зав. информационно-библиографическим отделом

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ УИПА


Вызов, с которым в настоящее время сталкивается человек, состоит в том, что мир стремительно меняется и знания столь же стремительно устаревают. Следствием таких изменений является необходимость специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе, формирования особых знаний и умений по работе с информацией, позволяющих обучаться всю жизнь. Можно много знать, но не уметь учиться. Общеизвестный афоризм Сократа «я знаю, что ничего не знаю» заставляет нас восхищаться, но он не может заставить нас отказаться от «наращивания» количества знаний в пользу интеграции и систематизации информации, которые лежат в основе способности учиться самостоятельно.

В вузовских библиотеках накоплен богатый опыт работы по информационному образованию и просвещению, обеспечивающих самостоятельный поиск информации. Он связан с рядом направлений деятельности, которые именуются по-разному: формирование библиотечно-библиографических знаний, библиотечно-библиографической грамотности, культуры чтения, библиотечно-библиографической культуры, информационной грамотности, компьютерной грамотности. В последние годы все эти привычные ранее понятия существенно потеснил термин «информационная культура личности», которая характеризуется способностью человека самостоятельно увеличивать недостающие знания. Применение, совершенствование новых знаний и умений посредством использования информационно-комуникационных технологий – важный и ведущий показатель информационной компетентности специалиста.

Впервые понятия «компетенция» и «ключевые компетенции» стали использоваться в США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века, что было связано с проблемой определения качеств будущего сотрудника, которые должны влиять на успешность его профессиональной деятельности в организации. Эти качества и стали называть компетенциями.

Информационная компетентность определяется как степень овладения знаниями и умениями в области использования различных источников информации. Она предполагает достаточно развитый уровень информационной культуры.

Стремительное развитие информационных технологий всех уровней, включая библиотечные, обуславливает необходимость иметь представление о современной системе информационных потоков, их наполнении, способах и возможностях поиска и получения необходимой информации. Информация становится глобальным ресурсом, которым в полной мере владеют лишь специалисты, которые, постоянно наращивая свои знания, свободно используют информационные ресурсы.

Современные информационные технологии – это динамично развивающая область знаний, и их нельзя изучить раз и навсегда, а значит, информационная компетентность требует постоянного развития и повышения.

На этапе вузовского обучения, умения работы с информацией приобретают особое значение, так как сегодня приходится перерабатывать большой объем информации.

Эффективность формирования информационной культуры в значительной степени зависит от уровня информационной образовательной среды, в основе которой лежат новые информационные и коммуникационные технологии. Информационная среда вуза создается профессиональной деятельностью преподавателя, с одной стороны:

- проведение научно-исследовательских работ;

- практика применения основ компьютерной грамотности;

- передача знаний и умений при изучении дисциплин;

- использование информационных ресурсов в профессиональной деятельности;

и использованием библиотекой новых информационных технологий, с другой стороны:

- внедрение новых информационных технологий;

- партнерство библиотеки и кафедр по созданию информационной среды;

- формирование информационной культуры;

- повышение информационной компетентности.

Поэтому очень важно осознание значимости информационных знаний, умений эффективного поиска и обработки информации не только студентами, но и преподавателями. Очевидно, что в этих условиях профессиональная компетенция любого педагога напрямую зависит от того, насколько он способен своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию в учебном процессе.

Благодаря четкому отслеживанию потока информации по специальности, ее анализу и формированию для передачи студентам в процессе обучения, освоению новых информационных технологий, педагог способен соответствовать уровню необходимой ему информационной компетентности.

В свою очередь, информационная компетентность студента обеспечивает ему способность грамотно ориентироваться в условиях постоянного многократного прироста информации и применять ее для решения возникающих задач и непрерывного самообразования.

Формирование информационной культуры в библиотеке УИПА - специально организованный, целенаправленный процесс, предполагающий проведение обучения различных категорий пользователей специальным информационным знаниям и умениям искать, обрабатывать и творчески использовать найденную информацию. Причем, знания, полученные в библиотеке, пользователи применяют во всей своей деятельности: учебной, научно-исследовательской или же профессиональной.

Повышение информационной компетентности своих пользователей библиотека УИПА видит в организации дифференцированной многоуровневой системы обучения, которая предполагает:

В обучении используется информационно-обучающая среда, включающая как традиционные, так и электронные поисковые системы. Эффективность занятий и мероприятий достигается путем использования технических средств подачи материала: с учетом дифференциации слушателей разработаны слайд-лекции и тестовые задания в автоматизированном режиме. Основные задачи занятий - знакомство:

- со структурой информационных ресурсов;

- с основными процессами информационной деятельности;

- с библиотекой как информационной системой;

- со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

- с электронными ресурсами библиотеки (сайт библиотеки, электронный каталог, полнотекстовые и реферативные базы данных на дисках (БД ВИНИТИ) и в локальной сети (издания кафедр, сетевой вариант правовой БД ЛИГА-Элит);

- отработка навыков информационного самообслуживания в библиотеке;

- отработка навыков оформления полученных сведений.

Занятия формируют навыки активного использования библиотечно-библиографических информационных ресурсов библиотеки УИПА. Способствует этому специально подготовленная слайд-лекция, в которой используется большое количество наглядного материала. Монотонность изложения материала преодолевается посредством частой смены видеоряда, разнообразием эффектов (приемов) активизации внимания и интереса, что значительно облегчает восприятие.

Слайд-лекция включает изучение следующих тем:

- общие сведения по научной информации;

- библиотека как информационно-поисковая система;

- новые информационные технологии в библиотеке.

Данное направление работы библиотеки обеспечивает пользователям компетентное владение информацией, а студентам дает необходимую подготовку для грамотного использования существующих информационных продуктов и услуг в самостоятельной работе.

Помимо проведения занятий для студентов обучение потребителей информации ведется различными способами. Это консультирование у каталогов и в информационно-библиографическом отделе; подготовка для студентов памяток и инструкций. Для эффективного использования Интернет-ресурсов компьютерные рабочие места читального зала обеспечены папками с веблиографией; в «Избранное» компьютерного рабочего стола выносятся ярлыки наиболее востребованных сайтов.

Одним из средств обучения основам информационной культуры является сайт библиотеки УИПА. Он содержит не только полезную информацию по всем аспектам деятельности библиотеки, но и является еще одним из вариантов информационной поддержки самостоятельной работы студента и повышения информационной компетентности преподавателя. Кроме того, согласно философии интегрированного информационного пространства, библиотека с помощью сайта в виртуальном пространстве приобретает новых пользователей. Получив удобную услугу на библиотечном сервере, пользователь вернется к нему неоднократно.

Элементы формирования информационной культуры и повышения информационной компетентности реализуются через библиографические, полнотекстовые и информационные ресурсы web-сайта.

Ресурсы, раскрывающие деятельность библиотеки, дающие сведения о составе фонда и структуре библиотеки, правилах пользования, услугах, новостях и мероприятиях, проводимых библиотекой, размещены в верхней поисковой строке сайта.

Полнотекстовые ресурсы библиотека и приобретает и создает самостоятельно. Приобретенные библиотекой полнотекстовые ресурсы, представленные в виде БД РЖ ВИНИТИ и БД «ЛИГА-ЭЛИТ», инсталированы на кафедрах и в подразделениях академии. Сетевой вариант законодательной БД«ЛИГА-ЭЛИТ» предполагает 4 одновременно работающих места.

Собственные полнотекстовые ресурсы на сайте библиотеки размещены в разделе «Електронні бази даних». Это, в первую очередь, издания кафедр: конспекты лекций, учебные пособия, учебно-методические издания , которые используются в учебном процессе при изучении соответствующих дисциплин, выполнении практических, лабораторних, курсових и дипломних работ. Инновационым образовательным и научным процессам академии в условиях перехода на принципы Болонской декларации содействуют полные тексты базы данных «Болонська декларація: перспективи розвитку вищої школи України». Они сгруппированы по разделам «Нормативно-правові документи», «Матеріали конференцій, семінарів, нарад», «Статті з періодичних і продовжуваних видань», «Навчальні посібники».

К категории наиболее востребованных ресурсов мы относим библиографические ресурсы. Это – библиографические БД, которые представлены на сайте библиотеки в электронном каталоге. Возможен стандартный, расширенный, профессиональный вид поиска и поиск по рубрикатору кафедр-дисциплин. Осуществляеся поиск по всем библиографическим ресурсам (книги, статьи). Здесь же размещается информация о новых поступлениях, которая ранжируется по автору, виду издания, дате поступления и т.д. Семь аналитических баз данных электронного каталога обеспечивают эффективный и оперативный поиск новейшей информации о публикациях преподавателей академии, вопросам педагогики, экономики, законодательству Украины, социально-политическим наукам, вопросам безопасности жизнедеятельности.

К другому уровню библиографических ресурсов, которые представлены на веб-сайте библиотеки, относятся библиографические списки и указатели. В разделе «Видання бібліотеки» выставлены библиографические и биобиблиографические указатели, в разделе «На допомогу студенту і викладачу» - «Література з методики написання курсових, дипломних і дисертаційних робіт» та «Фахові видання в бібліотеці». в «Новинах інформаційних» - ежеквартальные списки статей «Проблеми освіти» из периодических и продолжающихся изданий и «Алфавітний покажчик періодичних видань, передплачених бібліотекою».

К вторичной информации можно отнести и раздел «Корисні Інтернет-посилання», который представляет собой попытку организации упорядоченного доступа к Интернет ресурсам. Выбор подрубрик раздела обоснован спецификой вузовской библиотеки. Ссылки снабжены аннотациями.

Популярность Интернет открыла для библиотеки новое поле деятельности – виртуальный сервис, т.е. обслуживание читателя без физического контакта с ним. Мы осуществляем электронную доставку документов: производим рассылку отсканированных обложек и содержания 56 названий журналов технического профиля на 20 кафедр академии. Эта же информация доступна на сайте в разделе «Бібліотека рекомендує: переглянути періодичні видання». С 2009 года начато информационно-библиографическое обслуживание посредством «Виртуальной справки», которое дает возможность читателю получить ответ на интересующий его вопрос в режиме удаленного доступа.

К удаленному способу обслуживания адаптируется еще одна традиционная форма библиотечной деятельности. «Виртуальная выставка» не только раскрывает определенную тему, но и ориентирует пользователя в информационном мире - полезные отсылки (линки) позволяют библиотекарю перенаправить читателя на дополнительные информационные ресурсы, доступные в сети. Виртуальной выставочной работой мы стремимся охватить все направления учебного, научного и воспитательного процессов в академии. С начала нынешнего года подготовлены первые три выставки: «Сучасні освітні технології» - в помощь учебной работе, «Dissertatio – дослідження» - в помощь научной работе и «Вінок Гоголю» - наш вклад в поддержку воспитательной работы академии.

Хочется отметить, что виртуальная выставочная деятельность – это один из эффективных и действенных инструментов повышения информационной компетенции. Так, например, к выставке по диссертационным исследованиям подготовлен раздел «Де шукати наукову інформацію» с характеристикой профессиональных и научных поисковых систем, электронных архивов и репозитариев, сайтов и электронных каталогов библиотек Украины. Полезной для молодых ученых должна быть информация об оценке специальных периодических изданий и индексе цитирования.

Библиотека УИПА постоянно стремится создавать и совершенствовать основу для информационного обеспечения пользователей информации в новой электронной среде; ориентируя их в информационных ресурсах, способствует повышению и совершенствованию информационной компетентности. При этом мы становимся не только информационными консультантами, но и организаторами управления знаниями.

Формирование информационной компетентности пользователей библиотеки во многом зависит от нашей способности быть информационным лидером в обучающей среде вуза, умения сориентировать потребителя на целесообразность использования того или иного источника информации, исходя из специальности, темы исследования, личной информационной компетентности, возможностей самостоятельного поиска и анализа предоставленной информации.


Литература:

1. Каткова Г.А «Виды компетенций. Ключевые компетенции как основа успешной социализации личности» [Электронный ресурс] / Г.А. Каткова. – Режим доступа: www.apk.edusite.ru/DswMedia/vidyikompeteciydoklad.doc. – Заголовок с экрана.

2. Конюхова, Е. В. Библиотека как центр формирования информационной культуры студентов [Текст] / Е. В. Конюхова // Профессиональное образование. Столица - 2007. - N 6. - С. 28-29.

3. Николаенко Н.Н. Внедрение компьютерных технологий в работу библиотеки как средства формирования информационной культуры личности [Текст] / Н. Н. Николаенко // Проблеми інженерно-педагогічної освіти № 18-19 : збірник наук. пр./ Укр. інж. - пед. академія. - Х. : УIПА, 2007. - С. 167-173.

4. Туманова З.А. О стареющей информации и о том, как научить учиться (модель школы XXI века) [Электронный ресурс] / З. А. Туманова, С. Н. Троицкая,  А. В. Грошева  – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/210485/?numb_artic=210485; edu.of.ru/attach/17/18344.doc. – Заголовок с экрана.

resursnij-centr.html
resursnij-resursno-indeksnij-metod-opredeleniya-smetnoj-stoimosti-stroitelstva.html
resursnoe-obespechenie-i-prognoznaya-spravochnaya-ocenka-rashodov-byudzheta-goroda-moskvi-federalnogo-byudzheta-i-yuridicheskih-lic-na-realizaciyu-celej-gosudarstvennoj-programmi-goroda-moskvi-tis-rub.html
resursnoe-obespechenie-obrazovatelnogo-processa-publichnij-otchet-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
resursnoe-obespechenie-programmi-s-odaryonnimi-detmi-reglamentiruyutsya-zakonom-yaroslavskoj-oblasti-ot-12-07-2004.html
resursnoe-obespechenie-uchebnogo-processa-publichnij-otchet-za-2009-2010-uchebnij-god-mou-sosh200.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-kursu-nauchnie-osnovi-shkolnogo-kursa-matematiki-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti-010101-65-matematika-shifr-i-naimenovanie-specialnosti-cikl-i-komponent-gos-vpo.html
  • letter.bystrickaya.ru/nachalnik-otdela-kontrolya-tamozhennoj-stoimosti-tyumenskoj-tamozhni-mesto-raboti.html
  • control.bystrickaya.ru/direktor-gorodskoj-biblioteki-dom-gogolya.html
  • report.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-25-yanvarya-2007-g.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-slozhnogo-slova-oformlyaetsya-genitivno-i-sluchaev-gde-podchinennaya-chast-slozhnogo-slova-ostaetsya-neoformlennoj.html
  • abstract.bystrickaya.ru/34razvitie-seti-uchrezhdenij-zdravoohraneniya-v-rajone-vsootvetstvii-so-statej-12-zakona-rf-ot-12-dekabrya-1991.html
  • control.bystrickaya.ru/byulleten-novoj-literaturi-postupivshej-v-fond-stranica-2.html
  • student.bystrickaya.ru/12-energiya-uprugoj-volni-uchebnoe-posobie-ufa-2009-udk-531075-3-bbk-22-2ya73.html
  • report.bystrickaya.ru/iv-reformi-mejdzi-hrizantema-i-mech-rut-benedikt.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/astrologiya-etap-razvitiya-astronomii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tema-sanitarno-epidemiologicheskie-aspekti-v-proektirovanii-aktualnie-problemi-voznikayushie-pri-provedenii-gosudarstvennoj-ekspertizi.html
  • urok.bystrickaya.ru/priem-216-tehnika-dopusheniya-boevoj-ustav-lichnih-prodazh.html
  • university.bystrickaya.ru/evropejskij-sud-po-pravam-cheloveka-bivshaya-pervaya-sekciya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/57-radiograficheskij-i-ultrazvukovoj-kontrol-pravila-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatacii-parovih-i-vodogrejnih.html
  • turn.bystrickaya.ru/ohrana-pamyatnikov-prirodi-istorii-i-kulturi-muzejnoe-delo-arhivnoe-delo-byulleten-novih-postuplenij-za-avgust-2010-g.html
  • writing.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-vklyuchaet-nauchnie-i-nauchno-metodologicheskie-publikacii-sotrudnikov-rostovskogo-gosudarstvennogo-universiteta-putej-soobsheniya-v-oblasti-tribologii-s-1940-2004-g-g-stranica-10.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-21-upravlenie-proizvodstvom-funkcionirovanie-operacionnoj-sistemi.html
  • pisat.bystrickaya.ru/srednij-klass-po-moemu-mne-udalos-najti-otvet-na-interesuyushie-menya-voprosi-ieto-ne-te-trivialnie-istini.html
  • studies.bystrickaya.ru/8-dzh-dzhojs-203-sankt-peterburg-izdatelstvo-azbuka-klassika-2006-uliss-dzhejms-dzhojs.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-n-n-zubkova-institut-zoologii-akademii-nauk-moldovi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gvozd-programmi-kommersant-04102004-184p-str-2-pervij-kanal-01-10-2004-vremya-21-00-00-novosti.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/43trebovaniya-k-vidam-obespecheniya-tehnicheskoe-zadanie-na-mezhvedomstvennuyu-integrirovannuyu-avtomatizirovannuyu-informacionnuyu.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vsootvetstvii-s-rasporyazheniyami-administracii-goroda-novocheboksarska-chuvashskoj-respubliki-ot-28-05-2012-787-ot-28-05-2012-788-upravlenie-imushestvennih-i-zem.html
  • school.bystrickaya.ru/del-businessbook-k-vershinam-menedzhmenta-bejdovski-rgittins-r-izveshenie-o-razmeshenii-municipalnogo-zakaza.html
  • klass.bystrickaya.ru/46-kontrol-proverka-sostoyaniya-ohrani-truda-na-stroitelnih-obektah-i-ocenka-raboti-po-upravleniyu-ohranoj-truda-v-podrazdeleniyah-organizacii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/moskovskij-gosudarstvennij-istoriko-etnograficheskij-teatr-repertuar-na-iyun-2012-goda.html
  • lesson.bystrickaya.ru/perspektivnij-plan-izdaniya-uchebnoj-uchebno-metodicheskoj-nauchnoj-i-spravochnoj-literaturi-na-2011-god-stranica-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/ozonovij-centr-stranica-7.html
  • urok.bystrickaya.ru/priglasitelnij-bilet-i-programma-ministerstvo-zdravoohraneniya-ukraini-aziatsko-evropejskij-soyuz-ozonoterapevtov-i-proizvoditelej-medoborudovaniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svodnij-plan-meropriyatij-provodimih-v-sisteme-obrazovaniya-goroda-moskvi-na-iyun-2012-goda.html
  • college.bystrickaya.ru/106-otyagchayushie-obstoyatelstva-kotorie-mogut-povlech-uvelichenie-sroka-diskvalifikacii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-soderzhanie.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rentgenografiyu-katalizatorov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-utverzhdayu.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-zapovedniki-povishenie-kachestva-obrazovatelnih-rezultatov-v-nachalnoj-shkole-cherez-fakultativnie-zanyatiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.