.RU

Республиканская целевая программа "народный университет третьего возраста" на 2011 2013 годы


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 мая 2011 г. N 156


О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "НАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА" НА 2011 - 2013 ГОДЫ


В целях реализации распоряжения Президента Республики Башкортостан от 29 ноября 2010 года N РП-186 "О республиканской целевой программе "Народный университет третьего возраста" на 2011 год" Правительство Республики Башкортостан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Народный университет третьего возраста" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

3. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан разработать и принять аналогичные программы.

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.


Исполняющий обязанности

Премьер-министра

Правительства

Республики Башкортостан

Р.З.ХАМИТОВ


Утверждена

Постановлением Правительства

Республики Башкортостан

от 17 мая 2011 г. N 156


^ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"НАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА"

НА 2011 - 2013 ГОДЫ


Содержание


Паспорт Программы

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

2. Цели и задачи Программы

3. Срок реализации Программы

4. Объем и источники финансирования Программы

5. Система программных мероприятий

6. Механизм реализации Программы

7. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы


Паспорт Программы


Наименование Программы


Республиканская целевая программа «Народный университет третьего возраста» на 2011-2013 годы


Основание для разработки Программы

Распоряжение Президента от 29 ноября 2010 года № РП-186 «О республиканской целевой программе “Народный университет третьего возраста” на 2011 год»


Государственный заказчик Программы

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан


Основные разработчики Программы

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан; Уфимский филиал Российского государственного социального университета


Исполнитель Программы

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан


Цели и задачи Программы

Цели:

повышение уровня и качества жизни людей пожилого возраста;

создание благоприятных условий для самообразования и самосовершенствования пожилых людей;

создание условий для продолжения активного образа жизни пожилых людей, их полноценного участия в жизни общества;

обучение людей пожилого возраста новым знаниям, умениям и навыкам;

содействие улучшению здоровья и физической активности пожилых людей;

формирование и развитие среды общения для людей пожилого возраста




Задачи:

создание условий для адаптации в современном обществе людей пожилого возраста;

использование в полной мере потенциала пожилых людей, умудренных жизненным и профессиональным опытом

Важнейший целевой индикатор и показатель реализации Программы

Создание условий для продолжения активного образа жизни пожилых людей, достигших пенсионного возраста (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет), для их полноценного участия в жизни общества


Срок реализации Программы


2011-2013 годы


Объем и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Башкортостан составляет 19,6 млн. рублей, в том числе:

в 2011 году – 2,0 млн. рублей;

в 2012 году – 8,8 млн. рублей;

в 2013 году – 8,8 млн. рублей


Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

Освоение гражданами пожилого возраста новых знаний и приобретение ими новых навыков;

улучшение качества жизни пожилых людей;

развитие компьютерной грамотности пожилых людей;

развитие чувства уверенности у людей пожилого возраста;

повышение стрессоустойчивости пожилых людей;

ежегодное обучение 15 тыс. граждан пожилого возраста




1. Содержание проблемы и обоснование необходимости

ее решения программными методами


Республиканская целевая программа "Народный университет третьего возраста" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа) разработана во исполнение распоряжения Президента Республики Башкортостан от 29 ноября 2010 года N РП-186 "О республиканской целевой программе "Народный университет третьего возраста" на 2011 год".

В Республике Башкортостан уделяется особое внимание повышению качества жизни людей пожилого возраста.

Пожилые люди - социально-демографическая группа населения, численность которой постоянно растет. Основной причиной этого в европейских странах является низкая рождаемость на фоне увеличения продолжительности жизни населения. В Российской Федерации ситуация усугубляется высокой смертностью лиц трудоспособного возраста. По прогнозным оценкам, к 2012 году количество пожилых россиян ожидается до 32 млн. человек.

В Республике Башкортостан в настоящее время к старшей возрастной группе относятся около 20% всех жителей (702448 человек, из них в возрасте от 60 до 74 лет - 483521 человек, престарелых от 75 до 89 лет - 210669 человек, долгожителей от 90 и старше - 8258 человек). Лишь 12% из них относительно здоровы, у 18,7% хронические заболевания компенсированы, у 69,3% субкомпенсированы или декомпенсированы и сопровождаются серьезными нарушениями жизненно важных функций организма.

По мере старения человека изменяется не только состояние его здоровья, но и происходит определенная переориентация жизненных интересов, потребностей, меняется социальный статус в обществе, семье.

Одной из характерных особенностей периодов пожилого и старческого возрастов является социально-психологическая дезадаптация. Именно изменение социального статуса пожилого человека (выход на пенсию, потеря близких родственников и друзей, трудности, связанные с самообслуживанием, ухудшение материального положения) разрушает привычные жизненные стереотипы, требует мобилизации собственных физических и психических резервов, которые в этом возрасте значительно снижены, - все это сильно воздействует на психику пожилого человека. Неспособность самостоятельно справляться с повседневными заботами приводит к зависимости от других людей, что вызывает у многих пожилых людей чувства неполноценности, бессилия, нежелания дальнейшего существования.

Государство оказывает всестороннюю помощь пожилым людям в виде предоставления различных мер социальной поддержки, создания развитой системы социальных служб, предоставляющих многообразные услуги.

В Республике Башкортостан социальное обслуживание граждан пожилого возраста осуществляют:

62 комплексных центра социального обслуживания;

21 стационарное учреждение для граждан пожилого возраста и инвалидов;

Республиканский комплексный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства.

В Республике Башкортостан социальное обслуживание граждан пожилого возраста как государственная услуга представлена 4 видами услуг:

социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных и полустационарных условиях;

социальное (включая социально-медицинское) обслуживание населения на дому;

социальное обслуживание граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

социальное обслуживание лиц без определенного места жительства.

Начиная с 2009 года основная деятельность государственных и государственных автономных учреждений социального обслуживания населения осуществляется в рамках выполнения государственного задания на оказание государственных услуг, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

В 2010 году в рамках такого задания оказано государственных услуг 102697 гражданам. Еще 133411 граждан обслужено муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Государственное задание на оказание государственных услуг содержит требования не только к их объемам, но и к качеству. Оценка выполнения государственного задания осуществляется посредством опроса обслуженных граждан и определением степени их удовлетворенности качеством полученных государственных услуг.

По итогам 2010 года из числа более 8 тысяч опрошенных граждан полностью удовлетворены качеством государственных услуг в сфере социального обслуживания остались 98% граждан.

Основной категорией населения, пользующейся услугами учреждений социального обслуживания, традиционно являются граждане пожилого возраста и инвалиды, их доля от общего числа обслуженных граждан составляет около 66%. Наиболее востребованным на протяжении многих лет остается социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание.

В 2010 году продолжалась работа по развитию данной формы социального обслуживания, при этом оптимизировалась деятельность соответствующих учреждений, изыскивались их внутренние ресурсы.

Проведенные мероприятия позволили увеличить охват социальным обслуживанием на дому до 30611 человек (в 2009 году - 29588 человек).

К сожалению, не все меры социальной поддержки могут полностью компенсировать старшему поколению материальные и моральные потери. В этой связи важное значение имеют моральная поддержка людей пожилого возраста, их вовлечение в активную жизнь общества. Пожилым людям крайне необходимо общение, ощущение своей полезности и причастности.

Предназначение Программы - поддержать людей старшего возраста, дать им возможность приобрести знания для лучшей ориентации в сложных социально-экономических реалиях современного российского общества.

Главной целью Программы является повышение качества жизни пожилых людей за счет организации соответствующей системы образования, создания условий для адаптации пожилых граждан в современном обществе и обеспечения связи поколений.

Программные мероприятия систематизированы по следующим направлениям: "Обучение основам компьютерной грамотности", "Обучение английскому языку", "Овладение основами семейной психологии", "Обучение основам и методологии личной гигиены и лечебной физкультуры".

Подобное обучение уже осуществляется за счет внебюджетных средств в городах Туймазы и Салавате, в Советском районе г. Уфы. Опыт показывает, что люди пенсионного возраста заинтересованы в получении новых знаний, в освоении современных технологий, приемов, методик.

Важнейший целевой индикатор и показатель реализации Программы - это создание условий для продолжения активного образа жизни пожилых людей, достигших пенсионного возраста (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет), для их полноценного участия в жизни общества.


2. Цели и задачи Программы


Основные цели Программы:

повышение уровня и качества жизни людей пожилого возраста;

создание благоприятных условий для самообразования и самосовершенствования пожилых людей;

создание условий для продолжения активного образа жизни пожилых людей, их полноценного участия в жизни общества;

обучение людей пожилого возраста новым знаниям, умениям и навыкам;

содействие улучшению здоровья и физической активности пожилых людей;

формирование и развитие среды общения для людей пожилого возраста.

Реализация указанных целей предусматривает решение следующих задач:

создание условий для адаптации в современном обществе людей пожилого возраста;

использование в полной мере потенциала пожилых людей, умудренных жизненным и профессиональным опытом.


3. Срок реализации Программы


Срок реализации Программы - 2011 - 2013 годы.


4. Объем и источники финансирования Программы


Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Башкортостан составляет 19,6 млн. рублей.


5. Система программных мероприятий


Система мероприятий Программы включает в себя базовые и дополнительные мероприятия по обучению пожилых людей.

Учебные дисциплины выбраны с учетом пожеланий граждан пожилого возраста, которые были высказаны в ходе опроса, проведенного в районах и городах Республики Башкортостан.

При принятии администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан аналогичных программ или выделении средств на организацию дополнительного обучения граждан пожилого возраста в рамках Программы система ее базовых и дополнительных мероприятий может быть дополнена другими направлениями, расширена по количеству часов и тематике обучения.


Система программных мероприятий


N
п/п

Наименование
мероприятия

Исполнитель

Срок
испол-
нения
(годы)

Источник
финансирова-
ния

Объем финансирования
(млн. рублей)

Ожидаемые
результаты
реализации
Программы

всего

в том числе по
годам

2011

2012

2013

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Обучение основам
компьютерной
грамотности, в том
числе

организации,
осуществляющие
образовательную
деятельность

2011 -
2013

бюджет
Республики
Башкортостан

4,9

0,5

2,2

2,2

освоение новых
знаний и
приобретение
навыков;
развитие
компьютерной
грамотности;
развитие чувства
уверенности

1.1

Тематика и вид
базовых мероприятий






















-"-

1.1.1

Общие сведения о
персональном
компьютере;
устройства ввода и
вывода информации;
основные устройства
компьютера;
программное
обеспечение
персонального
компьютера.
Общее знакомство с
ОС Windows: понятия
"Окно", "Рабочий
стол" (лекция,
практическое
занятие)






















-"-
освоение новых
знаний и
приобретение
навыков;
развитие
компьютерной
грамотности;
развитие чувства
уверенности

1.1.2

MS Word:
редактирование
текста
(практическое
занятие)






















-"-

1.1.3

Сеть Internet:
система понятий,
браузеры, работа в
программе Internet
Explorer. Овладение
поисковыми
системами
(практическое
занятие)






















-"-

1.1.4

Работа с почтой в
сети Internet:
создание почтового
ящика (практическое
занятие)






















освоение новых
знаний и
приобретение
навыков;
развитие
компьютерной
грамотности;
развитие чувства
уверенности

1.1.5

Расширенный поиск
информации в сети
Internet.
Электронные деньги.
Регистрация в
социальных сетях
(практическое
занятие)






















-"-

1.2

Тематика и вид
дополнительных
мероприятий






















-"-

1.2.1

Программа "Мой
компьютер", панели
задач и управления.
Настройка
интерфейса
пользователя. Меню
панели задач
(завершение работы,
работа с
программами,
создание и поиск
документов)
(практическое
занятие)






















-"-
освоение новых
знаний и
приобретение
навыков;
развитие
компьютерной
грамотности;
развитие чувства
уверенности

1.2.2

Работа с файлами и
папками: создание и
удаление файлов и
папок. Понятие
"Ярлык": работа с
ярлыками
(практическое
занятие)






















-"-

1.2.3

Программы для
работы с файлами и
папками:
"Проводник", "Total
Commander"
(практическое
занятие)






















-"-

1.2.4

Установка и
удаление
программных
продуктов на
персональном
компьютере
(практическое
занятие)






















освоение новых
знаний и
приобретение
навыков;
развитие
компьютерной
грамотности;
развитие чувства
уверенности

1.2.5

MS Word: знакомство
с интерфейсом
программы и его
настройка,
сохранение
документов,
обработка текстовой
информации
(практическое
занятие)






















-"-

1.2.6

MS Word: панель
форматирования
(практическое
занятие)






















-"-

1.2.7

MS Word: панель
рисования
(практическое
занятие)






















освоение новых
знаний и
приобретение
навыков;
развитие
компьютерной
грамотности;
развитие чувства
уверенности

1.2.8

MS Word: панель
"Таблицы и границы"
(практическое
занятие)






















-"-

2.

Овладение курсом
продвинутого
пользователя
персонального
компьютера, в том
числе






















-"-

2.1

Тематика и вид
базовых мероприятий






















-"-

2.1.1

Программные
продукты.
Компьютерные
вирусы.
Антивирусные
программы и защита
информации.
Рекламные баннеры и
борьба с ними
(лекция)






















освоение новых
знаний и
приобретение
навыков;
развитие
компьютерной
грамотности;
развитие чувства
уверенности

2.1.2

Установка и
настройка
программных
продуктов на
персональном
компьютере.
Антивирусные
программы Dr. Web,
Avast: их установка
и настройка
(практическое
занятие)






















-"-

2.1.3

Программы
архивации. Создание
и распаковка
архивов
(практическое
занятие)






















-"-
освоение новых
знаний и
приобретение
навыков;
развитие
компьютерной
грамотности;
развитие чувства
уверенности

2.1.4

Основы программы
PhotoShop CS3:
изучение растровой
программы, работа с
примерами
(практическое
занятие)






















-"-

2.1.5

Работа с цифровыми
устройствами, в том
числе с фото- и
видеокамерами,
связь персонального
компьютера с ними
(практическое
занятие)






















-"-

2.1.6

Общение через
систему "Скайп"
(практическое
занятие)






















освоение новых
знаний и
приобретение
навыков;
развитие
компьютерной
грамотности;
развитие чувства
уверенности

2.2

Тематика и вид
дополнительных
мероприятий






















-"-

2.2.1

Ms Word: сложное
форматирование
документов,
создание web-
страниц
(практическое
занятие)






















-"-

2.2.2

Ms Excel: ссылки,
функции, построение
графиков и
диаграмм. Работа с
ячейками. Понятие
электронных таблиц
(практическое
занятие)






















освоение новых
знаний и
приобретение
навыков;
развитие
компьютерной
грамотности;
развитие чувства
уверенности

2.2.3

Ms Excel:
построение диаграмм
и графиков,
форматирование
ячеек (практическое
занятие)






















-"-

2.2.4

Ms Power Point:
создание
презентаций
(практическое
занятие)






















-"-

2.2.5

Векторная и
растровая графика
(лекция)






















-"-

2.2.6

Corel Draw: основы
программы. Создание
плаката
(практическое
занятие)






















-"-
освоение новых
знаний и
приобретение
навыков;
развитие
компьютерной
грамотности;
развитие чувства
уверенности

2.2.7

Беспроводные сети:
WiFi, WiMax.
Передача информации
по сети,
(практическое
занятие)






















-"-

3.

Обучение
английскому языку,
в том числе

организации,
осуществляющие
образовательную
деятельность

2011 -
2013

бюджет
Республики
Башкортостан

4,9

0,5

2,2

2,2

освоение новых
знаний и
приобретение
навыков;
развитие чувства
уверенности;
повышение
стрессоустой-
чивости личности

3.1

Тематика базовых
мероприятий






















освоение новых
знаний и
приобретение
навыков;
развитие чувства
уверенности;
повышение
стрессоустой-
чивости личности

3.1.1

Устная и письменная
формы языка






















-"-

3.1.2

Правила
произношения
гласных и согласных
звуков






















-"-

3.1.3

Системы смысловых и
формальных глаголов






















-"-

3.1.4

Перевод текстов при
помощи словарей, в
том числе
электронных






















освоение новых
знаний и
приобретение
навыков;
развитие чувства
уверенности;
повышение
стрессоустой-
чивости личности

3.2

Тематика
дополнительных
мероприятий






















-"-

3.2.1

Речевая
деятельность
(говорение и
аудирование, письмо
и чтение) на тему
"Добро пожаловать в
Британию!"






















-"-

3.2.2

Речевая
деятельность
(говорение и
аудирование, письмо
и чтение) на тему
"Королевская семья"






















-"-
освоение новых
знаний и
приобретение
навыков;
развитие чувства
уверенности;
повышение
стрессоустой-
чивости личности

3.2.3

Речевая
деятельность
(говорение и
аудирование, письмо
и чтение) на тему
"Конституция США"






















-"-

3.2.4

Речевая
деятельность
(говорение и
аудирование, письмо
и чтение) на тему
"Государственная
система
Великобритании"






















-"-

3.2.5

Речевая
деятельность
(говорение и
аудирование, письмо
и чтение) на тему
"Государственная
система США"






















освоение новых
знаний и
приобретение
навыков;
развитие чувства
уверенности;
повышение
стрессоустой-
чивости личности

4

Овладение основами
семейной психологии

организации,
осуществляющие
образовательную
деятельность

2011 -
2013

бюджет
Республики
Башкортостан

4,9

0,5

2,2

2,2

освоение новых
знаний и
приобретение
навыков;
развитие чувства
уверенности;
повышение
стрессоустой-
чивости личности

4.1

Предмет и задачи
психологической
науки






















-"-

4.2

Понятия и
содержание
психологии
семейного общения






















освоение новых
знаний и
приобретение
навыков;
развитие чувства
уверенности;
повышение
стрессоустой-
чивости личности

4.3

Психология делового
общения






















-"-

4.4

Индивидуально-
психологические
свойства личности;
психологический
портрет индивидуума






















-"-

4.5

Познавательная
деятельность
личности






















-"-

4.6

Эмоционально-
волевая сфера
личности






















-"-

4.7

Психологические
аспекты общения
личности






















освоение новых
знаний и
приобретение
навыков;
развитие чувства
уверенности;
повышение
стрессоустой-
чивости личности

4.8

Общение
(коммуникативная
деятельность) как
фактор социализации
личности






















-"-

4.9

Типология
конфликтов и пути
выхода из
конфликтных
ситуаций






















-"-

4.10

Тренинги по
самопознанию






















-"-

4.11

Психологические
кризисы и пути их
преодоления






















освоение
новых знаний и
приобретение
навыков;
развитие чувства
уверенности;
повышение
стрессоустой-
чивости личности

4.12

Психологические
аспекты поддержания
здоровья






















-"-

4.13

Внутренняя гармония
и психическое
здоровье личности






















-"-

5

Обучение основам и
методологии личной
гигиены и лечебной
физкультуры, в том
числе

организации,
осуществляющие
образовательную
деятельность

2011 -
2013

бюджет
Республики
Башкортостан

4,9

0,5

2,2

2,2

улучшение
физического
состояния;
повышение
стрессоустой-
чивости личности

5.1

Тематика базовых
мероприятий






















улучшение
физического
состояния;
повышение
стрессоустой-
чивости личности

5.1.1

Общеразвивающие
упражнения с
использованием
гимнастического
снаряжения






















-"-

5.1.2

Гимнастические
упражнения,
выполняемые в парах






















-"-

5.1.3

Комплекс упражнений
на растяжку






















-"-

5.1.4

Комплекс упражнений
дыхательной
гимнастики






















-"-

5.1.5

Подвижные игры

























5.1.6

Занятия в
тренажерном зале






















улучшение
физического
состояния;
повышение
стрессоустой-
чивости личности

5.1.7

Оздоравливающие
танцы






















-"-

5.2

Тематика
дополнительных
мероприятий






















-"-

5.2.1

Ходьба на лыжах






















-"-

5.2.2

Езда на велосипеде






















-"-

5.2.3

Плавание






















-"-



--------------------------------

Подлежит ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Башкортостан.


6. Механизм реализации Программы


Государственный заказчик и исполнитель Программы - Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан осуществляет реализацию Программы и контроль за ее выполнением, ведет мониторинг результатов реализации Программы и представляет соответствующие отчеты в Правительство Республики Башкортостан.

Средства, предусмотренные на реализацию Программы, распределяются Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан между его территориальными органами: управлениями труда и социальной защиты населения (далее - Управления) и отделами управлений - пропорционально численности пожилых людей, достигших пенсионного возраста (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет), проживающих на соответствующих территориях.

Управления и их отделы на соответствующих территориях:

осуществляют прием заявлений от граждан пожилого возраста, желающих пройти обучение, по дисциплинам, предусмотренным системой мероприятий Программы;

формируют учебные группы с учетом поданных заявлений;

определяют исполнителей программных мероприятий;

ведут учет граждан, прошедших обучение, и представляют сведения в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

Управления заключают договоры на выполнение базовых программных мероприятий по обучению людей пожилого возраста, проживающих на соответствующих территориях, с организациями, осуществляющими образовательную деятельность.


7. Оценка социально-экономической эффективности

реализации Программы


Реализация Программы позволит пожилым людям улучшить качество жизни, адаптироваться к современным условиям жизни, обрести уверенность в своих силах и реализовать себя.

Оценка улучшения качества жизни пожилых людей определяется охватом граждан пожилого возраста всеми видами обучения в рамках Программы на 1000 человек пожилого возраста. Соотношение показателей приведены в таблице.


Годы

Охват граждан пожилого возраста всеми видами обучения в рамках
Программы на 1000 человек пожилого возраста

2011

19

2012

38

2013

57

specialnost-080504-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravleniespecializaciya-informacionno-analiticheskie-tehnologii-v-gosudarstvennom-upravlenii.html
specialnost-09010565-kompleksnoe-obespechenie-informacionnoj-bezopasnosti-avtomatizirovannih-sistem.html
specialnost-110401-zootehniya-obshij-konkurs-abiturienti-rekomendovannie-k-zachisleniyu-na-byudzhetnie-mesta-pp.html
specialnost-13030265-poiski-i-razvedka-podzemnih-vod-i-inzhenerno-geologicheskie-iziskaniya.html
specialnost-130405-obogashenie-poleznih-iskopaemih-specialnost-280302-kompleksnoe-ispolzovanie-i-ohrana-vodnih-resursov.html
specialnost-14060865-elektrooborudovanie-i-avtomatika-sudov-prikazivayu.html
  • thesis.bystrickaya.ru/profilnaya-napravlennost-teoriya-perevoda-i-mezhkulturnayamezhyazikovaya-kommunikaciya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izuchenie-aspektov-vliyaniya-interneta-na-polzovatelej-vklyuchaet-v-sebya-i-issledovanie-polovih-razlichij-kotorie-proyavlyayutsya-pri-internet-zavisimosti-i-internet-obshenii.html
  • college.bystrickaya.ru/25-naselenie-literatura-i-nauka.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-voprosu-o-sootnoshenii-ponyatij-itarnij-nauchnij-fond-trudi-vserossijskogo-filosofskogo-seminara-molodih-uchenih.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aleksandr-isaakovich-ostrovskij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/istoricheskij-opit-privlecheniya-inostrannogo-kapitala-chast-6.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-hozyajstvennoj-deyatelnosti-chast-3.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnoe-uprazhnenie-literatura-208.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-en-v-12-osnovi-matematicheskogo-modelirovaniya-dlya-specialnosti-130501-proektirovanie-sooruzhenie-i-ekspluataciya-gazonefteprovodov-i-gazoneftehranilish.html
  • school.bystrickaya.ru/m-i-panasyuk-2008-g.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-fizika-i-biofizika-dlya-specialnosti-060108-farmaciya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-respubliki-belarus-ob-oruzhii.html
  • studies.bystrickaya.ru/dve-formuli-brehta-igra-v-associacii-15-zritelnij-i-zvukovoj-ryad-23.html
  • school.bystrickaya.ru/informacionno-metodicheskoe-posobie-po-provedeniyu-akcii-marsh-parkov-stranica-2.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sleduyushaya-faza-perevod-s-bobrova-i-m-bogoslovskoj-poln-sobr-pes-v-6-i-t-t-4.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vvedenie-140004-rossiya-moskovskaya-oblast-g-lyuberci-pos-vugi-informaciya-soderzhashayasya-v-nastoyashem-ezhekvartalnom.html
  • essay.bystrickaya.ru/diastaz-l-i-vasilenko-kratkij-religiozno-filosofskij-slovar.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-specialnost-050706-65-pedagogika-i-psihologiya.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-fotokonkurse-skazka-iz-brusnikino-obshie-polozheniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shmakova-k-v-deviantnoe-povedenie-podrostkov-fgou-vpo-volgogradskaya-akademiya-gosudarstvennoj-sluzhbi-nauchnij-rukovoditel-k-psihol-n-v-v-krutova.html
  • literatura.bystrickaya.ru/socialnaya-stratifikaciya-lekciya-voprosi-razvitie-idej-stratifikacii-socialnaya-stratifikaciya-i-socialnaya-differenciaciya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravo-mezhdunarodnih-dogovorov-stranica-3.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osnovnie-napravleniya-sovershenstvovaniya-kriteriev-ocenki-kreditosposobnosti-predpriyatij.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhivoe-zerkalo-v-dvuh-knigah.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti-stranica-7.html
  • composition.bystrickaya.ru/osobennosti-vedeniya-pacientov-so-slyunno-kamennoj-boleznyu-pri-patologii-shitovidnoj-zhelezi.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-oformlenie-raschyotno-poyasnitelnoj-zapiski-sborochnogo-chertezha-i-specifikacii-zubchatogo-mehanizma.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-bazovomu-urovnyu-shkoli-gornogo-turizma-organizaciya-i-provedenie-gornih-sportivnih-pohodov-sp-pravila-organizacii-i-provedeniya-sp.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8500-izdeliya-shvejnie-ob-utverzhdenii-edinogo-perechnya-produkcii-podlezhashej-obyazatelnoj-sertifikacii-i-edinogo.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-bred-stajger.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vserossijskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-22-23-sentyabrya-2011-goda-bijsk-izdatelstvo-altajskogo-gosudarstvennogo-tehnicheskogo-universiteta-im-i-i-polzunova-2011.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-usluga-predsedatel-pravitelstva-respubliki-dagestan-sh-zajnalov.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekonomicheskie-normativi-ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-2-kvartal-2003-goda.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nashi-stanovyatsya-obshimi-izvestiya-aleksandra-beluza-22072008-132-str-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-anish-ahperdinskoj-smb-za-2014-god-tvorchesko-proizvodstvennaya-deyatelnost.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.