.RU

Регистрационная форма (заявка) инновационного продукта


РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА (ЗАЯВКА)

инновационного продукта


Полное наименование образовательного учреждения (далее ОУ)

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 386

Кировского района Санкт - Петербурга

Инновационный статус ОУ

Районная экспериментальная площадка

ФИО руководителя ОУ

Семенова Светлана Ивановна

Телефон ОУ

783-53-96

Факс ОУ

783-53-96

Электронная почта ОУ

sc386@kirov.spb.ru

Адрес сайта в Интернете

http://386.edu.ru

Кем и когда присвоен статус опытно-экспериментальной площадки или ресурсного центра (№ и дата распоряжения, приказа)

Координационный совет Кировского района по модернизации образования

Протокол № 7 от 31.01.2007

ФИО научного руководителя (консультанта) ОУ, звание, должность, основное место работы

Петренко И.В. , кандидат педагогических наук, директор ГОУ Гимназия № 261 Кировского района

Наименование продукта, представляемого на конкурс

Система психологической поддержки детей, склонных к асоциальному поведению средствами дополнительного образования

Цель внедрения продукта в деятельность ОУ

Снижение количества детей, «требующих особого педагогического внимания» и детей «группы риска»

Общее описание разработки (ключевые положения)

Разработка состоит из двух частей:

  1. Модель взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, которая способствует четкой организации диалоговой деятельности участников.

  2. Система психолого-педагогического сопровождения включает три компонента:

- Образовательные программы психологического направления для учащихся «Будем дружить», «Развитие коммуникативных способностей». Их цель помочь детям данных групп в системе по индивидуальным маршрутам изучить свои личностные особенности и научиться общаться бесконфликтно.

- Блок психологического сопровождения в образовательных программах спортивного и творческого направлений позволяет включить ребенка в системные занятия любого кружка по его выбору с целью предоставления возможности для самовыражения и самоутверждения.

- Банк психологических диагностик и диагностик результативности и анкет. Этот компонент позволяет выявить детей «требующих особого педагогического внимания» определить их занятость во внеурочное время, интересы и потребности каждого ребенка, узнать степень их удовлетворенности образовательным процессом и результативность этого процесса

Разработка позволяет комплексно в школе проводить работу по профилактике асоциального поведения.

Обоснованные результаты эффективности продукта по сравнению с аналогичными, традиционно используемыми в образовательном процессе

Разработка представляет собой уникальный пример того, как отделение дополнительного образования посредством систематизированной социально-педагогической деятельности выстраивает систему психолого-педагогической поддержки детей (см. стр. 4) Ранее все участники системы: психологи, педагоги ДО, социальный педагог, классные руководители работали отдельно. Создание модели взаимодействия и сотрудничества всех субъектов способствует выработке обоснованной единой стратегии воспитания в школе, более эффективному и комплексному решению проблемы асоциального поведения (см. стр. 5). После внедрения системы появился более тесный контакт с родителями, повысилась их степень вовлеченности в школьную жизнь и открытости между специалистами школы, родителями и детьми. (см. результативность)

Снизилось количество детей «требующих особого педагогического внимания» и детей «группы риска» (см. результативность)

Описание процедуры внедрения продукта с выделение этапов и необходимых ресурсов

Данный продукт может быть внедрен в любое ОУ. Ставка социального педагога и психолога могут быть введены в штатное расписание, исходя из возможностей и запросов ОУ. Дополнительно образование может быть представлено в каждой школе по одной из трех моделей. При внедрении продукта ОУ проходит ряд этапов

Этап 1 – подготовительный

Цель этапа: Выявление и систематизация основополагающих компонентов в системе учреждения и их оформление в комплексную деятельность.

Задачи этапа:

  • Провести анализ ресурсного обеспечения ОДОд;

  • Определить особенности внедрения модели взаимодействия субъектов образовательного процесса.

^ Ресурсное обеспечение. Корректировка штатного расписания, повышение уровня профессиональной компетентности педагога по работе с детьми, входящими в «группу, требующую особого педагогического внимания».

Лицензирование образовательных программ.

Этап 2 – внедрение системы

Цель – адаптация продукта к особенностям ОУ

Задача: Проверить на практике эффективность скорректированной под ОУ модели

^ Ресурсное обеспечение. Банк психологических диагностик, диагностических карт, анкет, образовательные программы.

Этап 3 оценка эффективности

Цель этапа: оценка эффективности системы,

Задача: Корректировка системы с учетом результатов анализа.

^ Ресурсное обеспечение. Банк психологических диагностик, диагностических карт, анкет, образовательные программы.

Наличие документов, подтверждающих востребованность продукта педагогической общественностью

Отзыв кандидата педагогических наук, доцента кафедры медико-валеологических дисциплин РГПУ им. А.И. Герцена Тарасова А.Н.

Отзыв ведущего специалиста РОО Кировского района Прокудиной М. В.

Отзыв о взаимодействии отдела опеки и попечительства и ГОУ СОШ № 386

Диплом победителя федерального конкурса «Инновационных разработок» на 10 Российском образовательном Форуме в номинации «Лучший проект для детей»

Диплом победителя регионального фестиваля-конкурса «Хрустальные звездочки» при поддержке УФССП России и Ленинградской области Диплом победителя районного конкурса педагогических достижений в номинации «Творю, выдумываю, пробую»

Приложения

  • Образовательные программы психологического направления для учащихся «Будем дружить», «Развитие коммуникативных способностей»

  • Блок психологического сопровождения в образовательные программы спортивного и творческого направлений

  • Банк психологических диагностик и диагностик результативности образовательного процесса в ОДОд, анкет, опросников по занятости учащихся, удовлетворенности образовательным процессом, по выявлению интересов и потребностей учащихся,

  • Модель взаимодействия всех субъектов образовательного процесса

Представляя заявку на конкурс, гарантирую, что коллектив образовательного учреждения, работающего в статусе опытно-экспериментальной площадки, лаборатории, ресурсного центра:

- согласен с условиями участия в данном конкурсе;

- не претендует на конфиденциальность представленных в заявке материалов и допускает редакторскую правку перед публикацией материалов;

- принимает на себя обязательства, что представленная в заявке информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.


__________________________ ____________________________

подпись руководителя ОУ расшифровка подписи

«_____»_____________________200___г.


М.П.


^ Государственное общеобразовательное учреждение

среднее общеобразовательная школа № 386

Кировского района г. Санкт - Петербурга

Отделение Дополнительного Образования детей «Альтернатива»



Принято решением

педагогического совета

ГОУ СОШ № 386

От 3 сентября 2008 г.

Протокол № 1


«Утверждаю»

Директор ГОУ СОШ № 386

____________Семенова С.И.

5 сентября 2008 г.




Образовательная программа


«Развитие коммуникативных способностей детей»


(Программа рассчитана на детей 12-15 лет.)

Срок реализации программы: 1 год


Составитель: Скворцова Елена Аркадьевна,

педагог дополнительного образования


Санкт-Петербург

2007

^ 1. Пояснительная записка


Направленность программы: социально - педагогическая

Содержание программы направлено на обеспечение эмоционального благополучия детей.

Новизна: состоит в том, что дети учатся самоанализу, осваивая свои интеллектуальные способности, развивают социальный интеллект.

Актуальность

Актуальность программы заключается в том, что, осваивая её, дети учатся успешному общению, а оно влияет на качество жизни человека, его душевное состояние.

Проблема общения была и остается наиболее важной на сегодняшний день.

^ Педагогическая целесообразность

Занятия по программе « Развитие коммуникативных способностей детей» помогут развить в процессе практики навыки коммуникативности у подростков и научить их находить друзей, а значит стать более успешными в жизни. Помогут ребятам строить дружественные отношения друг с другом, правильно вести себя в конфликтных ситуациях, стать более уверенными в себе, развить свой творческий потенциал, выявить свои способности и умения, лучше понимать себя и других

^ Цель программы: развить навыки коммуникативности у подростков, через освоение различных приёмов общения

Задачи программы:

Образовательные:

научить правильно строить взаимоотношения с окружающими

получить представление о способах эффективного общения

приобрести навык правильного поведения в конфликтных ситуациях

овладеть способами саморегуляции

Развивающие:

развить у учащихся коммуникативные и организаторские способности;

развить уверенность в себе.

Воспитательные:

помочь эмоционально раскрепоститься детям и снять скованность в поведении.

повысить самооценку учащихся

воспитать уважительное отношение к личности другого человека

^ Отличительная особенность программы

Отличительная особенность программы от уже существующих состоит в её методике. Воспитанники учатся строить между собой дружественные отношения, бережно и уважительно относится к личности другого человека, а так же самоанализу себя и своих поступков, через анкеты, тесты, обратную связь и обсуждения.

^ Возраст детей: 12-15 лет

Сроки реализации программы: 1 год

Количество в группе: 15 человек

Режим работы: 1 раз в неделю по 2 часа

Программа рассчитана на 72 часа в связи с контингентом обучающихся. Это подростки требующие особого педагогического внимания, у которых низкий уровень коммуникативной компетентности, отсутствие адекватных способов решения конфликтных ситуаций, необщительность.

^ Форма организации занятий:

Групповая

В результате реализации программы обучающий будет:

Знать:

Как строить взаимоотношения с окружающими людьми

Приёмы различного общения

Как при помощи правильного общения выходить из конфликтных ситуаций

Уметь:

Находить способы взаимодействия со сверстниками

Осуществлять обратную связь

Делать самоанализ

Способы проверки:

Анкета обратной связи по тренинговым занятиям

Методика оценки психологической атмосферы коллектива А.Ф. Фидпера.

Формы подведения итого: выпуск газеты, обсуждение итогов деятельности, открытые занятия для родителей




Темы занятий

Теоретическая часть

Практическая часть

1.

Знакомство

2 часа

2часа

2.

Создание доверительных отношений

2 часа

2 часа

3.

Создание доверительных отношений

2 часа

2 часа

4.

Формирование сплоченности коллектива

2 часа

2 часа

5.

Формирование сплоченности коллектива

2 часа

2 часа

6.

Формирование сплоченности коллектива

2 часа

2 часа

7.

Развитие взаимодействия друг с другом

2 часа

2часа

8.

Развитие чувства единства и синхронизации

2 часа

2 часа

9.

Общение

2 часа

2 часа

10.

Дружба

2 часа

2 часа

11.

Как научиться общаться лучше?

2 часа

2 часа

12.

Учимся понимать себя и других

2 часа

2 часа

13.

Изучение образов своего «Я»

2 часа

2 часа

14.

Знаки внимания при общении

2 часа

2 часа

15.

Мир эмоций

2 часа

2 часа

16.

Умение сглаживать конфликты и вежливый отказ

2 часа

2 часа

17.

Качества важные для межличностного общения

2 часа

2 часа

18.

Подведение итогов проведённых занятий

2 часа

2 часа




Всего: 72 часов

36 часов

36 часов
2. Учебно – тематический план


Пример одного из занятий по программе

Занятие №8

Цель занятия: Развитие чувства единства и синхронизации

1.Приветствие

2. «Ладушки»

Цель: снять напряжение, раскрепоститься, поднять настроение, развитие чувства единства группы.

«Ладушки» (группа стоит по парам, глядя в глаза друг другу, а не на руки. Пара играет в обычные ладушки, в удобном для них темпе. Внутренний круг перемещается 3-4 раза. По команде педагога - психолога темп может меняться.)

3. « Хлопки»

Цель: развитие синхронизации группы.

Участники тренинга и ведущий стоят по кругу.

Инструкция: («Сейчас я буду хлопать в ладоши какую-нибудь простую комбинацию. Затем вы все вместе одновременно, после меня и также как я будете повторять эту комбинацию»)

4.«Большие шаги».

Группа становится в круг. Каждый кладет руки на плечи соседа. Они все должны сделать пару огромных шагов в направлении центра круга, но только по команде. Готовясь к первому шагу, все высоко поднимают левую ногу. Вы говорите: «Раз, два, три…Шагаем!», и группа делает первый шаг. При подготовке ко второму шагу все высоко поднимают правую ногу. Вы повторяете: «Раз. Два, три…Шагаем!», и группа делает второй шаг. Вполне вероятно, что в круге стало довольно тесно, но все – таки добавьте третий шаг. Насколько возможно все поднимают левую ногу. Вы даете команду к последнему шагу. После этого все игроки окажутся плотно прижатыми друг к другу.

5. «Паровозик» (Все поворачиваются левым плечом в круг и берут соседа за плечи, т.е. получается замкнутый паровозик. По команде педагога - психолога паровозик начинает двигаться по кругу. Педагог - психолог периодически командует «Быстрее/медленнее». По команде «Гоп» все поворачиваются в противоположную сторону, и продолжают движение.)

6. Упражнение «Геометрические фигуры».

Цель: развитие чувства единства, синхронизации группы.

Участники тренинга стоят по кругу, держась за руки.

Инструкция:

«Сейчас Вы все вместе по моей команде будете не отпуская рук делать единый круг, квадрат, треугольник, восьмерку и т.д.».

7. Итоговая рефлексия.

Участники группы по очереди высказываются, подводя итог прошедших занятий. Они могут ответить на следующие вопросы: чему вы научились на занятиях? Что было непонятно? Над чем вы размышляете? За что благодарны игрокам и ведущему? Что вас не обрадовало? Что вам мешало? Какие игры вы бы провели еще раз и т. д.

8. Ритуал прощания.

Участники тренинговой группы сидят в кругу, держаться за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются. Заключительное слово ведущего с пожеланием.

9. Обратная связь: анкетирование «Откровенно говоря…»

1)Тренинговое имя____________

2)Во время занятий я понял, что…

3) Самым полезным для меня было…

4)Я был бы более откровенным, если…

5)Мне не понравилось…

Больше всего мне понравилось, как работал (а)…

На следующем занятии я хотел бы…

Примеры еще двух занятий на диске.


^ 4. Методическое обеспечении программы.




занятий

Раздел или тема программы


Формы занятий


Приемы и методы организации учебно -воспитательного процесса


Дидактически и материал, техническое оснащение


Формы.

Методы подведения

итогов


1.



Знакомство

Беседа. Дискуссия. Игры. Рефлексия

Словесный, практический, групповой,


Стулья. Столы.

Тетрадь

Карандаши. Фломастеры.



Обратная связь


2-3


Создание доверительных отношений

Беседа. Дискуссия.

Игры. Рефлексия

Групповой метод.


Стулья. Столы. Бумага. Тетрадь Карандаши. Фломастеры

Обратная связь

Самоанализ.


4-5-6

Формирование сплоченности коллектива

Беседа. Дискуссия. Игры. Рефлексия

Практический, словесный, фронтальный методы.


Бумага. Тетрадь Карандаши. Фломастеры

Самоанализ.

Обратная связь


7.



Развитие взаимодействия друг с другом



Беседа. Дискуссия. Игры. Рефлексия

Словесный, практический, фронтальный методы.


Тетрадь.



Самоанализ.

8.



Развитие чувства единства и синхронизации


Беседа. Дискуссия. Игры. Рефлексия


Групповой метод.


Стулья. Тетрадь.


Обратная связь


9-10


Общение и дружба


Беседа. Дискуссия. Игры. Рефлексия

Групповой, словесный методы.


Стулья. Тетрадь.

Карандаши.

Самоанализ.


11

Как научиться общаться лучше?

Беседа. Дискуссия. Игры

Групповой метод

Стулья. Тетрадь.

Карандаши

Обратная связь

12.


Учимся понимать себя и других


Беседа. Дискуссия.


Групповой метод.


Стулья. Тетрадь. Карандаши. Фломастеры.


Самоанализ.

13

Изучение образов своего «Я»


Беседа. Дискуссия. Игры. Рефлексия

Групповой, словесный методы.


Стулья. Тетрадь. Карандаши. Фломастеры.

Самоанализ.

14


Знаки внимания при общении


Беседа. Дискуссия. Ролевые игры. Рефлексия

Словесный, практический, фронтальный методы.


Стулья. Тетрадь. Карандаши. Фломастеры.

Обратная связь

15

Мир эмоций

Беседа. Дискуссия. Игры. Рефлексия

Словесный, фронтальный методы.


Стулья. Тетрадь. Карандаши. Фломастеры.


Самоанализ

16

Умение сглаживать конфликты и вежливый отказ

Беседа. Дискуссия. Игры. Рефлексия

Групповой метод

Стулья. Тетрадь. Карандаши. Фломастеры


Самоанализ

17

Качества важные для межличностного общения

Беседа. Дискуссия. Игры. Рефлексия

Групповой метод

Стулья. Тетрадь. Карандаши. Фломастеры


Самоанализ

18


Подведение итогов проведённых занятий

Беседа. Дискуссия. Игры. Рефлексия

Групповой метод

Стулья. Тетрадь. Карандаши. Фломастеры

Анкета обратной связи

Самоанализ


^ 5. Cписок литературы:

Бакли Р., Кейпл Дж. «Теория и практика тренинга». – СПб., 2002 г.

Бодалев А.А. « Личность и общение». – М., 1983 г.

Большаков В.Ю. «Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения». – СПб., 2001 г.

Грецов А.Г. «Тренинг общения для подростков». – СПб, 2006 г.

«Игры – обучение, тренинг, досуг…» под ред. Петрусинского В.В. – М., 1994 г.

Горянина «Психология общения»

Козлов Н.И. «Лучшие психологические игры и упражнения». – Екатеринбург, 1997 г.

Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. «Психогимнастика в тренинге. Каталог. Часть 1, часть 2». – СПб, 1996 г.

^ РОГОВ Е.М. «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» 2001 Г.

Фоппель К., «Сплоченность и толлерантность», Москва, «Генезис», 2002.

ФЕДОРЕНКО Л.Г. «СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ» 2003 Г.


^ Государственное общеобразовательное учреждение

среднее общеобразовательная школа № 386

Кировского района г. Санкт - Петербурга

Отделение Дополнительного Образования детей «Альтернатива»



Принято решением

педагогического совета

ГОУ СОШ № 386

От 3 сентября 2008 г.

Протокол № 1


«Утверждаю»

Директор ГОУ СОШ № 386

____________Семенова С.И.

5 сентября 2008 г.




Образовательная программа


«Будем дружить»


(Программа рассчитана на детей 10-14 лет.)

Срок реализации программы: 1 год


Составитель: Ахраменко Ирина Владимировна,

педагог дополнительного образования


Санкт-Петербург

2007

^ Пояснительная записка.

Программа «Будем дружить» имеет социально-педагогическую направленность. Программа создана с целью оказания помощи обучающимся в выстраивании отношений со сверстниками. Отсутствие данных умений часто приводит к конфликтным ситуациям, нарушению дисциплины, девиантному поведению, мешает нормальной жизнедеятельности в коллективе.

Программа написана с учетом возрастных особенностей и, связанными с этим трудностями в установлении дружественных отношений со сверстниками, отсутствие достаточного опыта в сфере общения, а так же, с учетом огромного интереса подростков к своей личности, поиску своего «Я».

Актуальность.

Общение является важнейшей и неотъемлемой частью жизни человека. Успешность в общении влияет на качество жизни человека, его душевное состояние. Возраст 10 – 14 лет считается наиболее сложным периодом. Это время характерно повышенным стремлением к общению, их желанием самоутвердиться, найти себе друзей, занять достойное место в среде сверстников. В этом возрасте происходит самоидентификация личности, формирование самооценки. Именно этот период жизни связан с наибольшим количеством межличностных конфликтов. Зачастую, неумение строить свои отношения с окружающими, решать возникающие конфликты приемлемым способом, приводит к появлению у ребят неуверенности в себе, развитию тревожности, неврозам, проблемам взаимоотношений в семье и девиантному поведению. Программа «Будем дружить» актуальна потому, что в процессе ее освоения ребята учатся устанавливать дружественные отношения со сверстниками, у них формируется умение находить выход из конфликтных ситуаций, их жизнь делается более интересной через развитие коммуникативных качеств.


^ Педагогическая целесообразность.

  1. При освоении этой программы учитываются особенности переходного возраста.

  2. Обучающие овладевают основами правильного общения: учатся устанавливать дружественные отношения со сверстниками, быть более терпимыми друг к другу.

  3. Обучаются понятию уважительного отношения друг к другу.

  4. Изучают свои личностные особенности, возможности, способности, учатся правильно реализовывать свой личностный потенциал.


^ Цель программы: Создание оптимальных условий для формирования и развития навыков коммуникативного взаимодействия подростков.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

Образовательные:

  1. Научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающими, решать возникающие конфликты приемлемыми способами.

  2. Дать понятие о том, что успешность в общении влияет на качество жизни человека, его душевное состояние.

  3. Познакомить с понятием самооценки человека.

Развивающие:

  1. Сформировать интерес к своей личности, поиску своего «Я».

  2. Развить качества, повышающие способности освобождения от тревожности, неуверенности в себе.

Воспитательные:

  1. Воспитать уважительное отношение к личности другого человека.

  2. Поддержать стремление к активной позиции в жизни.

  3. Помочь занять достойное место в среде сверстников.



Отличительные особенности программы.

Отличительные особенности программы от уже существующих программ, заключаются в создании индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, прошедших годичный курс обучения, а так же, в создании индивидуальных портфолио, включающих в себя работы, достижения. Результаты тестов, отзывы, самоанализ и выводы на основе данных тестирования и анкетирования.

Программа реализуется с детьми 10 – 14 лет. Срок ее реализации 1 год. Занятия продолжительностью 2 часа 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 72 часа. Занятия проводятся с группой 10 – 12 человек.

^ Результатом освоения программы являются:

В результате освоения программы «Будем дружить» дети имеют возможность реализовать свою потребность в общении, лучше развить свой личностный потенциал, овладеть приемлемыми формами поведения, научиться строить между собой дружественные отношения, грамотно вести себя в конфликтных ситуациях.

^ Способы проверки:

Способом проверки является анкетирование обучающихся на сравнение показателей агрессивности, тревожности, уровня самооценки в начале и конце обучения.

Тесты и анкеты:

- тест Филлипса «Школьная тревожность»

- методика «10 Я»

- проективные рисуночные методики «Несуществующие животное», «Дом. Дерево. Человек», «Автопортрет»

- анкета «Агрессивны ли Вы», Сбор ожиданий», «Обратная связь», «Общительны ли Вы».

^ 2. Учебно-тематический план.

№ п.п.

Название тем

Количество часов

Теория

Практика



Знакомство.

11

5

6



Общение.

10

7

3



Самопознание.

10

6

4



Саморегуляция.

10

5

5



Уверенное поведение.

10

7

3



Отработка навыков взаимодействия.

10

6

4



Навыки поведения в конфликтных ситуациях

11

7

4




ИТОГО

72

43

29


Освоив данную программу воспитанник:

Будет знать:

  1. Как правильно строить свои взаимоотношения с окружающими;

  2. О различных способах общения;

  3. Как вести себя в конфликтных ситуациях;

  4. Что такое самооценка;

  5. Что такое уважительное отношение;

  6. Что такое безусловное принятие;

  7. Что такое уверенное поведение.

Будет уметь:

  1. Выполнять тесты;

  2. Делать самоанализ на основании полученной из тестов информации;

  3. Распознавать чувства других людей;

  4. Находить способы взаимодействия со сверстниками в различных жизненных ситуациях;

  5. Составлять индивидуальный портфолио.



Блок психологического сопровождения.


В образовательные программы творческого и спортивного направлений включен блок психологического сопровождения

Задачи психологического сопровождения:

сплочение детского коллектива;

развитие эмоциональной сферы;

оказание информационной и методической поддержки педагогам и родителям.

Психологическое сопровождение объединений ОДОд включает:

^ Психологическую диагностику - мониторинг результативности образовательного процесса, эмоционального отношения к занятиям, психологического климата в коллективе.

^ Развивающую деятельность - занятия с учащимися по развитию познавательной и эмоционально - волевой сферы личности, включение игр — тренингов в занятия объединений на развитие межличностных и внутригрупповых отношений.

^ Психологическое консультирование - индивидуальные, групповые, консультации детей, родителей и педагогов

Работа с педагогом ведется по нескольким направлениям:

информационно – просветительская деятельность;

практические рекомендации по индивидуальным особенностям развития детей.

Ожидаемый результат.

Благоприятный психологический климат в детском коллективе.

Развитие эмоциональной сферы.

Пример одного из занятий педагога – психолога в объединении ОДОд

«Сплочение коллектива»

Цель: создать атмосферу открытости, доверия, почувствовать себя единой группой и осознать практическую пользу занятий.

Материалы для занятия:

- бейджи (именные карточки);

- чистые листы;

- тетради;

- ручки;

- набор открыток «Я верю, что я…»;

- карточки, на одной трети которых написано слово «мяу», на другой – слово «гав», на оставшихся – слово « му» (по количеству участников группы).

- карточки для диагностики (для второй части занятия 1).;

- мячик.

План занятия:

1 часть

Знакомство ведущего с группой, рассказ о психологическом тренинге и о себе. ^ Слово ведущего. 5 мин.

Упражнение по методике незаконченных предложений «Когда я шел сюда …» 5 мин.

Упражнение для разделения участников на группы и установления эмоционального контакта между ними. «Мяу – гав – му». 5 мин.

Упражнение на знакомство в микрогруппах (осознание общности с другими). «^ Что у нас общего?» 20 мин.

Подвижная игра на выработку умения присоединяться к группе, поиск новых контактов и для разбивки на группы. «Атомы и молекулы». 5 мин.

Упражнение на знакомство в микрогруппах (собственная уникальность). «^ Что есть только у меня?» 20 мин.

Рефлексия занятия. Завершение (круг «Что было?»). 10 мин.

2 часть

Диагностика: методика А.Ф. Фидпера. 20 мин.

Двигательная игра для разбивки на пары. «Ручеек». 5 мин.

Упражнение на установление контакта в паре, умение представить себя и другого человека. «Интервью». 30 мин.

Введение правил работы группы. 20 мин.

Рефлексия занятия. ^ Завершение (круг «Что было?»). 10 мин.

Ход работы.

1 часть

1. Слово ведущего

Участники сидят в кругу, у каждого – бейдж (именная карточка). Слова ведущего – Здравствуйте! Я рада вас видеть. Наверное, у всех возникает вопрос: «А что мы здесь будем делать, зачем нам это нужно, что изменится во мне и в моей жизни после занятий в этой группе?» Сегодня мы все вместе ответим на эти вопросы. Но сначала нужно познакомиться. У каждого из вас есть бейджик, возьмите его и напишите на нем свое имя. Важно сделать это самому, ведь то, как вы оформите свой бейдж (я не имею в виду красоту почерка), будет уже что-то говорить о вас: кто-то напишет имя по кругу, да еще и цветочек нарисует, кто-то – строгим шрифтом и ровно, кто-то – по диагонали… Творите, у вас есть 3 минуты.

2. Когда я шел сюда…

Слова ведущего.

Когда я шла на это занятие, то немного волновалась. И радостно, и немного страшно начинать работу с новой группой. Надеюсь, нам удастся создать атмосферу дружбы и доверия. Потому что только в такой обстановке мы сможем говорить о своих проблемах, стать группой, которая не только поможет каждому в жизненных трудностях, но и сделает нас чуточку добрее, счастливее и сильнее. Чего же я жду от занятий? Взгляните на доску. Вы видите открытки.

Тексты открыток

Я верю, что я могу сказать «Нет», когда это необходимо.

Я верю, что я имею право быть собой, со всеми моими достоинствами и недостатками.

Я верю, что я люблю и меня любят.

Я верю, что я вполне достоин уважения.

Я верю, что я могу понять своих родителей, и они понимают меня, хотя это не всегда просто.

Я верю, что я просто хороший человек.

Я верю, что я могу самостоятельно принимать решения, касающиеся моей жизни.

Я верю, что я – особенный и неповторимый человек.

Я верю, что я – добрый и отзывчивый человек.

Я верю, что я учусь на своих ошибках.

Я верю, что я могу отстаивать свою позицию.

Я верю, что я могу доставлять радость себе и другим.

Я верю, что я уважаю себя.

Я верю, что я отвечаю за свое поведение.

Подойдите поближе, прочитайте их и подумайте, насколько правдивы эти высказывания по отношению к вам. Потом сядьте и запишите в тетрадь или на листок в одну колонку те высказывания, которые относятся к вам, а в другую – которые не относятся. Не обязательно выписывать все высказывания.

После выполнения задания: - Мне бы очень хотелось, чтобы после наших занятий вы смогли отнести к себе как можно больше высказываний.

3. Мяу-гав-му

Каждый получает бумажку, на которой написано название животного. Прочитайте это название и бумажку никому не показывайте. Теперь все будут ходить по комнате, издавать звуки, характерные для этого животного, и искать своих сородичей. Через 30 секунд появятся 3 группы.

4. Что у нас общего?

Появилась группа кошек, собак и группа коров и быков. Каждая группа за 10 минут должна найти как можно больше общего у всех её участников. Например, у всех светлые волосы, и любим мороженое. Если хоть кому-то из группы это не относится, то такой признак не принимается. Каждой группе даётся листок, на котором составляется список общих качеств. Выбирается тот, кто будет писать, и – за дело!

После выполнения упражнения каждая группа по очереди зачитывает один признак, потом также по очереди – второй и т.д. Если у какой-то группы признаки закончились, она выбывает из игры. Выигрывает группа, которая осталась последней, то есть та, которая нашла больше всего признаков. Аплодисменты этой группе!

5. Атомы и молекулы

Участники становятся «атомами» и хаотично перемещаются по комнате. Ведущий называет какое-нибудь число, например, «три», участники объединяются в «молекулы» по три «атома» в каждой, взявшись за руки. Если в группе больше «атомов», лишние (их выбирает группа или они сами решают) садятся. Продолжают играть оставшиеся. Если в «молекуле» меньше участников, чем надо, то садятся все «атомы».

6. Что есть только у меня?

Это упражнение продолжает предыдущее: в конце игры «Атомы и молекулы» ведущий предлагает всем игрокам (в том числе и тем, кто сидит) объединиться в «молекулы» по три «атома». Получается несколько групп, в которых надо найти как можно больше отличий каждого члена группы от других. Например, только у Оли есть собака, только у Вани карие глаза… Каждый записывает свои отличия. На всю работу – 10 минут.

После поиска отличий в группах участники собираются в круг, каждый по очереди зачитывает своё отличие. Постепенно выходят из игры те, у кого список закончился. Выигрывает тот, у кого больше всего отличий. Аплодисменты!

7. Завершение (круг «Что было?»).

Это традиционное окончание занятий. Каждый по очереди берёт шарик или мяч и говорит о том, что ему понравилось, что запомнилось, что осталось незавершённым. Можно сказать какому-либо человеку то, что не смог или не успел сказать до этого. Что не понравилось? Что было трудно? Можно ответить на один из вопросов, сказать что хочется. Если желания говорить нет, можно просто передать мяч другому. Если многие участники предпочтут промолчать, то объясните им, что услышать их мнение очень важно для всей группы, и проведите ещё один круг.

^ 2 часть занятия на диске.


Игры – тренинги на общение для педагогов объединений ОДОд.

Разожми кулак!

Подростки делятся на пары. Один из них крепко сжимает кулак. Задача второго участника – разжать этот кулак. При этом можно говорить.

После этого идёт обсуждение – сначала в парах, а затем в общем кругу – разные способы взаимодействия. При обсуждении важно выслушать всех и отметить разные стратегии взаимодействия: сила, подкуп, лесть, попытка договориться, понять, зачем другому нужно не разжимать кулак.

Слепой и поводырь

Участники делятся на пары и договариваются кто будет первым, а кто – вторым. Первые номера – слепые, вторые – поводыри. Слепые закрывают глаза и ходят по комнате, им необходимо почувствовать, каково быть слепым в одиночку. Слепые останавливаются и к каждому подходит свой поводырь, берёт его за руку и знакомит с комнатой, с другими слепыми.

Затем поводыри оставляют «своих» слепых и подходят к другим. Затем слепые открывают глаза, делятся впечатлениями со вторыми поводырями, возвращаются к первым, тоже делятся впечатлениями и меняются ролями.

Это упражнение можно проводить в полной тишине, можно разрешить разговаривать только слепому, только поводырю или обоим.

Вавилонская башня

Группа делится на две команды. Каждая команда получает скотч, ножницы и стопку газет. Задача команды за 15 минут построить башню. Башня должна быть как можно выше. После постройки она должна простоять хотя бы минуту. Нельзя использовать стулья, столы, другие предметы или людей.

Можно поставить дополнительное условие – не разговаривать в ходе работы. Ведущий должен проследить, как идёт работа в каждой подгруппе: кто лидер, кто остался без дела, кто выдвигает идеи и т.д. Обсудите, какие чувства испытывали ребята, что было трудно, что можно было бы изменить.

Встаём в круг!

Все встают в круг и закрывают глаза. Ведущий обходит круг и дотрагивается до плеча трёх человек. Те, до кого дотронулся ведущий, открывают глаза. Они будут «Мешалы». Затем ведущий предлагает участникам двигаться свободно и хаотично, в полной тишине. По его команде участники пытаются образовать круг. Задача «Мешал» - сделать так, чтобы круг не сложился. Если кто-то заметил «Мешалу», он берёт его за руку и громко говорит: «Вот Мешала!». Если это предположение верно «Мешала» выбывает из игры, если не верно, тот, кто ошибся садится и думает, почему так произошло. Тот, кого заподозрили, садится тоже и думает, почему это случилось. После игры – обмен впечатлениями.

Рисунки в парах

Участники делятся на пары, берут один лист, фломастеры, краски. Пробуют нарисовать общий рисунок. Ведущий предлагает участникам постараться выразить то, что они хотят, но не зажимать партнёра; подумать чего хочет партнёр, есть ли у каждого достаточно места; общий ли у них получается рисунок или у каждого свой; что сделать, чтобы рисунки стали единым целым. Упражнение проводится без переговоров, играет тихая музыка.

Игры – тренинги на уверенность для педагогов объединений ОДОд.

Свечка

Все стоят в тесном кругу. Один человека в центре круга. Участники вытягивают слегка согнутые руки вперед, одна нога отставлена назад, ноги чуть согнуты. Человек в центре закрывает глаза, и (хорошо бы под спокойную музыку) ребята начинают слегка его раскачивать, мягко передавая из одних рук в другие. Человек не должен сгибать ноги. Ему необходимо расслабиться, не открывать глаза, представить себя свечкой и довериться группе. Когда группа почувствует, что это произошло, амплитуду раскачиваний можно слегка увеличить.

2. Уверенность и неуверенность

Участники кидают друг другу мячик и при этом говорят то, что приходит им в голову в связи со словом «уверенность» (например: сила, спокойствие, или – медведь, пантера и т.д.).

Затем участники должны прочувствовать состояние уверенности в себе: походить уверенной походкой, сесть уверенно на стул, посмотреть уверенно друг на друга, пожать уверенно руку соседу. Делимся впечатлениями: что ощущали? Что такое уверенный взгляд, уверенное рукопожатие? Как уверенно сидят (расправив плечи, ненапряжённо)?

Результаты анализа подростки заносят в тетрадь, а ведущий фиксирует на доске в первом столбике таблицы.

Затем ведущий предлагает прочувствовать неуверенное поведение: походить неуверенной походкой, сесть неуверенно на стул, посмотреть друг на друга неуверенно, пожать неуверенно руку соседу.

После обсуждения снова заполняется таблица: признаки неуверенного поведения заносятся во второй столбик.

Можно все это заменить мозговым штурмом – неуверенное, уверенное поведение.

3. Иностранец

Несколько человек выходят за дверь, в это время один из оставшихся участников получает инструкцию: «Вы иностранец, ни слова не понимаете по-русски, поэтому молчите и объясняйтесь только мимикой и жестом». Возвращается первый участник и получает задание: «Этот человек иностранец. Попросите у него телефонную карточку, которая вам необходима. Никого поблизости нет, вы вынуждены общаться только с этим человеком».

Во время игры задание пытаются выполнить все, кто вышел за дверь, по очереди возвращаясь в аудиторию. В процессе обсуждения ведущий подводит ребят к теме агрессивного поведения. Вместе с участниками анализируется поведение каждого «просящего»: какие стратегии он применил, на сколько он был агрессивен в ситуации, когда его не понимали, когда невозможно было сделать то, что хочешь, когда другой не соответствовал его ожиданиям? Каковы признаки агрессивного поведения? По каким признакам вы определяли агрессивное поведение? Какие чувства испытывал просящий?

Заполняется таблица: признаки агрессивного поведения заносятся в третью колонку.

4. Передай другому

Подойдите к какому-либо участнику группы и без слов передайте ему ощущение тепла, поддержки, внимания. Подойдите к другому участнику и расскажите ему о ситуации, в которой вы были «не на высоте», расскажите о своих чувствах. Выслушайте его рассказ, окажите поддержку.

5. Ролевое проигрывание ситуаций в тройках

Группа разбивается на тройки и каждая получает карточки с ситуациями. Если в ситуации только две роли, третий человек будет наблюдателем. Он не вмешивается в разыгрывание, а лишь в конце даёт обратную связь. Можно поменяться ролями.

Если работа в тройках идёт очень быстро, можно дать ещё одну карточку, поэтому хорошо иметь несколько экземпляров карточек с ситуациями.

  1. Игра в туман

Этот способ предполагает демонстрацию согласия с правдой, заключённой в словах «нападающего» на вас человека, в целом, с тем, что его мнение может быть справедливым в определённой ситуации или для какой-то группы людей. Подходит в том случае, если вы сейчас не готовы серьёзно обсуждать вопрос или разговор идёт не с близким человеком. Если вы готовы в будущем обсудить проблему, лучше сначала сказать об этом: «Сейчас я не готов об этом говорить. Давайте обсудим это вечером». И только если вас не услышали, используйте этот способ.

Ключевое выражение: «Возможно, это так…» Пример:

- Ты опоздала – это ужасно!

- Давай поговорим об этом завтра.

- Ты опять пришла поздно!

- Да, действительно, я пришла поздно (согласие с правдой).

- Если ты будешь приходить так поздно, ты можешь заболеть.

- Наверное, это так. Можно заболеть, если ложиться поздно спать. (согласие в принципе.)

^ Остальные игры тренинги на диске.

Остальные возможные занятия на диске.


Диагностические методики (существующие)

  1. Методика изучения психологической атмосферы А.Ф. Фидпера;

  2. Методика изучения школьной тревожности Филлипса ;

  3. Цветовой тест отношений (ЦТО);

  4. Методика личностной тревожности Прихожан;

  5. Опросник Шмишека на выявление акцентуированных черт личности;

  6. Рисуночные проективные методики «Несуществующее животное», Семья животных», «Дом, дерево, человек», Семья»;

  7. Диагностика агрессивности Басса-Дарки;

  8. Тест Тулуз-Пьерона

  9. Методический комплекс «Школьная готовность»;

  10. Интелектуальный тест Кеттелла (компьютерная диагностика);

  11. Диагностика родительско-детских отношений (компьютерная диагностика);

  12. Диагностика школьной адаптации (компьютерная диагностика)

  13. Опросник Айзенка на определение темперамента;

  14. Тест на фрустрацию Розенцвейга

  15. Интелектуальный тест Амтхауэра

  16. Мотивация обучения в школе;

  17. Диференционно-диагностический опросник Е.А. Климова.

  18. Социометрическое измерение отношений в классе


Анкеты и диагностические карты для обучающихся в ОДОд, (разработанные)


1. Диагностические карты по определению результативности процесса обучения в объединениях ОДОд: ИЗО студии, Танцевальный коллектив, Аэробики, Хорового коллектива, Подвижные игры, Клуб читателей

2. Анкета «Эмоционального отношения к занятиям»;

3. Анкета «Психологического климата в коллективе»;

4. Анкета «Заинтересованность занятиями в танцевальном коллективе»;

5. Анкета «Заинтересованность занятиями в ИЗО студии»;

6. Диагностика воспитанности

7. Анкета для родителей «Занятость учащихся в секциях ОДОд на базе ОУ № 386 и вне школы»

8. Анкета «Занятость во внеучебной деятельности»

9. Анкета для детей «Занятость учащихся в секциях ОДОд на базе ОУ № 386 и вне школы»

Анкеты для учащихся по правовому воспитанию


1. «Ценностные приоритеты»

2. «Я и закон»

3. «Правовое воспитание»

4. «Я и общество»

5. «Моё отношение к НМО»

6. «Ситуативное соучастие»






rukovodstvo-po-ispolzovaniyu-kompyutera-isimod-stranica-3.html
rukovodstvo-po-izmereniyu-davleniya-i-vakuuma-stranica-13.html
rukovodstvo-po-izmereniyu-rezultativnosti-deyatelnosti-sotrudnikov-svyaz-rezultativnosti-deyatelnosti-sotrudnikov-s-celyami-organizacii-v-ssha-sluzhba-kompensacij-i-rezultativnosti-deyatelnosti-trudyashihsya-ssha-sentyabr-2001-g.html
rukovodstvo-po-izucheniyu-disciplini-metodika-prepodavaniya-ruuskogo-yazika.html
rukovodstvo-po-izucheniyu-disciplini-razrabotka-i-standartizaciya-programmnih-sredstv-i-informacionnih-tehnologij.html
rukovodstvo-po-izucheniyu-disciplini-sovremennij-russkij-yazik-sintaksis-slovosochetanie-prostoe-i-oslozhnennoe-predlozhenie-semestr-6-gruppa-fzh-310-prepodavatel-m-p-egoreva.html
  • college.bystrickaya.ru/3-peresohshee-ozero-bernard-verber.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/3-kolomiec-a-m-rukovoditel-fgu-volgageologiya-dlya-zametok.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ishodnie-dannie-a-nekotorie-svedeniya-ob-organizacii-metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-k-kursovoj-rabote-po-discipline.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vipolnenie-orhusskoj-konvencii-segodnya-obespechenie-puti-dlya-luchshej-okruzhayushej-sredi-i-upravleniya-zavtra.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-sini-baalaudi-oldanu-arili-oudi-zhne-ou-ntizhesn-baalau-zhalpi-masati.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-pervaya-zamok-epshtejnov.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-19-obratnij-otschet-vyacheslav-shaligin.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strategicheskij-korporativnij-reinzhiniring-metodika-postroeniya-i-osnovnie-elementi-stoimostnoj-modeli-9-stoimostnaya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-6-sistema-regulirovaniya-rinka-cennih-bumag-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplin-specialnost-yurisprudenciya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dokazatelstva-i-dokazivanie-v-grazhdanskom-processe.html
  • institut.bystrickaya.ru/sutnst-sponsorstva.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tema-otechestvennaya-vojna-1812-po-istorii-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-1613-goda.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/razrabotka-biznes-planov-investicionnih-proektov-s-pomoshyu-specializirovannogo-programmnogo-obe.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-kursovoj-raboti-po-discipline-finansovij-menedzhment.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/problemi-ontologii-bitie-i-blago-obratimi-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-pod-red-mapelman.html
  • credit.bystrickaya.ru/per-s-polsk-v-kulagina-yarceva-i-levshin-stranica-10.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ukazatel-spisok-illyustracij-stranica-11.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prestupnoe-deyaniya-v-ugolovnom-prave-zarubezhnih-stran.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-a-kovalev-i-s-kudryashov-vzglyad-i-zhelanie-mechtatelya-v-romane-f-m-dostoevskogo.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stroitelnie-normi-i-pravila-kotelnie-ustanovki-snip-ii-35-76-izmeneniya-stranica-2.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-organov-zakonodatelnoj-i-ispolnitelnoj-vlasti-s-organami-prokuraturi-v-oblasti-obespecheniya-zakonnosti.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-organizacionno-pravovie-osnovi-postupleniya-grazhdan-na-voennuyu-sluzhbu-po-kontraktu-v-vooruzhennie-sili.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prezident-respubliki-tatarstan-r-n-minnihanov-primet-uchastie-v-rabote-ocherednogo-sezda-pisatelej-rt-dlya-spravki.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/leksikologicheskij-aspekt-stilevih-dvizhenij-politicheskaya-korrektnost.html
  • klass.bystrickaya.ru/azastandai-hh-asirdi-20-zhildarindai-keestk-bilkt-mdeniet-salasindai-reformalari-zhne-aza-ziyalilarini-kzarastari.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/promishlennaya-emissiya-nacionalnoj-valyuti.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-tehnologii-proizvodstva-immunobiopreparatov.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-na-mezhdunarodnoj-konferencii-goloekspo-2010.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kudryavcev-g-g-m-77-mishel-monten-opiti-izbrannie-proizvedeniya-v-3-h-tomah-tom-per-s-fr-stranica-24.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/r-e-sh-e-n-i-e-ob-uchete-municipalnogo-imushestva-i-o-vedenii-reestra-municipalnogo-imushestva-g-mcenska.html
  • nauka.bystrickaya.ru/viberi-zhizn-tatyana-nikolaeva-nachalnik-metodicheskoj-sluzhbi-gou-licej-milicii-pri-guvd-po-permskomu-krayu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teoreticheskie-i-metodologicheskie-osnovi-pribili-5-stranica-3.html
  • spur.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-avtomatizaciya-nachisleniya-i-viplati-sdelnoj-zarabotnoj-plati-rabotnikam-mebelnogo-ceha-po-discipline-avtomatizaciya-proizvodstva-i-avtomatizirovannie-sistemi-upravleniya-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-schastliv-lish-tot-kto-sam-schitaet-sebya-schastlivim.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-23-predel-funkcii-rabochaya-programma-disciplini-matematika-dlya-gruppi-specialnostej-080501-menedzhment.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.