.RU

Регионы, кадры, сро — главные приоритеты в работе Российского Союза строителей


РЕГИОНЫ, КАДРЫ, СРО — главные приоритеты в работе Российского Союза строителей

Президент Российского Союза строителей Виктор Забелин собрал представителей отраслевой прессы на пресс-конференцию с тем, чтобы поделиться не только информацией о текущей работе РСС и общей ситуации, но и перспективами работы российских строителей на ближайшие годы.

Еще раз коснувшись состояния промышленности стройматериалов, Виктор Забелин заметил, что действующие мощности сейчас загружены практически «под завязку», и в скором времени дефицит стройматериалов начнет нарастать. 80 млн кв. м жилья к 2010 году стройиндустрия еще потянет, но если исходить из того, что в ближайшие годы нужно строить 145 — 150 млн кв. м жилья в год, то нынешний строительный комплекс, а не только стройиндустрия, эти объемы не потянет.

Нужно наращивать объемы производства практически всех строительных материалов, и прежде всего цемента — на 45 — 50 млн тонн в год. Его, может быть, столько и не нужно для строительства именно жилья, но в стране принимаются глобальные программы дорожного строительства, на которое будет выделено 19 триллионов рублей, строительства атомных станций, предприятий энергетики, а все эти объекты чрезвычайно материалоемкие. РСС сейчас готовит предложения для Правительства по развитию промышленности стройматериалов исходя из возможностей и потребностей конкретных регионов.

Эти предложения разрабатываются в русле Стратегии развития России до 2020 года, которой занят Минрегион России, а также созвучны проблемам, которые обсуждаются на заседаниях Общественной палаты. Буквально в день проведения пресс-конференции состоялось очередное заседание Общественной палаты под руководством академика Велихова, где обсуждалось развитие российских регионов во всех аспектах — как они должны развиваться, нужно ли заниматься только городами или пора делать упор на развитие села, чем занимать живущих в больших и малых городах людей. Ведь ни для кого не секрет, что при огромном дефиците рабочих кадров очень во многих городах и поселках население не имеет работы. Поэтому развитие регионов — это огромная работа, направление, имеющее прежде всего большое значение для экономики страны, ее безопасности и обороноспособности, и прежде всего для создания нормальных, комфортных условий жизни нашего народа.

Пока же о такой жизни говорить не приходится. Доступное жилье оказалось пока только красивой легендой, потому что большинство жилья строится в крупных городах, областных центрах и стоит весьма и весьма недешево, в малых городах, на селе не строится практически ничего. Строительный бум не привел к гармоничному развитию городов и регионов — Москва задыхается от людей и машин, исчерпала все свои возможности, а многие регионы все больше и больше отстают.

Так что сейчас задача строителей — не просто возведение жилья, а строительство всей инфраструктуры, дорог, портов, аэропортов и других, не менее важных, чем жилье, объектов. Например, Россия в 90-е годы ХХ века потеряла почти все свои порты на Балтике и на Черном море, и поэтому сейчас в спешном порядке строятся новые терминалы под Петербургом, Туапсе и Новороссийском, намечена реконструкция портов Находка и Владивосток. Опять же, для того чтобы эти порты и терминалы функционировали с полной нагрузкой, нужно проработать схемы транспортных потоков, определить, с какими странами и чем Россия собирается торговать — а это государственная политика на самом высоком уровне на много лет вперед, в которой строительство занимает очень большую, но все-таки только часть.

Вторая проблема, которая со временем только усугубляется, — это дефицит квалифицированной рабочей силы. Сейчас она частично решается с помощью мигрантов, но это, как правило, низкопрофессиональные кадры с очень слабой производительностью труда, в разы меньше, чем в Европе или Америке. Систему образования рабочих кадров в России надо немедленно модернизировать и выводить на современный уровень — и бизнес должен принимать в этом самое активное участие. На государство кивать нечего, и ждать тоже ни к чему — кадровые проблемы строители должны решать сами наравне с организацией труда, техникой безопасности и производительностью труда.

Помочь в решении кадровой проблемы способно саморегулирование, которое включает требования по подготовке кадров, но внесение поправок в текст о СРО в строительстве, принятый в первом чтении, идет очень трудно, чиновники никак не хотят выпускать из своих рук контролирующие и регламентирующие рычаги, а Федеральный лицензионный центр еще и подогревает это недовольство. Раздаются самые разные претензии вплоть до тех, что общероссийская строительная СРО — это некое суперминистерство, которое хотят создать строители, способное монополизировать и закрыть рынок для большинства компаний. Утверждение более чем странное, поскольку самая заветная мечта строителей — освободиться от лишнего контроля и взять на себя ответственность за все компании, которые будут допущены на рынок. Но шанс согласовать все необходимые поправки пока есть, и до конца текущей сессии Госдума поправки в Градостроительный кодекс, касающиеся саморегулирования в строительстве, скорее всего должна принять.

Далее Виктор Забелин рассказал собравшимся об итогах поездки делегации РСС в Италию на ассамблею Европейской ассоциации подрядчиков. Это была неслучайная поездка, она стала очередным звеном в цепи международных контактов РСС, включая встречи и переговоры по подготовке кадров в Германии, а также активные контакты с зарубежными коллегами на конгрессе в Санкт-Петербурге в апреле этого года (подробнее читайте на стр. 32. — Ред.). Первая группа российских специалистов и преподавателей колледжей уже отправилась в Германию на обучение, сейчас готовится следующая группа, уже на платной основе.

Что же обсуждают европейские подрядчики на своих ассамблеях? Вопреки сложившемуся мнению в Европе строителям далеко не так хорошо, как мы привыкли думать. Европейский рынок сужается, роста капиталовложений, за исключением нескольких стран, не наблюдается, из Африки европейцев выдавили благодаря демпинговым ценам китайцы. Куда же идти? Россия, что называется, под боком, денег у нас много, строим мы много, а будем еще больше, и поэтому Европа с надеждой глядит на наш рынок. Нужно сказать, что зарубежные коллеги плохо представляют, что творится в России вообще и в строительстве в частности, и именно поэтому визит делегации РСС был для них очень полезен и с точки зрения получения информации из первых рук. Вообще, за границей информации о России очень и очень мало, и если представления о том, что по улицам Москвы ходят медведи, к счастью, осталось в прошлом, то ни понимания, ни информации о том, как нужно работать в России, какие проекты, материалы и технологии России нужны, практически нет.

В ходе визита была достигнута договоренность с руководством Европейской ассоциации подрядчиков о регулярных встречах два раза в год с определением повестки дня и круга лиц, приглашаемых на эти заседания.

В чем состоит интерес России в данной ситуации? В Европе наработано большое количество юридических документов, договоров, контрактов, которые понадобятся российским строителям и в случае выхода на международный рынок, и в случае вступления России в ВТО. Нам нужно учиться работать в соответствии с международными стандартами, знать законы наших коллег, перенимать все полезное, что наработано в Европе за многие годы.

Генеральный директор РСС Михаил Викторов, продолжая разговор о саморегулировании и отвечая на вопросы журналистов, подробно остановился на нежелании ряда министерств, и прежде всего МЭРТа, поддерживать идею о создании общероссийской СРО в строительстве. Со стороны МЭРТ отстаивается позиция, что организованные в регионах СРО — а их по этой схеме может быть бесконечно много — работают сами по себе, а стандарты и правила для них пишутся контролирующими и регулирующими органами. Было бы ради чего тогда всю эту «бодягу» заводить! РСС в данной ситуации стоит, что называется, насмерть, тем более что идея создания общероссийской СРО, безусловно, поддерживается регионами, которым нужен единый методический орган, и далеко не в лице чиновников, а вот Ассоциация строителей России в данной ситуации приняла сторону МЭРТ. ФЛЦ, кстати говоря, тоже не дремлет, собирает подписи под меморандумом о сохранении лицензирования, грозя всеми «карами небесными» при отмене лицензий, а также активно размещает статьи в СМИ о том, как будет плохо без лицензий, как будут рушиться объекты и строиться некачественное жилье при СРО. Можно подумать, что сейчас у нас в этой части полная благость и спокойствие.

Кстати говоря, касаясь контроля над СРО со стороны государства, М. Викторов привел интересный пример: несколько недель назад представители Федеральной регистрационной службы, выступая в Госдуме, говорили о том, что им не хватает сил, чтобы проконтролировать 40 СРО в области арбитражных управляющих. А, по оценкам МЭРТа, в сфере строительства может появиться 200 — 300 СРО. Как их будут контролировать? Опять просить увеличивать штат чиновников или все-таки лучше отдать контроль в руки самих строителей? Ясности пока в этом вопросе нет.

Интересно, что саморегулирование из некой умозрительной идеи за довольно короткое время превратилось в весьма реальный механизм, который начинает работать. Например, в Нижегородской области до недавнего времени СРО воспринимали как тему для очередной статьи в СМИ или голую теорию, но не прошло и полгода, как в Нижнем Новгороде состоялось учредительное собрание саморегулируемой организации нижегородских строителей. То есть психологический перелом свершился, и работа в регионах набирает темп.

Отвечая на вопросы журналистов, Виктор Забелин и Михаил Викторов уточнили, что сейчас принято решение, наравне с созданием общероссийской СРО, сохранить Российский Союз строителей как некую общественную площадку для взаимодействия не только строителей друг с другом, но и всех остальных заинтересованных сторон — банкиров, страховщиков, экологов, производителей стройматериалов, журналистов и многих других.

Короче говоря, впереди большая работа, и пока сделан только первый шаг на пути к саморегулированию. Успокаиваться, а тем более обольщаться, что все будет тихо и гладко, не приходится. Но — «Дорогу осилит Идущий», так что в Путь!

Лариса ПОРШНЕВА


^ СТРОИТЕЛЬНЫЙ «МАРАФОН»

С 15 по 19 апреля в петербургском выставочном комплексе «Ленэкспо» при участии Российского Союза строителей проходили XIV Международный строительный форум «ИНТЕРСТРОЙЭКСПО-2008» и VIII международный конгресс по строительству «IBC-2008». Предлагаем вниманию читателей отчет об этом мероприятии.

Пленарное заседание Форума открыл кратким вступительным словом вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров. В частности, он отметил, что «ИНТЕР­СТРОЙЭКСПО» проводится в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга и является официальным городским мероприятием.

Кроме того, чиновник сказал, что жилищная политика в Петербурге является главным приоритетом в работе городских властей. Именно поэтому в Петербурге осуществляются сразу несколько специальных жилищных программ. В качестве же первоочередной задачи чиновник отметил необходимость снижения себестоимости строящегося жилья. Благо некоторые причины для оптимизма есть — например, доля импортных материалов в строительной индустрии Петербурга составляет 5 — 6%, да и то речь в первую очередь идет о ввозимом оборудовании и отделочных материалах.


^ В двух-трех словах

Далее Лариса Баринова, первый заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ, вице-президент Российского Союза строителей, зачитала приветствие от исполняющего обязанности главы Федерального Агентства по строительству и ЖКХ Владимира Бланка. В частности, прозвучали такие слова: «Положительные процессы, инициированные в строительной отрасли, уже приобрели необратимый характер. Это в свою очередь добавило к ней интерес со стороны зарубежных партнеров».

По мнению Диана Борромео, президента Европейской Ассоциации подрядчиков, самое главное — сейчас нет препятствий для развития отношений между европейскими странами и Россией в строительной области. При этом Европейская Ассоциация подрядчиков рассматривает нашу страну как самого крупного торгового партнера в Европе. И недаром объем инвестиций этой организации в Россию за 10 лет вырос с €55 млн до €112 млн.


^ Привести в соответствие

Первым среди докладчиков был Сергей Петров, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям. Он напомнил собравшимся, что со вступлением в силу нового Градостроительного кодекса РФ весь процесс строительства отныне регламентирован. Но еще одна функция этого документа — с его помощью можно устранить излишние административно-бюрократические барьеры.

Однако за прошедшие после принятия Градкодекса годы выявились и проблемы, которые надо решать. Сергей Петров остановился на главных — необходимости приведения регионального строительного и земельного законодательства в соответствие с федеральным, опасности техногенных катастроф и важности в связи с этим наличия механизмов их предотвращения, повышении уровня безопасности объектов капитального строительства и корректировке в связи с этим системы контроля.


^ Предложения для комплекса

О путях возможного сотрудничества строительного бизнеса с учеными рассказал Вячеслав Ильичев, председатель Совета директоров — научный руководитель автономной некоммерческой организации «Академический научно-технический центр РААСН» (АНО АНТЦ РААСН). Он остановился на двух приоритетных вопросах.

Первый — как поступать в ситуации, когда не хватает цемента? «В 1988 году в СССР было произведено почти 138 млн тонн цемента, а в 2006 году Россия произвела лишь 45,5 млн тонн. Так что сейчас в год не хватает порядка 20 млн тонн цемента. Как же стройиндустрия выйдет на уровень строительства в год на 1 человека 1 кв. метра жилья? Каким образом его будут строить?» — спросил ученый. И сам же ответил на свой вопрос.

По его мнению, единственный выход — в заменителях. Например, шлакопортланд­цемент дает нормальные прочности даже для высотного строительства. Есть и качественные плотные заполнители для тяжелых бетонов, и пористые — для легких. Что же касается производственных мощностей, то наша промышленность, по словам Вячеслава Ильичева, готова давать в год более 41 млн тонн одного лишь шлакопортландцемента. Что и покроет дефицит. «Материала хватит всем. К тому же такие заменители примерно на 30% дешевле обычного цемента, то есть при таком же финансировании каждый шестой дом будет строиться фактически бесплатно», — заметил ученый.

Вторым важнейшим вопросом Вячеслав Ильичев назвал проблему энергосбережения. «Дерево — в 10 раз менее энергоемкий материал, чем бетон или сталь… От 70 до 90% жителей Северной Америки и Западной Европы проживают в индивидуальных малоэтажных домах, зачастую построенных из древесно-деревянных панелей, тогда как в России 80% людей живет в домах многоэтажных… Швеция за 10 лет — с 1978 по 1988 год — на 3/5 снизила энергопотребление, активно занимаясь малоэтажным строительством. В США программа по энергосбережению начала работать еще раньше — в 70-е годы… Валовый внутренний продукт России в 11 раз более энергоемкий, чем ВВП Германии» — вот лишь некоторые цифры, прозвучавшие в его докладе. Были названы и варианты решения этой проблемы. Один из них — повсеместное внедрение в виде топлива для котельных мелкодисперсной смеси, которая называется водоуголь. Причем цены на него в 2 — 4 раза дешевле, чем на обычные источники энергии. Существуют и отечественные технологии по переработке ТБО и получения в результате газа. Но здесь, как это не покажется невероятным, главная проблема — нехватка… сырья. «Как только кто-то хочет купить такую установку и приходит на свалку, там сразу же появляется хозяин, который требует за принадлежащий ему мусор огромные деньги. И новатор уходит ни с чем», — резюмировал Вячеслав Ильичев.


^ Формировать жилищную политику

Свой доклад Александр Коган, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы, координатор проекта «Свой дом», начал такими словами: «Основная задача государственной жилищной политики — у каждого россиянина должна быть своя квартира или свой дом». Далее он рассказал о том, как можно добиться этой цели.

Пути здесь по большому счету традиционны — обеспечение малоимущих посредством специальных социальных программ, субсидирование и выдача сертификатов тем, перед кем государство имеет обязательство, и наконец-то — помощь в покупке жилья тем людям, которые в принципе могут сами приобрести себе жилье. И органы законодательной власти стараются делать все от них зависящее, чтобы эти схемы не были лишь благими намерениями. Так, по словам депутата, после принятия в 2003 — 2004 годах целого ряда законов объемы жилищного кредитования выросли в сотни раз.

Что касается проекта «Свой дом», то здесь пока сделана пускай и важная, но в большей степени предварительная работа — создана рабочая группа, в состав которой вошли эксперты в области законотворческой работы, да разработана унифицированная региональная программа малоэтажного домостроения, с помощью которой можно будет добиться более эффективного использования земельных участков. Вдобавок соответствующие программы приняты в 11 субъектах РФ.

Вообще проблему землепользования Александр Коган затронул весьма плотно. По его словам, 93% земли в России находится в государственной и муниципальной собственности, остальными 7% владеют частные лица. При этом под жилье используется лишь 0,01% всей территории страны. И это положение надо менять. Конечно, с учетом необходимости обустройства инженерной инфраструктуры под будущее строительство. При этом очень важны правильные взаимоотношения застройщиков с местными властями. Яркий пример — по закону можно переводить земли сельскохозяйственного назначения в земли для поселений, но на практике эта норма не действует. Главная причина (хотя законодатели прописали бесплатный механизм реализации) — на низовом уровне исполнительной власти желающих зачастую ставят перед альтернативой — или не плати, но зато жди несколько месяцев, а то и лет, или плати в специально созданную контору, и тогда документы тебе оформят за пару-тройку недель.

В целом же депутат оценил ситуацию с малоэтажным жильем как перспективную. Если взять весь объем сдаваемого жилья за 100%, то «малоэтажная» доля составляет 43%. Работают и кредитные схемы, например ипотечное кредитование под залог земли.

Совершенствуется и законодательная база. «Разработан Закон о саморегулировании в строительстве, идет работа над техническими регламентами, инициируется отмена НДС в отношении приобретения жилья по договорам долевого участия в строительстве многоквартирных домов», — отметил Александр Коган.

Завершил же он свое выступление ярким примером уже сделанного. «В башкирском селе Алексеевка в сентябре 2007 года сданы 178 жилых домов. Стоимость 1 кв. метра в них составила 27,3 тыс. рублей, а для молодых семей — 18 тыс. рублей. И это при том, что в огромной степени малоэтажные дома у нас строятся по очень затратным технологиям. Но вот вам пример, когда можно строить и дешево, и качественно», — сказал в заключение Александр Коган.


^ Не забывать о подпрограммах

Анатолий Мишанов, начальник ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ», рассказал о работе по повышению эффективности подпрограмм обеспечения жильем тех граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства. Речь идет о военнослужащих, увольняющихся или уволенных в запас, жителях Крайнего Севера, вынужденных переселенцах, а также участниках ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф. И в первую очередь докладчик остановился на нюансах подпрограммы по выдаче государственных жилищных сертификатов (ГЖС). Например, Анатолий Мишанов отметил, что по итогам 2006 — 2007 годов среди лидеров по реализации ГЖС значатся Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский и Хабаровский края — соответственно 4300, 2900, 2100 и 1300 сертификатов. В целом выкуплено в собственность 2,3 млн кв. метров жилья по цене за «квадрат» в 2006 году — 18 тыс. рублей и в 2007 году — 24,5 тыс. рублей. При этом в среднем по стране получатели ГЖС доплачивали порядка 10% от стоимости сертификата. Самыми большими оказались доплаты в Петербурге — 19%. В целом при реализации ГЖС за этот период было куплено 2,3 млн кв. метров жилья, из госбюджета на это ушло 43 млрд рублей. «Через выдачу государственных жилищных сертификатов уже обеспечено жильем 160 тысяч семей. На строительство для них 9 млн кв. метров жилья было затрачено 92 млрд рублей из государственного бюджета. До 2010 года мы планируем предоставить жилье еще 510 тыс. семей, на что будет потрачено 160 млрд рублей», — сказал Анатолий Мишанов.

Кроме того, начальник ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» упомянул и о проекте «15 15». Всего в ходе его реализации в четырех российских регионах — Санкт-Петербурге, Ленинградской, Московской и Калининградской областях — было построено 100 домов (7400 квартир) общей площадью 480 тыс. кв. метров. Стоимость 1 кв. метра в этих домах составила порядка 20 тыс. рублей, правда в Московской области она равнялась 27 тыс. рублей. В 2009 году на финансирование этой подпрограммы из госбюджета будет затрачено около 40 млрд рублей.


^ У соседей всё в порядке

Любопытным было и выступление Александра Селезнева, министра архитектуры и строительства Республики Беларусь. Например, участники форума узнали, что у наших соседей финансовая поддержка оказывается в первую очередь тем категориям граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Делается это посредством выдачи кредитов.

Что касается жилищной политики в целом, то, по словам министра, в этом государстве с учетом реалий белорусской экономики разработана Концепция строительства доступного и комфортного жилья на период до 2015 года. Речь в ней идет о массированном строительстве жилья типовых потребительских качеств. Источников финансирования два — госбюджет и частные средства граждан при четком разграничении денежных потоков.


^ Убрать очередь и коммуналки

О специфике реализации целевых программ Санкт-Петербурга и механизмах оказания социальной поддержки населения в приобретении жилья в рамках претворения в жизнь приоритетного Национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» участникам форума рассказал Игорь Кокарев, заместитель председателя Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга. И своей первой фразой он сразу же привлек внимание слушателей: «На учете на улучшение жилищных условий в Петербурге стоит 260 тыс. семей — около 600 тыс. человек. В основном — это жители коммунальных квартир. Недаром наш город называют коммунальной столицей России. И мы хотим избавиться от этого звания».

По словам чиновника, основными направлениями городской политики по повышению доступности жилья являются развитие ипотечного кредитования, социальные выплаты для строительства или приобретения жилья, государственная поддержка молодых семей, работников образования, здравоохранения и социального обслуживания, безвозмездное субсидирование, расселение ветхого и аварийного жилого фонда, а также разработка и внедрение новых целевых программ. Далее он более подробно рассказал о конкретной ситуации с реализацией отдельных направлений.

Что касается ипотеки, то динамика здесь следующая: в 2004 году было выдано около 400, в 2006 году — уже 11 тыс. и в 2007 — более 18 тыс. ипотечных кредитов. Прогноз на 2008 год — 20 тысяч.

Для работников бюджетной сферы действует своеобразный метод кнута и пряника. Проще говоря, человеку оформляется ссуда на покупку жилья с рассрочкой на 10 лет. Если человек в течение этого срока продолжает работать на прежнем месте, то город ежегодно погашает часть долга. По истечение 10 лет гасится его остаток.

По программе «Санкт-Петербургские жилищные сертификаты» горожанам будут предоставляться средства для покупки жилплощади, если ее не хватает до санитарной нормы. План: в 2008 году таким образом улучшат свои жилищные условия 1053 семьи, в 2009 — 2105, в 2010 — 3158 и в 2011 — 3684 семьи.

Что же касается коммунальных квартир, то на данный момент не расселены 120 тыс. таких жилищ. И вот к 2011 году планируется улучшить жилищные условия 56 тыс. семей, то есть расселить не менее 40% коммуналок.

В целом на реализацию основных жилищных программ только в 2008 году, по словам Игоря Кокорева, будет затрачено почти 5,5 млрд рублей и решат свои жилищные проблемы 9570 семей.


^ Прекрасное далёко

О развитии Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе рассказал Сергей Криворотов, директор Департамента градостроительства Приморского края.

В начале своего выступления он напомнил, что в АТР проживает более половины населения нашей планеты, а расположенные в нем страны производят 60% мирового ВВП. Естественно, что развитию российского Дальнего Востока требуется уделять большее внимание. Именно поэтому разработана соответствующая федеральная программа, на реализацию которой выделено в общей сложности 150 млрд рублей: 100 — из госбюджета, 10 — из местных бюджетов, 40 — от частных инвесторов.

Главным пунктом строительства и реконструкции станет Владивосток — уникальный город-порт и одновременно — конечная очка Транссибирской магистрали. Основная причина — в 2012 году именно здесь пройдет саммит АТЭС.

По словам докладчика, к этому мероприятию в городе будет построено и реконструировано 36 объектов, в том числе — аэропорт, включая взлетно-посадочную полосу, стоянки самолетов и здание аэровокзала, несколько дорог, полигоны ТБО, 2 моста через проливы Золотой Рог и Босфор Восточный, Театр оперы и балета и другие объекты. Намечена масштабная реконструкция Владивостокской крепости. Ход всех работ контролирует Министерство регионального развития РФ. В итоге Владивосток должен стать еще более привлекательным городом как для потенциальных инвесторов, так и для туристов из России и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Но обходится и без проблем. По словам Сергея Криворотова, на огромной территории Приморского края — 168 тыс. кв. километров — практически нет свободных территорий, пригодных под комплексную жилую застройку. А та, которая есть, занята объектами Министерства обороны. Единственный выход в этом случае — точечная застройка.


^ В Нижнем всё по-серьезному

Министр строительства Нижегородской области Владимир Челомин рассказал собравшимся про итоги реализации приоритетного Нацпроекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в 2007 году и задачах на 2008 год.

Он отметил, что областной строительный комплекс стал особенно бурно развиваться после того, как губернатором региона стал Валерий Шанцев, и подкрепил свои слова цифрами: «В 2007 году введено в строй 1 млн 50 тыс. кв. метров жилья. Продолжается переселение людей из аварийного жилого фонда с последующим сносом старых домов. На эти цели в прошлом году было затрачено 517 млн рублей. В 2008 году планируется переселить 2 тыс. семей».

Что касается госзаказа, то Владимир Челомин был конкретен — в 2008 году по нему будет построено 30 тыс. кв. метров жилья. План на 2009 год — 65 тыс., на 2010 — 70 тыс., на 2011 год — 100 тыс. кв. метров.


Сказал министр и о других строительных аспектах. Так, если в 2007 году соотношение многоквартирных домов к индивидуальным и малоэтажным строениям составляло 70 к 30%, то в 2010 году нижегородцы планируют достичь паритета — 50 на 50%. Для подготовки земли под жилищное строительство разработана специальная программа по развитию инфраструктуры. При этом развиваются не только города, но и глубинка. Например, если в 2006 году было сдано 70 домов для молодых специалистов, то в 2007 году этот показатель составил 174 дома. План на 2008 год — около 300 домов. Кроме того, до 2011 года планируется построить в каждом районе по физкультурно-оздоровительному комплексу с 2 бассейнами, катком, футбольным полем, тиром и тренажерными залами — всего 52 ФОКа.

Бюджет развития Нижегородской области на 2008 год составил 12 млрд рублей, к этому планируется изыскать дополнительно еще 6 — 7 млрд.

По словам Владимира Челомина, проблем по большому счету у них две. Первая — острая нехватка проектировщиков и строителей, которые могут справиться с такими объемами, — носит уже хронический характер. Вторая — недостаток собственных сил для развития метростроения — является в принципе решаемой.


^ Подмосковные контрасты

«В 2007 году строители Московской области сдали 7,8 млн кв. метров жилья. По отдельным муниципальным образованиям сдано до 6 кв. метров на 1 человека», — такими словами начал свой доклад начальник Научно-технического управления Министерства строительного комплекса Московской области Валерий Абарыков. Затем он перешел от достижений к проблемам и возможным путям их решения.

Одна из них кроется в особенностях областного административного устройства. В Московской области насчитывается 378 муниципальных образований, и для каждого нужен свой собственный генеральный план.

Что касается успехов, то, по словам Валерия Абарыкова, все они базируются на инженерной базе еще советских времен. К тому же все лакомые куски земли уже давно раскуплены, поэтому нужны новые градостроительные решения и тщательная инженерная подготовка новых территорий.

В числе других проблем — наметившийся разрыв между много- и малоэтажным строительством в пользу первого, активная покупка недвижимости приезжими и связанные с этим неудобства для коренных жителей, слабое развитие системы строительного обучения и образования из-за массированного привлечения гастарбайтеров, низкое качество проектной документации и самих строительно-монтажных работ.


^ Возможности исчерпаны

О развитии промышленности стройматериалов как необходимом условии реализации проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» рассказал Георгий Ведерников, управляющий директор по строительным материалам и механизированным услугам Группы ЛСР.

Главный его вывод — возможности отечественных производителей строительных материалов уже исчерпаны. В подтверждение своих слов выступающий привел ряд цифр.

Так, с 1990 по 2007 год обеспеченность стройматериалами по Петербургу и Ленин­градской области снизилась в 2 раза. Износ производственных мощностей составляет 60 — 70% при уровне их загрузки в 90%. Чтобы выйти из прорыва, к 2010 году необходимо построить как минимум 14 заводов по производству цемента, 200 — по производству железобетонных изделий и конструкций и 105 — по производству стеновых материалов. Но если учесть, что инвестиционный цикл строительства нового предприятия составляет 5 — 6 лет, то даже эта мера вряд ли поможет.

В качестве возможного варианта решения проблемы Георгий Ведерников предложил в срочном порядке разработать федеральную подпрограмму по развитию отрасли производства строительных материалов.


^ Вместо послесловия

В ходе остальных мероприятий форума «ИНТЕРСТРОЙЭКСПО» его участники выслушали такие доклады, как «Отечественная стройиндустрия и внедрение инновационных технологий в области жилищного строительства», «Саморегулирование в строительстве. Юридические аспекты», «Развитие предпринимательства и повышение благосостояния российских граждан как основа формирования рынка доступного жилья», «Изменения и дополнения к Градостроительному кодексу в части государственного строительного надзора и экспертизы. Опыт регионов России», «Страховые услуги для строительного комплекса России», «Основные подходы при реализации проектов строительства малоэтажных поселков городского типа стандарт-класса», «Перспективное развитие каркасного домостроения жилых и общественных зданий» и другие. В общей сложности только за один рабочий день участники форума заслушали 30 докладов.


^ Наша справка

В этом году в работе «ИНТЕРСТРОЙЭКСПО» приняли участие 927 ведущих компаний из Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья. Россия была представлена 47 регионами, зарубежных участников насчитывалось 14, среди них — Германия, Италия, Япония, Турция, Финляндия и другие. При этом некоторые страны представили коллективные стенды (для сравнения: в 2006 году в форуме приняли участие 821 российская и зарубежная компании, в 2007 году — 892).

Общая площадь, которую заняла выставка, на этот раз составила почти 19 тыс. кв. метров (в 2006 году — 16 тыс. кв. метров, в 2007 году — немногим более 16,5 тыс. кв. метров).

^ Есть мнения!

Виктор Забелин, президент Российского Союза строителей:

— За прошедшие годы выставка стала поистине международной. Она позволяет более целенаправленно и всесторонне изучать процессы, происходящие в строительном комплексе, помогает устанавливать прямые связи между партнерами в этом бизнесе.

Диан Борромео, президент Европейской Ассоциации подрядчиков:

— Российские компании не стоят на месте, они активно покупают акции ведущих строительных компаний Западной Европы. Это — еще одно доказательство того, что мы все вместе вступаем в эру глобализации. Именно поэтому данный форум станет вехой на пути вступления России в европейский рынок. И здесь надо побольше обращать внимание не на теоретизирование, а на практическую деятельность. Чем мы и занимались в ходе этого форума.

Сергей Петров, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по строительству и земельным отношениям:

— В проекте соответствующего федерального закона говорится про серьезные изменения в системе безопасности объектов капитального строительства. В частности, предусматривается более жесткий государственный надзор над ними, а нарушители будут привлекаться к административной ответственности.

Александр Коган, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания РФ, координатор проекта «Свой дом»:

— Разработан проект федерального закона, в соответствии с которым планируется создавать закрытые и открытые кооперативы, причем первые с участием или без участия государства. Происходит и законодательное стимулирование строительной деятельности. В частности, речь идет про отмену таможенных пошлин на ввозимое технологическое оборудование.

Александр Вахмистров, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

— Главная задача, которая стоит перед властями города, — в 2010, максимум до 2011 года, мы должны выйти на показатель 1 млн кв. метров в год, причем речь идет только о бюджетном жилье. Полагаю, что в целом жилищная политика Петербурга может стать прообразом для других российских регионов.

Николай КОЛЬСКИЙ


Стандарты FIDIC скоро придут в Россию

О том, что и в России необходимо разработать общие правила ведения работ в строительстве, основанные на отечественном и зарубежном опыте, включающие в себя основные положения FIDIC, говорилось уже давно. Вот и на совместном семинаре Российского Союза строителей и EIC, проходившем в рамках Международного строительного форума «Интерстройэкспо-2008» — крупнейшей строительной выставки России, — тема эта стала едва ли не самой обсуждаемой.

«Мы объявили о том, что планируем эти стандарты внедрять в России, поскольку FIDIC регулирует все взаимоотношения между заказчиком, генподрядчиком, подрядчиками и поставщиком», — подчеркнул генеральный директор Российского Союза строителей Михаил Викторов.

По словам вице-губернатора Санкт-Петербурга Александра Вахмистрова, «эти стандарты, давно принятые в мировой практике, адаптированы к российским условиям и станут частью нормативов саморегулируемых строительных организаций».

Во многом этому должно поспособствовать недавно подписанное соглашение о сотрудничестве Российского Союза строителей с EIC — независимым профессиональным объединением, представляющим интересы европейской строительной отрасли по вопросам деятельности на международном уровне.

По мнению президента РСС Виктора Забелина, соглашение о намерениях предусматривает взаимодействие сторон по следующим направлениям: содействие установлению прямых контактов между членами EIC и РСС, включая обмен сведениями об условиях работы на локальных рынках, в том числе по системе международных контрактов FIDIC, а также — передаче европейского опыта по саморегулированию, в том числе содействие формированию системы подготовки и переподготовки строительных кадров в России.

Анализ материалов обследований строительных объектов, экспертной оценки проектных решений и применяемых методик расчетов конструкций показывает, что для эффективного решения проблем, связанных с эксплуатационной надежностью конструкций зданий и сооружений, качеством строительной продукции, необходима комплексная реорганизация правовых, экономических, технических и научных подходов на всех этапах инвестиционной деятельности в строительстве. Основу подготовки строительной отрасли к «восприятию» системы управления качеством должны составить правовые акты, изменяющие сложившиеся при плановой экономике стереотипы принципов организации работы всех субъектов хозяйствования, задействованных на строительстве объектов. Это предполагает переход на новый уровень производственных отношений, в основе которого лежит механизм экономической заинтересованности и саморегулирования. Взаимные уступки приводят к различным негативным последствиям в деятельности участников строительного процесса. С этим мириться дальше преступно.

К большому сожалению, деятельностью заказчиков, их проблемами в последние 15 — 20 лет практически никто серьезно не занимался. Их работа сегодня регламентируется положениями, утверждаемыми облисполкомами и райисполкомами, руководителями предприятий, в которых вопросы юридической ответственности за конечный результат деятельности не находят должной принципиальной оценки.

Усиление функций технического надзора является настоятельной и первейшей необходимостью. Данная задача может быть решена только путем введения законодательных норм, направленных на приведение методов технического надзора в строительстве в соответствие с методами и практикой, существующей в Европе, США и других странах. Прежде всего необходимо создать специальные независимые службы технического надзора, которые могут состоять из одного или нескольких лиц, прошедших обучение и имеющих квалификационный аттестат на право ведения технического надзора.
Службы организации технического надзора в каждом конкретном случае должны разрабатывать нормативно-технические документы по осуществлению технического надзора. В основу этих документов должны быть заложены широко используемые за рубежом рекомендации международной организации инженеров-консультантов (FIDIC).

Напомним, что пока в Российской Федерации нет положения (свода правил) о договорах подряда, обязательного для всех участников инвестиционной деятельности, и установленного единого текста договора подряда. В большинстве зарубежных стран такие документы существуют. Иностранные кредиторы, инвесторы, заказчики и подрядчики при строительстве производственных объектов и зданий и сооружений социальной сферы предпочитают работать с использованием международных стандартов и форм контрактов (договоров).

В основе этих стандартов лежат документы FIDIC (французская аббревиатура Международной Федерации инженеров-консультантов).

FIDIC была основана в 1913 году тремя национальными ассоциациями инженеров-консультантов европейских стран. Первоначально ее деятельность была нацелена на создание международной методологической базы регламентации деятельности инженеров-консультантов.

Со временем функции Международной Федерации инженеров-консультантов расширились, и сейчас FIDIC основные усилия концентрирует на разработке и публикации типовых условий контрактов для использования с целью регулирования взаимоотношений участников международных инвестиционно-строительных процессов.

Сегодня членами этой организации являются национальные ассоциации 75 стран со всех континентов, Федерация представляет большинство частнопрактикующих инженеров-консультантов мира.

Как сказал член правления FIDIC Мишель Демарр, начиная с 60-х годов XX века Федерация провела значительную работу в области унификации договоров в различных сферах строительства.

По его словам, всего с этого времени было разработано девять проформ контрактной документации. Первоначально были выпущены пять основных проформ:

«Условия контракта на сооружение объектов гражданского строительства» («Красная книга») — «Conditions of Contract for Works in Civil Engineering Construction» («Red Book»);
«Условия субдоговора на сооружение объектов гражданского строительства» — «Conditions of Subcontract for Works in Civil Engineering Construction»;

Типовой договор между заказчиком и консультантом на оказание услуг» («Белая книга») — «Client/Consultant Model Services Agreement» («White Book»);

Условия контракта на проектирование, строительство и сдачу объектов «под ключ» («Оранжевая книга») — «Conditions of Contract for Design-Build and Turnkey» («Orange Book»);
«Условия контракта на электромонтажные работы и работы по монтажу механического оборудования» («Желтая книга») — «Conditions of contract for Electrical and Mechanical Works» («Yellow Book»).

В 1999 году были разработаны еще четыре формы, — сообщил Демарр:

«Условия контракта на строительство» — «Conditions of Contract for Construction, First Edition», 1999 — рекомендуются при проведении строительных или инженерных работ, спроектированных заказчиком или его представителем, инженером;

«Условия контракта на поставку оборудования, проектирование и строительство» — «Conditions of Contract for Plant and Design and Build, First Edition», 1999 — рекомендуются при поставке и монтаже электрического и/или механического оборудования, а также при разработке проекта и выполнении строительных или инженерных работ;

«Условия контракта для проектов, выполняемых «под ключ» — «Condition for Contract for EPC Turnkey, First Edition», 1999 — могут применяться при сооружении «под ключ» полностью оборудованного и готового к эксплуатации завода, электростанции, объекта инфраструктуры или другого аналогичного объекта, где, во-первых, важна точность оценки конечной стоимости объекта и сроков его выполнения, и, во-вторых, подрядчик несет всю полноту ответственности за разработку проекта и осуществление работ с минимальным участием заказчика;

«Краткая форма контракта» — «Short Form of Contract, First Edition», 1999 — рекомендуется при выполнении строительных и инженерных работ с относительно малым объемом инвестиций.

По словам члена Целевой Группы подконтракта Комитета контрактов Ричарда Аппуна, проформы FIDIC регулируют отношения сторон уже на преддоговорной стадии. Указанными контрактами регламентируется проведение строительных тендеров. Проформы рекомендованы прежде всего для проведения международных тендеров на строительство, но могут применяться и на национальном уровне.

ля успешной деятельности независимого технического надзора следует отказаться от существующей практики выделения фиксированной доли средств на осуществление технического надзора по любому проекту независимо от его сложности, квалификации подрядчиков и сметной стоимости работ.

Эти затраты не должны носить постоянный характер и, естественно, по каждому конкретному объекту будут различны. Например, в Западной Европе принято выделять на технический надзор от 3 до 7 процентов от общей стоимости работ, однако в каждом конкретном случае, по каждому проекту в отдельности они обосновываются по детальной смете, подготавливаемой консультантами или проектировщиками и никогда не основываются на фиксированном процентном отношении. Очевидность того факта, что экономия средств за счет технического надзора на самом деле не является экономией, не вызывает сомнений. Финансовые последствия работ низкого качества, ведущие к значительному увеличению затрат на содержание и ремонт зданий и сооружений, сокращению сроков службы эксплуатации объектов, по своим размерам намного превышают суммы, сэкономленные в ходе строительства.

Для создания юридической основы функционирования современной системы контрактных отношений между участвующими в реализации проекта сторонами необходимо изменение существующих правил договоров (контрактов) подряда, технических нормативов и стандартов, где должно найти отражение понятие «ИНЖЕНЕР» как юридическое лицо, осуществляющее технический надзор и организующее выполнение проекта, с которым заказчик заключает контракт.

Международный опыт показывает, что технический надзор на объекте будет функционировать должным образом только тогда, когда ИНЖЕНЕР наделен полномочиями и властью для того, чтобы применять на практике все условия контракта FIDIC. Для осуществления ИНЖЕНЕРОМ своих обязанностей в новые контрактные документы должны быть включены положения, позволяющие ему выступить в роли последней инстанции по всем вопросам, относящимся к качеству и оплате работ. Оплата за несоответствующие стандартам работы и материалы производиться не должна. Специалист технического надзора сможет контролировать качество только при наличии полномочий по контролю оплаты работ подрядчика.

Кроме того, необходимо включить в новые контрактные положения обязанности подрядчика по предоставлению заказчику (ИНЖЕНЕРУ) плана обеспечения качества (ПОК) строительства объекта, организации строительной лаборатории на объекте, где в присутствии ИНЖЕНЕРА возможно было бы утвердить результаты испытаний применяемых строительных материалов.

Большинство специалистов подчеркивают, что в случае применения типовых условий контрактов FIDIC в соответствии с российским правом необходима соответствующая адаптация, так как имеют место существенные отличия депозитных норм Гражданского кодекса Российской Федерации и типовых условий контрактов FIDIC.

Однако введение методики FIDIC — типовых подрядных договоров — в России имеет весьма широкие перспективы.

Российский Союз строителей всецело поддерживает применение в Российской Федерации типовых условий строительных контрактов FIDIC.

Генеральный директор Российского Союза строителей Михаил Викторов: «Единообразная, типовая система договоров не только делает отношения прозрачными и регулируемыми, но и просто позволит предприятиям экономить время и ресурсы».

Президент Европейской Ассоциации подрядчиков Диан Альфонсо Борромео:

FIDIC разрабатывает, публикует типовые условия контрактов для использования во всех странах мира и призывает не участвующие в данной Федерации страны к выработке единой концепции и общих правил проведения торгов (тендеров), разработке единых норм и типовых форм контрактной документации, которые можно было бы применять во всех странах мира. Эти документы используют Международный и Европейский Банки развития и реконструкции.

Президент Российского Союза строителей Виктор Забелин: «Российский Союз строителей придает большое значение установлению тесных деловых отношений с европейскими коллегами. Во-первых, мы тщательно изучаем и учитываем положительный европейский опыт в своей деятельности: к примеру, эффективно реализованная в Германии модель профессиональной подготовки кадров, предусматривающая отчисления работодателей в фонд поддер­жки образовательных центров, с нашей точки зрения, позволит решить поставленные Президентом РФ задачи подготовки и переподготовки кадров: мониторинга потребностей, обновления учебных программ и создания материально-технической базы. Во-вторых, учет европейского опыта в построении системы саморегулирования отечественного строительного рынка позволит создать единое поле для взаимовыгодного сотрудничества России с европейскими странами».

Член Целевой Группы подконтракта Комитет контрактов Ричард Аппун FIDIC: «Общие правила и типовые контрактные формы не должны противоречить законодательству страны их применения».

Иван Бесконвойный


^ СРО НА ПОДХОДЕ, РАСКАЧИВАТЬСЯ НЕКОГДА!

Очередное заседание Научно-методического совета Российского Союза строителей прошло весьма содержательно, бурно и активно. На обсуждение были вынесены два взаимосвязанных вопроса: поправки в Градостроительный кодекс, касающиеся саморегулирования, и становление системы аттестации кадров в саморегулируемых организациях. Обсуждение еще раз показало, что тут есть, что обсуждать.

Генеральный директор РСС Михаил Викторов подробно рассказал членам Совета о текущем состоянии работы по внесению поправок в принятый в первом чтении закон по изменениям в Градостроительный кодекс, касающийся СРО. По его словам, в лице министра регионального развития Дмитрия Козака, его заместителя Сергея Круглика, а также председателя Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартина Шаккума Российский Союз строителей нашел не только единомышленников, но и активных лоббистов необходимых поправок.

В результате длительных дебатов и консультаций удалось достичь самого главного — та концепция, которая была предложена Российским Союзом строителей, была взята законодателями за основу.

Отвергнут принцип формирования СРО по типу объектов, что убивало малый и средний бизнес, и принято предложение РСС о типизации СРО по перечню выполняемых работ. При этом членство в СРО будет разделяться: необязательное для небольших компаний с отделочными и прочими неопасными видами работ, но будет группа видов работ, влияющих на безопасность и надежность зданий, по которым членство в СРО будет обязательным. По всей видимости, перечень видов работ будет утверждаться Правительством России, т.е. чиновниками, хотя РСС всячески отстаивает позицию, чтобы перечень утверждался федеральным Союзом СРО. Главный недостаток этой позиции — медлительность органов власти в разработке подзаконных актов, тем более, что в Правительстве пока нет специалистов, которые могут сделать такой перечень. С другой стороны, чиновники уверяют, что готовы работать с РСС по подготовке такого перечня.

Удалось полностью отстоять права и полномочия региональных СРО. Теперь именно региональная СРО обладает всей полнотой прав, и выданный ей допуск начинает действовать с момента внесения в реестр самой СРО. Сама СРО в течение 10 дней должна передать в общероссийский реестр эту информацию, которая носит уведомительный характер.

Ряд споров по закону пока остается нерешенным, например, в тексте, который был согласован Минрегионом, была прописана четкая двухуровневая система СРО: региональная и общероссийская организации. Формирование федеральной организации производится не менее, чем 50 % субъектов в лице региональных СРО имеют право на формирование федерального СРО. ФАС выступил очень жестко против обязательности членства в СРО, и тогда РСС предложил узаконить саморегулируемые организации, не входящие в общероссийскую СРО, но для таких «индивидуалов» все требования и нормы увеличиваются в четыре раза — и количество членов, и компенсационный фонд, а контролировать будет напрямую федеральный орган. Вокруг этого пункта велись и ведутся горячие споры, МЭРТ и Минрегион предложили сделать механизм вхождения в федеральную СРО полностью добровольным. РСС видит в этом очень серьезную угрозу, потому что речь идет не о добровольности, а о формализации и законодательном обеспечении прав — либо они уходят к чиновникам, либо остаются в отраслевых объединениях. Нужно сказать, что идею общероссийского объединения СРО поддерживает большинство региональных Союзов строителей, им нужен методический центр, федеральный представитель и защитник их интересов. РСС будет настаивать на своей позиции.

Как же будет внедряться саморегулирование в строительстве, тем более, что закон должен быть принят до конца весенней сессии? Скорее всего, лицензирование в последний раз будет продлено до 1 января 2009 года, причем с 1 июля 2008 года должны начать формироваться и регистрироваться полноценные СРО в регионах с тем, чтобы с 1 января 2009 года они могли начать выдавать допуски для работы на рынке. Действие уже выданных лицензий будет ограничено 1 января 2010 года, после чего они теряют свою силу, во всяком случае, на внутреннем рынке. Требования к допуску будут прописаны в законе и должны жестко соблюдаться. Органы ФЛЦ будут постепенно ликвидированы, поскольку их категорическое нежелание реформироваться и встраиваться в новую систему не оставляет места для другого решения.

Также М. Викторов озвучил опасения о том, что могут появиться дутые СРО-одногодки, созданные мифическими, существующими только на бумаге, 50 компаниями, которые начнут торговать допусками на рынок. Опасность вполне реальная, если подходить к формированию и регистрации СРО формально. Можно ли поставить этому заслон? Пока ясного механизма не просматривается, но нужно хотя бы обозначить проблему с тем, чтобы подумать, как ее решать. Ни в коем случае не должна повториться ситуация с лицензиями, которыми торговали на каждом углу по сходной цене.

Обсуждая вопрос введения аттестации в СРО, вице-президент Российского Союза строителей Лариса Баринова подчеркнула, что делать это необходимо быстро, но при этом качественно. Программы для аттестации — вещь весьма сложная, они готовятся не один месяц, сейчас общестроительная часть усилиями РСС готова, а вот проектировщикам и геоизыскателям нужно поторопиться, иначе аттестовывать и выдавать допуски будет невозможно. Аттестация будет проводиться среди специалистов и руководителей компаний на соответствие занимаемой должности с выдачей соответствующих квалификационных аттестатов в случае успешного тестирования и рекомендаций по повышению квалификации в случае провала. Нужно подчеркнуть, что должностной аттестат не выдает никто, кроме Российского Союза строителей, и не нужно путать этот аттестат с требованиями по повышению квалификации.

Уже сейчас подготовлены 1300 вопросов для таких тестов, они каждый раз для каждого специалиста будут подбираться случайным способом, чтобы тест было невозможно, что называется, вызубрить. Все данные о прохождении аттестации будут вноситься в единый реестр, таким образом создастся некая база по кадрам в строительной отрасли.

Кто же будет проводить аттестацию кадров? Это могут быть как региональные Союзы строителей, затем переформированные в СРО, а также учебные заведения различного уровня. Самое главное — они должны быть аккредитованы при Российском Союзе строителей, а затем при общероссийском объединении СРО. Эта работа уже ведется, и уже более 20 Союзов и учебных заведений аккредитованы при РСС (список смотрите ниже). Л. Баринова предостерегла коллег от формального отношения к аттестации, квалификационный аттестат должен стать, может быть, единственной гарантией действительного состояния кадров в строительстве.

Подводя итоги заседания, М. Викторов еще раз подчеркнул, что самая главная задача сейчас — разворачивание сети аттестационных пунктов по всей стране, а также подготовка документов на местах для регистрации СРО. Времени на раскачку уже не осталось.

Елена ШИНКОРЕНКО


«Пионеры» саморегулирования живут во Владимире

Создание саморегулируемых организаций, работа над выполнением Национального проекта «Доступное и комфортное жилье» — эти и другие вопросы активно обсуждались во Владимире, где в один из погожих весенних дней состоялось общее годовое собрание акционеров ОАО «Россевзапстрой».


По сложившейся традиции акционеры одного из крупнейших строительных холдингов страны проводят свои собрания в одном из регионов присутствия компании. На первый план в таких случаях (кроме подведения итогов и выборов нового состава Совета директоров) выдвигаются обмен опытом, полезное общение с коллегами, находящимися на удалении от Москвы. Кроме акционеров в собраниях, как правило, принимают участие представители администраций и законодательных органов субъектов РФ.

Владимирская область выбирается для проведения подобных мероприятий не в первый раз. И этому есть, по крайней мере, две причины. Первая из них — неплохая динамика строительства жилья (по росту его объемов область в 2007 году заняла второе место в Центральном федеральном округе, если не считать Москву и Подмосковье). Вторая причина — создание на базе Союза строителей Владимирской области саморегулируемой организации (СРО), одной из первых в России.


^ Поддержать законами


Свое удовлетворение фактом избрания субъекта РФ для проведения годового собрания акционеров ОАО «Россевзапстрой» выразил председатель Законодательного собрания Владимирской области Анатолий Бобров. Рассказывая о сегодняшнем дне территории, он привел такие небезынтересные факты.

В 2007 году рост объемов промышленного производства в регионе составил 12,7 процента. По этому показателю область, где нет своего углеводородного сырья, атомных, тепловых, гидроэлектростанций, заняла шестое место среди 18 субъектов ЦФО.

При этом в строительстве зафиксирован куда больший рост по сравнению с 2006 г. — 41 процент. В 2007 году в области сданы в эксплуатацию более 4500 новых квартир площадью более чем 376 тыс. кв. м. «Впрочем, — самокритично признал Анатолий Бобров, — гордиться здесь особенно нечем: в конце 80-х сдавалось 870 тысяч кв. м жилья в год. На этот уровень мы планируем, в соответствии с долгосрочной программой развития до 2020 года, выйти только в 2015 году».

Законодательное собрание области, по словам его председателя, старается поддерживать строителей всеми нормативными документами, которые необходимы для выполнения Национального проекта «Доступное и комфортное жилье». Так, на территории области действует Закон о государственной поддержке инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений. Недавно принят Закон о регулировании градостроительной деятельности, который устанавливает порядок разработки, согласования, экспертизы, утверждения градостроительной проектной документации. В числе прочих документов на Владимирщине действуют также Закон об обеспечении субъекта РФ документами территориального планирования за счет областного бюджета и Закон (в виде целевой областной программы) об обеспечении земельных участков коммунальной инфраструктурой, необходимой для жилищного строительства в 2006 — 2010 гг.

В целом строительный комплекс области и города развивается поступательно, констатировал первый заместитель начальника управления архитектуры и строительства г. Владимира Виктор Пузанов.

Значительно перевыполнен план по ипотечному кредитованию, решается вопрос по расселению людей из ветхого жилого фонда.

Параллельно этому растет и авторитет областного Союза строителей — если еще на начало этого года в нем состояло 70 организаций, то сейчас — более ста.


^ На пути к «реальному» СРО


Уже не первый год тема саморегулирования занимает ведущее место в дискуссиях, которые проходят на уровне ЗАО «Россевзапстрой» и Владимирского областного объединения работодателей. Это позволило вплотную приблизиться к решению этого вопроса и к созданию региональной саморегулируемой организации «Союз строителей Владимирской области», которая была зарегистрирована в прошлом году.
О пути к достижению этого, пока еще необычного для России, статуса рассказал исполнительный директор Владимирского Союза строителей Борис Генералов.

По инициативе и при помощи ОАО «Россевзапстрой» объединение работодателей Владимирской области было создано в виде ассоциации строительных организаций в 1995 году. Впоследствии оно было преобразовано в объединение работодателей Союза строителей Владимирской области.

К февралю прошлого года, то есть ко времени общего собрания Союза, большинство его членов, по словам Бориса Генералова, уже «осознало, что такое саморегулирование и зачем оно нужно». В результате на собрании было принято решение о преобразовании Союза строителей в региональное саморегулируемое объединение работодателей. А для того чтобы оно реально существовало, были внесены изменения в Устав организации, который был дополнен соответствующими новому статусу положениями.

«Мы не говорим, что уже достигли всего и все сделали абсолютно правильно, но путь к «реально действующему» СРО для себя уже нашли, и сейчас по нему уверенно идем», — подчеркнул в своем выступлении Борис Генералов.

Что же нужно сделать для того, чтобы перейти к СРО? Опыт владимирских строителей показывает, что для этого им было необходимо пройти несколько этапов. Первый этап — это разъяснение всех нюансов и преимуществ СРО его будущим членам. Второй этап связан с подготовкой первичных документов организации — Устава и Кодекса чести. Дальше нарабатывались такие документы, как стандарт организации и положения: о компенсационном фонде, о дисциплинарных органах, третейском суде. Наконец, последний этап — это собственно переход к состоянию саморегулирования.

Чтобы были понятней масштабы той работы, которая уже проделана «в недрах» областного Союза строителей, достаточно сказать, что его силами сегодня осуществляется 70 процентов всей связанной со строительством деятельности на территории Владимирской области.

В качестве СРО владимирцы зарегистрировались в апреле 2007 года. По словам Бориса Генералова, к концу нынешнего года региональный союз работодателей должен стать по-настоящему саморегулируемой организацией, то есть наработать весь комплект необходимых для этого документов. Исполнительная дирекция регионального саморегулируемого объединения работодателей будет состоять из 18 человек.
Многие аспекты создания СРО стали яснее собравшимся после выступления генерального директора Российского Союза строителей Михаила Викторова. Подчеркнув, что РСС последовательно выступает за внедрение СРО, Михаил Юрьевич вручил свидетельство об аккредитации региональному саморегулируемому объединению работодателей «Союз строителей Владимирской области», дающее тому право на проведение квалификационной аттестации кадров. Одной из задач РСС на нынешнем этапе Михаил Викторов назвал также наделение прямыми законодательными полномочиями региональных союзов строителей.


Где метр, а где и дециметр…


О необходимости учитывать новые веяния в строительной отрасли, и в частности вопросы, связанные с саморегулируемостью, говорил на собрании акционеров Юрий Лосев, президент ОАО «Россевзапстрой».
Юрий Григорьевич поблагодарил губернатора Владимирской области Николая Виноградова и местный Союз строителей за внимание к этим проблемам и за то, что они наработали много материалов по организации СРО, которые могут стать полезными для других.

За минувший год организации «Россевзапстроя» также внесли значительный вклад в развитие строительной отрасли, и в частности в возведение жилья. Положительная динамика зафиксирована во всех регионах деятельности компании, за исключением Мурманской области.

В то же время ситуация в ряде регионов не может не вызывать противоречивых эмоций. Как известно, к 2010 г. Россия должна вводить не меньше одного квадратного метра жилья на каждого человека в год. Так вот от этого показателя некоторые территории, где присутствует «Россевзапстрой», пока очень и очень далеки.

Данные за 2007 год действительно заставляют задуматься: если по России в целом был обеспечен ввод 0,42 кв. м на человека, то, например, в той же Владимирской области — 0,26 кв. м. И это еще далеко не самый плохой показатель. Сравните: Ивановская область — 0,15, Костромская — 0,14, Тверская — 0,23, Калужская — 0,25, Республика Коми — 0,17. Не очень впечатляют и показатели некоторых других регионов: Смоленская область — 0,28, Орловская — 0,29, Рязанская — 0,31, Республика Марий Эл — 0,39. Зато в таких субъектах Федерации, как Чувашия (0,78), Калининградская (0,8) и особенно Московская область (1,14), прогресс в строительстве жилья оказался за последние годы очень ощутимым. Подобный «разброс», конечно, напрямую сказывается на экономике регионов, в первую очередь — на перспективах закрепления квалифицированных кадров.

Беспокоит руководство «Россевзапстроя» и работа проектных организаций: в 90-е годы многим институтам пришлось сокращать своих специалистов, а сегодня в условиях строительного бума ощущается их острейший дефицит. А ведь для того чтобы вырастить квалифицированного проектировщика, необходимо, по меньшей мере, пять лет.

Прошлый год был знаменателен еще и тем, что исполнилось 40 лет с момента основания Минстроя СССР, преемником которого является ОАО «Россевзапстрой». Выпущены юбилейные медаль и часы с символикой компании. Ей вручен почетный знак «Строительная слава» с приложением сертификата. Большая группа специалистов «Россев­запстроя» удостоена званий «Заслуженный строитель России» и «Почетный строитель России». При подведении итогов года ряд территориальных организаций стали победителями конкурсов под эгидой профсоюзов и Российского Союза строителей. Продолжилось наращивание мощностей предприятий стройиндустрии холдинга, включая крупнейшие домостроительные комбинаты и т.д.

…Интересный «поворот» произошел в отношении к строителям из «Россевзап­строя» (и не к ним одним) в бывших союзных республиках, ныне независимых государствах СНГ. Если в 90-е российские специалисты (не только строители, но и, скажем, учителя и медики) им были «категорически не нужны», то в настоящее время от этих республик поступают регулярные предложения о сотрудничестве — из-за отсутствия своих, «национальных», кадров. Вот такая, как говорил один бывший российский Президент, «загогулина» вышла…

В ходе собрания акционеров, прошедшего во Владимирской области, был избран новый состав Совета директоров ОАО «Россев­запстрой». А Российский Союз строителей, его региональные отделения еще раз подтвердили свой курс на саморегулируемость.


^ НАША СПРАВКА


Владимирская губерния была образована Указом Екатерины Второй в 1778 году. Как область, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР, существует с 1944 года. В настоящее время она занимает территорию в 29 тысяч кв. км, население — 1,45 млн человек (в 1990 г. — 1,65 млн).

Владимирская область славится уникальными историко-архитектурными памятниками, 10 из которых включены в список мирового наследия ЮНЕСКО. Среди них Дмитриевский и Успенский (с фресками Андрея Рублева) соборы, Золотые ворота постройки 12 века во Владимире, храм Покрова на Нерли, собор Рождества Богородицы в Суздале. Во Владимире берет начало туристический маршрут «Золотое кольцо», в который входят также города Юрьев Польский, Суздаль и Александров.

В процессе развития во Владимирской области сложился крупный хозяйственный комплекс индустриально-аграрного типа. В этом субъекте РФ производится 58 процентов всей сортовой посуды, 26 процентов шелковой ткани, 50 процентов железнодорожных стрелочных переводов, 23 процента стеклотары, 26 процентов шоколада России. В сельском хозяйстве развивается в основном молочно-мясное направление.

Андрей ВОЛОК


Строители Дона: достижения и перспективы

Годовое Общее собрание членов Ассоциации строителей Дона (АСД) состоялось в Ростове-на-Дону. С докладом о деятельности организации за отчетный период выступил председатель Совета АСД Евгений ИВАКИН.

— За последний год удалось сделать очень многое, — сказал Евгений Константинович. — Благодаря совместной работе членов Ассоциации с Министерством строительства, органами власти области и города, в Ростовской области успешно реализовывался Национальный проект. Ввод жилья составил 1,7 млн м2, более 50% из которых введено в Ростове-на-Дону. Утвержден Генеральный план ростовской агломерации. Принята Стратегия социально-экономического развития области до 2020 года, в которой значительное место занимают вопросы развития строительного комплекса. Планом предусмотрен ввод жилья в 2008 году 2 млн м2. С принятием Национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» вопросы строительного комплекса стали решаться на всех уровнях управленческой пирамиды законодательной власти значительно быстрее. Однако количество проблем и их острота с наращиванием темпов строительства также увеличиваются.

Докладчик остановился на вопросах, затрагивающих интересы большинства строительных организаций и находящихся в поле зрения Совета Ассоциации. Прежде всего это реализация Национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

— Проблем по части реализации этого, безусловно, важного для нашей страны проекта очень много, — подчеркнул председатель Совета Ассоциации строителей Дона. — Назову лишь основные: несовершенство законодательной базы в строительстве; нехватка квалифицированных кадров; неэффективная налоговая система; дефицит инженерно подготовленных территорий; наличие множества согласовывающих организаций и длительность процесса по согласованию проектно-технической документации на строительство жилья; высокая стоимость квартир; рост цен на строительные материалы; увеличение тарифов естественных монополий; продолжается процесс недружественных поглощений предприятий стройкомплекса и многие другие. В связи с этим мы создали инициативную группу по реализации нацпроектов, которую возглавил заместитель губернатора Ю. Г. Андриади.

Выступающий обратил внимание слушателей на тот факт, что рост численности АСД происходит на протяжении всех лет и продолжается до настоящего времени, составляя на сегодняшний день с ассоциируемыми членами 290 организаций. Только за последние месяцы в Ассоциацию вступила 21 организация. Большой вклад в развитие Ассоциации, как и в прежние годы, вносит Ростовский государственный строительный университет во главе с президентом, профессором Виктором Ивановичем Шумейко. В структуре АСД созданы и активно работают и расширяются филиалы в Таганроге и Волгодонске, советы директоров и секции по различным направлениям. Активно работает совет директоров проектных организаций, объединивший руководителей 12 крупнейших проектных институтов Ростовской области. На новые рубежи вышел Ростовский областной фонд ветеранов-строителей, создана секция ипотеки, хорошо работает созданная на общественных началах сварочная служба.

Продолжается взаимодействие и плодотворное сотрудничество с Российским Союзом строителей, Союзом строителей ЮФО и его структурами в субъектах Федерации. В 2007 году продолжилась работа Ассоциации по выполнению трехстороннего соглашения с Министерством строительства, Ассоциацией строителей Дона и Ростовским обкомом Профсоюза строителей и предприятий стройматериалов.

Ассоциация представляла интересы в Комитете по строительству Торгово-промышленной палаты, в Союзе работодателей Ростовской области. Регулярно участвовала в семинарах и конференциях, в строительно-архитектурных форумах по вопросам строительства на всех уровнях. Члены Совета Ассоциации принимали участие в выставочной деятельности, во встречах с иностранными делегациями. Систематически члены Ассоциации позиционировались в средствах массовой информации, газетах: «Строительство и архитектура», «Вести ТИП», «Экономика Дона», «Донской предприниматель», «Комсомольская правда»; журналах: официальном издании Российского Союза строителей — Всероссийском отраслевом журнале «Строительство», «Строительные технологии и техника», «Вестник Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области», «Вестник донской экономики», «АССА» и «АССА «Проект: Юг» и многих других. С 20 мая начали издавать газету АСД «Строительный вестник Дона». Создан клуб директоров для возможности общения и решения вопросов в неформальной обстановке.

Информация о деятельности Ассоциации систематически распространялась по каналам радио, телевидения, интерфакса. Совет Ассоциации строителей Дона принимал участие в проведении Дня строителя, в представлении организаций для участия в конкурсе на лучшую строительную организацию и награждении работников строительного комплекса Дона. Создан микроклимат, позволяющий успешно представлять Ассоциацию на всех уровнях власти и общественных структур. Прошедший отчетный период свидетельствует о востребованности Ассоциации строителей Дона и ее значительной роли в развитии инвестиционного строительного комплекса Ростовской области, Южного федерального округа и Российской Федерации.

Все это было бы невозможно без активной организационной поддержки, оказанной Администрацией области, губернатором Владимиром Федоровичем Чубом, вице-губернатором Иваном Антоновичем Станиславовым и заместителем губернатора Юрием Георгиевичем Андриади.

В течение 2007 года Ассоциация эффективно взаимодействовала с областной администрацией и Министерством образования Ростовской области над созданием строительных центров по подготовке профессиональных кадров. На базе десятого лицея создан ресурсный центр по подготовке строительных кадров; на наш взгляд, необходимо продолжить эту работу и создать на базе действующих ПТУ еще два ресурсных центра в области. В 2007 г. продолжено сотрудничество с Управлением государственной службы занятости населения по Ростовской области. Также продолжается взаимодействие между фракцией «Единая Россия» Законодательного собрания РО, Ассоциацией строителей Дона и Ростовским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

17 апреля состоялось обсуждение вопросов подготовки квалифицированных кадров для строительного комплекса. Среди основных направлений в своей деятельности Ассоциация выделяет следующие:

национальные проекты, и в первую очередь Национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»;
устранение барьеров на пути развития строительного бизнеса;
налоговое реформирование;
совершенствование законодательства строительной отрасли;
дальнейшее развитие ипотечного кредитования (для работников строительной отрасли необходимо дать льготы при получении кредита);
кадровое обеспечение строительства;
переход к саморегулируемым организациям;
поддержка ветеранов-строителей;
повышение общих стандартов ведения бизнеса;
вопросы, связанные с вступлением
в ВТО;
повышение эффективности деятельности трехсторонней комиссии;
улучшение работы по связям с общественностью;
повышение экономической культуры и деловой этики;
улучшение взаимодействия с филиалами Ассоциации, а также советами директоров и руководителями секций;
совершенствование каналов распределения информации (обновление сайта, работа со СМИ).

— Значительная активизация деятельности Ассоциации в прошедшие годы ставит нас перед необходимостью не только повышать качество и эффективность своей деятельности, определять сильные и слабые стороны в работе, но и выявляет новые перспективные возможности работы, — сказал Евгений Константинович. — Во многих направлениях мы еще не достигли того уровня, который сегодня необходим нашим предпринимателям. Мы плохо лоббируем их интересы в органах власти.

Еще недостаточно используется потенциал таких структур, как филиалы, советы директоров и секции Ассоциации. Все они создавались по инициативе членов Ассоциации, но не все из них работают в соответствии с заявленными задачами. Считаю, что активизация работы этих структур — составная часть эффективной работы Ассоциации в целом. В заключение хочу поблагодарить всех, кто оказывал и оказывает помощь в работе нашей общественной организации.

Ассоциация строителей Дона, как и в прежние годы, будет вносить свой вклад в развитие строительного комплекса Дона, ЮФО и России, в выполнение приоритетных национальных проектов, повышение культуры предпринимательства в строительстве.

Завершая доклад, председатель Совета Ассоциации строителей Дона пожелал всем членам Ассоциации, всем работникам инвестиционно-строительного комплекса Дона дальнейших успехов в благородном созидательном труде строителей.

Затем о ходе реализации строительной программы в 2007—2008 гг. в Ростовской области кратко и емко рассказал заместитель губернатора Ростовской области Юрий Андриади. Он заострил внимание присутствующих на значительном росте привлекаемых в область инвестиций и успешном развитии стройкомплекса региона и подчеркнул, что в соответствии с принятым 3-летним бюджетом до 2011 года на строительство и реконструкцию социально значимых объектов области будут направлены свыше 15,8 млрд рублей. Из этой суммы 50% направляется на строительство и реконструкцию объектов жилищной сферы и коммунального назначения, а на объекты социальной сферы порядка 33%.

— В прошлом году, — добавил он, — получило хороший импульс строительство социального жилья, чему особое внимание уделяется в шахтерских городах, где последние годы практически жилье не строилось.
Была затронута в выступлении и актуальная для стройкомплекса проблема нехватки квалифицированных кадров. Докладчик также напомнил, что в текущем году перед областью стоит достаточно серьезная задача — ввести в строй свыше 2 млн кв. м жилья, обеспечив ввод жилья на душу населения 0,46 кв. м. «И достижение этого результата, подчеркнул он, — зависит от большинства присутствовавших в зале».
Также прозвучали доклады о выполнении Нацпроекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в ЮФО, присутствующие ознакомились с информацией о работе строительного комплекса Ростова-на-Дону и о выполнении 3-стороннего соглашения о социальном партнерстве.

Торжественным моментом собрания стало принятие новых членов в Ассоциацию строителей Дона, вручение свидетельств и награждений лучшим предприятиям стройкомплекса Ростовской области.


^ НАША СПРАВКА

Указом Президента РФ Владимира Путина заместитель губернатора Ростовской области Юрий Андриади награжден орденом Дружбы.

Согласно Указу, текст которого размещен на официальном сайте Президента РФ, Юрий Андриади удостоен ордена Дружбы «за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу».

Орден Дружбы учрежден Указом Президента РФ 2 марта 1994 года. Орденом награждаются граждане за большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества наций и народностей, высокие достижения в развитии экономического и научного потенциала России, особо плодотворную деятельность по сближению и взаимообогащению культур наций и народностей, укреплению мира и дружественных отношений между государствами.


Марина КОСОЛАПОВА

rukovodstvo-k-vospitaniyu-okkultnih-sil-v-cheloveke-stranica-8.html
rukovodstvo-komandi-stranica-3.html
rukovodstvo-konferencii.html
rukovodstvo-magisterskimi-programmami-nazvaniya.html
rukovodstvo-metodicheskim-obedineniem-23-24-str.html
rukovodstvo-ministerstva-i-inie-predstaviteli-mchs-rf-5-voenno-tehnicheskoe-sotrudnichestvo-moskva-022-2008-medvedev-utverdil-novij-sostav-soveta-bezopasnosti-rossii-5.html
  • books.bystrickaya.ru/dorozhno-transportnaya-sistemasankt-peterburga-ezhenedelnij-obzor-novostej-avtodorozhnoj-otrasli-20-26-sentyabrya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/modul-02-vvodim-osnovnie-ponyatiya-kursa-informatika-informaciya-industriya-informatiki-dannie-baza-dannih-baza-i-bank-znanij.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-4-rinochnaya-organizaciya-ekonomiki-voprosi-teorii-praktiki-i-metodiki-izucheniya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadaniya-sposobstvuyushie-razvitiyu-kulturi-rechi-uchashihsya-zadanie-otredaktirujte.html
  • reading.bystrickaya.ru/matematicheskoe-modelirovanie-processov-v-ionosfernoj-plazme.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/naimenovanie-razdela-konkursnoj-dokumentacii-otkritij-konkurs-24-na-pravo-zaklyucheniya-municipalnogo-kontrakta.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-istoriya-obektno-orientirovannogo-programmirovaniya-koncepciya-sovremennogo-analiza-i-proektirovaniya.html
  • student.bystrickaya.ru/1-osnovnie-napravleniya-deyatelnosti-laboratorii.html
  • tasks.bystrickaya.ru/34-gruppa-citirovaniya-tematiki-byudzhetnogo-kontrolya-predvaritelnij-kontrol-podgotovka-zaklyucheniya-na-proekt-federalnogo-byudzheta-na-2004-god-posleduyushij-kontrol-reviziya-ispolneniya-byudzheta-za-2002-god.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-otkritogo-uroka-po-teme-kompyuternie-virusi-antivirusnie-programmi-urok-formirovaniya-i-sovershenstvovaniya-znanij.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vveden-dopolnitelno-izm-i-dop-pravila-tehniki-bezopasnosti-na-sudah-morskogo-flota-rd-31-81-10-75-izveshenie.html
  • studies.bystrickaya.ru/administrativnaya-deyatelnost-ovd.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2struktura-i-vnutrennyaya-sreda-sovremennoj-turisticheskoj-transnacionalnoj-korporacii.html
  • report.bystrickaya.ru/instrukciya-1-vvodnij-instruktazh-i-pravila-vnutrennego-trudovogo-rasporyadka-soglasovana-stranica-24.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-a-bubnova-s-v-semenihin.html
  • crib.bystrickaya.ru/kafedra-filosofii-i-socialno-gumanitarnih-nauk-programma-itogovoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-prepodavatelej.html
  • abstract.bystrickaya.ru/16-opisanie-detmi-analogichnih-prochitannim-i-uslishannim-v-hudozhestvennih-tekstah-situacij-iz-ih-sobstvennoj-zhizni.html
  • report.bystrickaya.ru/i-mirovaya-ekonomika-i-ee-struktura-stranica-10.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aza-debiet-6-sinip.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-narodnie-skazki-kak-sredstvo-vospitaniya-kulturi-povedeniya-detej-starshego-shkolnogo-vozrasta.html
  • lesson.bystrickaya.ru/per-s-polsk-v-kulagina-yarceva-i-levshin-stranica-7.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/volodarskoj-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-za-2009.html
  • turn.bystrickaya.ru/perechen-organizacij-bankovskogo-sektora-dejstvuyushih-na-territorii-respubliki-marij-el.html
  • report.bystrickaya.ru/ii-narusheniya-prav-smi-i-zhurnalistov-mezhdunarodnij-fond-zashiti-svobodi-slova-adil-soz.html
  • education.bystrickaya.ru/21-klimaticheskie-osobennosti-severnogo-rajona-analiz-ranee-vipolnennih-dokumentov-territorialnogo-planirovaniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/521-rabochaya-programma-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-komarovskoj-sosh.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-oteoreticheskih-osnovah-funkcionirovaniya-rinochnogo-hozyajstva-i-gosudarstvennogo-regulirovaniya-predprinimatelstva-7.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-usloviya-realizacii-obrazovatelnih-programm-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sistema-professionalnoj-orientacii-i-trudoustrojstva-molodezhi-departament-po-delam-molodezhi-yaroslavskoj-oblasti.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lyubie-dorogi-dorogi-nezavisimaya-gazeta-spirin-aleksej-21032006-55-str-10.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-21-11-2011g-1440-g-slavyansk-na-kubani-opodgotovke-k-provedeniyu-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-vipusknikov-9-11-12-klassov-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novosti-pensionnoj-otrasli-regionalnie-smi-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-1-fevralya-2010-goda.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-organizaciya-obrazovatelnogo-processa-formi-realizacii-uchebnogo-plana.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-treninga-prezentacii-kak-forma-informacionnogo-soobsheniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kommentarii-polozhenie-o-gumanitarnih-osnovaniyah-statya-15-28-5-predostavlenie-informacii-29.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.