.RU

РЕФОРМА ВЛАСТИ - «Центр стратегических разработок»


^ РЕФОРМА ВЛАСТИ

Раздел «Реформа власти», изъятый из официального текста Стратегии-2010, включал меры по пяти направлениям:

  1. федеративные отношения и местное самоуправление;

  2. законодательная власть;

  3. судебная власть;

  4. исполнительная власть;

  5. правоохранительная деятельность (табл. 1).

Наиболее высокий уровень реализации мер (примерно 75%) был достигнут в области федеративных отношений и местного самоуправления. Степень реализации реформ в сфере законодательной власти и правоохранительной деятельности была очень низкой (около 20%). Реформы судебной и исполнительной власти были реализованы на уровне чуть выше среднего по Стратегии в целом (около 40%).

^ Таблица 1

Реализация раздела «Реформа власти» по направлениям

^ Раздел / направления

Уровень реализации, %

Средний уровень реализации мер раздела,

в т.ч. по направлениям:

39

федеративные отношения и местное самоуправление

75

законодательная власть

20

судебная власть

39

исполнительная власть

40

правоохранительная деятельность

21



^ ФЕДЕРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ


Проведение реформы публичной власти в области федеративных отношений и местного самоуправления предполагало достижение следующих целей:

— практическая реализация конституционного принципа разграничения государственных функций и ответственности по уровням власти;

— максимальное развитие местного самоуправления с постепенной передачей ему части государственных полномочий.

В сфере разграничения функций и ответственности удалось продвинуться в наибольшей степени (рис. 1). Изменения в секторе местного самоуправления были менее последовательными; делегирование полномочий органам местного самоуправления не соответствовало объему располагаемых ресурсов. Разнонаправленность реализации целей выразилась в том, что более четкое разграничение функций вступало в противоречие с усилением централизации. Это не могло не отразиться на результатах. Уровень достижения целей по данному разделу примерно в два раза уступает уровню выполнения мер, который в целом является одним из самых высоких среди направлений Стратегии-2010. Наиболее полно по данному направлению были реализованы меры, связанные с усилением вертикали федеральной власти. Меры, направленные на децентрализацию функций, ресурсов и ответственности государственного управления и на обеспечение защиты прав и интересов местного самоуправления, были реализованы лишь примерно наполовину.

Рисунок 1

Реформа федеративных отношений и местного самоуправления

^ Меры реформы федеративных отношений и местного самоуправления


25%

50%

75%

100%

Обеспечение гарантий независимости федеральных органов на местах от местного влияния при выполнении ими исключительно федеральных задач (для чего требуются исчерпывающее финансирование, окружной принцип дислокации, отказ от согласования с субъектами РФ при назначении и увольнении руководителей, ротация кадров и т.п.)

 

 

 

 

Законодательное установление оснований и порядка применения института федерального вмешательства в случаях и порядке, четко определенных законом

 

 

 

 

Децентрализация функций государственного управления с соответствующим разграничением бюджетных источников и ответственности

 

 

 

 

Обеспечение федеральной защиты прав и интересов местного самоуправления, усиление федеральных гарантий самостоятельности территориальных сообществ, решение ими вопросов местной жизни под свою ответственность

 

 

 

 



^ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ


Основная цель реформы законодательной власти — повышение качества и ответственности законодательных органов за принимаемые решения — была достигнута частично. Уровень достижения цели и реализации мер ниже среднего по разделу «Реформа власти».

В Стратегии-2010 рассматривались три основных направления реформирования законодательной власти:

  1. изменение порядка формирования верхней палаты Федерального Собрания Российской Федерации;

  2. разграничение ответственности между Советом Федерации и Государственной Думой;

  3. улучшение организации и деятельности законодательных органов субъектов Российской Федерации (рис. 2).

Реализация этих мер была исключительно неравномерной. Лишь одна из пяти мер, предусмотренных по данному направлению, была реализована.

Рисунок 2

Реформа законодательной власти

^ Меры реформы законодательной власти


25%

50%

75%

100%

Изменение порядка законотворческой деятельности (обязательное рассмотрение всех законопроектов Советом Федерации)

 

 

 

 

Изменение порядка формирования Совета Федерации (его члены должны избираться населением субъектов Российской Федерации)

 

 

 

 

Возможность вхождения по праву в состав Совета Федерации бывших президентов Российской Федерации и бывших конституционных судей Российской Федерации

 

 

 

 

Изменение организации и деятельности законодательных органов субъектов Российской Федерации

 

 

 

 

Введение института конституционной ответственности законодательных органов субъектов Российской Федерации (вплоть до роспуска) за принятие актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, и за отказ от исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации по изменению неконституционных актов

 

 

 

 



^ СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ


Цель реформы в судебной сфере — гарантировать гражданам и хозяйствующим субъектам доступное и справедливое правосудие. Ее достижение предполагало реализацию мер, направленных:

— на всестороннюю реформу судебной власти;

— реформирование судейского сообщества;

— реформирование процессуального права.

Средний уровень реализации составил около 40% (рис. 3). Частичные изменения коснулись всех перечисленных сфер. Однако наблюдается разрыв между уровнем достижения целей (относительно низкий) и исполнения мер. При этом меры по обеспечению единого стандарта защиты гражданских прав, свобод и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов и по обеспечению функционирования в России высокопрофессионального и беспристрастного корпуса судей реализованы примерно на треть. «Дорожная карта» реформирования процессуального права в целях улучшения судебной защиты и законных интересов граждан и юридических лиц пройдена лишь в незначительной степени.

Отдельного внимания заслуживает реформа по ликвидации перегруженности судов. Высокая степень исполнения мер в этой области сопровождалась лишь ограниченным реальным улучшением ситуации в судах. Статистика количества рассматриваемых судебных дел в расчете на одного судью свидетельствует о перегруженности российского судейского корпуса.

Рисунок 3

Ликвидация перегруженности судов

^ Меры по ликвидации перегруженности судов


25%

50%

75%

100%

Дальнейшее развитие мировой юстиции

 

 

 

 

Развитие системы досудебного рассмотрения споров (третейские суды, примирительные и согласительные комиссии) для рассмотрения споров, возникающих из гражданских, земельных, трудовых, административных и иных правоотношений

 

 

 

 

Обеспечение мерами государственного принуждения исполнения решений, вынесенных квазисудебным органами при условии обеспечения конституционного требования об универсальности судебной защиты

 

 

 

 

Введение упрощенного порядка судопроизводства по ряду категорий гражданских и уголовных дел

 

 

 

 



Обеспечение реального равноправия граждан и хозяйствующих субъектов в их спорах с государством улучшилось незначительно ввиду низкой степени реализации мер реформирования процессуального права (рис. 4). Не был принят административный процессуальный кодекс, который дает реальные полномочия по защите прав граждан перед государством. За рамками реформы осталось создание в судах специализированных коллегий по административным делам, связанным с жалобами граждан и юридических лиц на действия и решения органов исполнительной власти. В значительной степени реализованы лишь меры по повышению прозрачности судебной деятельности, при этом сохраняются серьезные ограничения допуска прессы и специалистов на судебные заседания.


Рисунок 4

Реформирование процессуального права

^ Меры по реформированию процессуального права


25%

50%

75%

100%

Обеспечение прозрачности судебной деятельности, включающей доступность расписания рассмотрения дел судом, доступность судебных заседаний во всех судах для прессы, профессионалов и публики, доступность судебных решений

 

 

 

 

Создание в судах специализированных коллегий по административным делам, которые будут рассматривать жалобы граждан и юридических лиц на действия и решения органов исполнительной власти

 

 

 

 

Принятие административного процессуального кодекса, на основе которого будут рассматриваться указанные дела

 

 

 

 

Устранение альтернативной подсудности, отрицательно влияющей на стабильность судебных решений и гражданских правоотношений

 

 

 

 


Реформирование судейского сообщества было призвано решить проблемы дефицита кадров, высокой коррупции, соблюдения этических норм, усиления ответственности судей и повышения объективности оценки их деятельности. Реальные изменения связаны в основном с повышением уровня финансирования судебной власти и расширением штата судейского корпуса, в том числе за счет административного персонала (рис. 5). Однако реформа не затронула систему отбора и обучения кандидатов в судьи, проблему корпоративной замкнутости при подборе кандидатур на замещение вакантных должностей. Существенного улучшения механизмов дисциплинарной ответственности не произошло.

Рисунок 5

Реформирование судейского сообщества

^ Меры по реформированию судейского сообщества


25%

50%

75%

100%

Повышение оплаты труда судей в 2 раза с 2001 года и в 4 раза в течение 2002–2005 гг.

 

 

 

 

Отказ от существующего порядка назначения судей на должности по согласованию с органами представительной власти субъектов Российской Федерации

 

 

 

 

Увеличение численности судейского корпуса не менее чем в 2 раза в течение ближайших пяти лет

 

 

 

 

Обеспечение прозрачности судейского корпуса путем обеспечения доступа общественности к любым судебным решениям

 

 

 

 

Отказ от принципа назначения судей пожизненно, переход к назначению на длительный срок (15 лет); при этом после 3 лет работы в должности судьи необходимо проводить аттестацию судьи для решения вопроса о продлении его полномочий на оставшиеся 12 лет. Повторное назначение на должность судьи должно быть возможно лишь через 5 лет со дня истечения предыдущего срока полномочий

 

 

 

 

Формирование новой системы отбора и обучения кандидатов в судьи

 

 

 

 

Отказ от корпоративной замкнутости при подборе кандидатур на замещение вакантных должностей судей

 

 

 

 

Решение вопроса о применении к судьям мер дисциплинарной ответственности и прекращения полномочий судей

 

 

 

 

Дифференцирование мер дисциплинарной ответственности, применяемых к судьям

 

 

 

 


Меры всесторонней реформы судебной системы были реализованы более чем на треть (рис. 6). Введены апелляционные начала в российский судебный процесс, предприняты шаги по обеспечению независимости судов от местных властей, частично сокращен объем функций судебного надзора.

Рисунок 6

Всесторонняя реформа судебной системы

^ Меры по всесторонней реформе судебной системы


25%

50%

75%

100%

Введение апелляционных начал в российский судебный процесс

 

 

 

 

Создание единой судебной системы путем объединения судов общей и арбитражной юрисдикции; обеспечение несовпадения судебных округов с административным делением

 

 

 

 

Существенное сокращение объема функций судебного надзора и его модернизация

 

 

 

 

Обеспечение реальной этапности процесса, не допуская существования различных инстанций в рамках одного суда

 

 

 

 



^ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ


В основе реформы исполнительной власти — создание условий для выполнения задач, возложенных Конституцией Российской Федерации. Во главу угла реформы были поставлены три основные цели:

  1. восстановление управляемости в системе исполнительной власти в Российской Федерации;

  2. обеспечение эффективности деятельности органов исполнительной власти;

  3. восстановление законности в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Средний уровень реализации целей реформы соответствует среднему уровню реализации целей Стратегии-2010. В основном достигнута цель по восстановлению управляемости в системе исполнительной власти. Обеспечены условия для того, чтобы решения, принятые на уровне федеральных законов и указов Президента России, исполнялись органами исполнительной власти и их должностными лицами (как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации).

Полностью были реализованы меры по повышению заработной платы государственным служащим. По другим направлениям реформы исполнительной власти меры были реализованы частично. В частности, нерешенной остается проблема ограничения незаконного вмешательства органов исполнительной власти и отдельных чиновников в экономику и личную жизнь граждан (рис. 7).

Внедрены унифицированные механизмы определения конкретных государственных приоритетов — в частности, была внедрена практика разработки докладов о целях и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти. В рамках административной реформы были более четко разграничены и закреплены в нормативных правовых актах полномочия и ответственность органов исполнительной власти.

Неисполненные или реализованные частично меры касаются ограничения избыточных функций органов исполнительной власти, повышения их прозрачности, создания эффективных механизмов обжалования их действий.

Остаются нерешенными проблемы отсутствия четких и прозрачных критериев эффективности деятельности органов исполнительной власти и их официальных представителей. Законодательно не закреплена ответственность должностных лиц за неисполнение решений, принятых на уровне федеральных законов и указов Президента России. Сохраняется острый дефицит статистических данных, позволяющих оценивать эффективность деятельности органов исполнительной власти. Все это усугубляется слабой организацией работы контрольных органов в системе исполнительной власти.


Рисунок 7

Реформа исполнительной власти

^ Меры реформы исполнительной власти

25%

50%

75%

100%

Существенное (в 2–3 раза) повышение уровня оплаты труда служащих органов исполнительной власти при общем сокращении численности государственного аппарата

 

 

 

 

Мобильное определение конкретных государственных приоритетов (соответствующих стратегий развития страны)

 

 

 

 

Обеспечение законности каждого принятого решения органами исполнительной власти

 

 

 

 

Законодательное закрепление границ вмешательства органов исполнительной власти и их должностных лиц в экономические процессы

 

 

 

 

Законодательное закрепление форм участия государства, его органов и органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях

 

 

 

 

Существенное сокращение права органов исполнительной власти в области нормотворчества, а также количества ограничений (разрешений, согласований, лицензий) в осуществлении предпринимательской деятельности

 

 

 

 

Недопущение совмещения нормотворческих, контрольных и распределительных функций ОИВ

 

 

 

 

Обеспечение информационной открытости в деятельности органов исполнительной власти для граждан страны

 

 

 

 

Законодательное закрепление трехзвенной системы органов исполнительной власти с их взаимной подчиненностью

 

 

 

 

Создание механизмов доступа граждан и институтов гражданского общества к исполнительной власти, а также делегирования полномочий исполнительной власти институтам гражданского общества

 

 

 

 

Законодательное закрепление быстрых и доступных процедур обжалования деятельности органов исполнительной власти всех уровней и их должностных лиц (от председателя Правительства и губернаторов до рядовых сотрудников) в судебном и административном порядке

 

 

 

 

Проведение реформы государственной службы, которая позволит, с одной стороны, повысить привлекательность государственной службы, социальную защищенность служащих, а с другой — минимизирует условия для произвола и коррупции и обеспечит создание правового режима как неотвратимой персональной ответственности служащего за нарушения, так и его защищенность от произвола со стороны вышестоящих должностных лиц

 

 

 

 

Законодательное закрепление форм и методов управления государственной собственностью и собственностью местного самоуправления

 

 

 

 

Устранение дублирования функций ОИВами

 

 

 

 

Недопущение расширительного толкования полномочий или произвольного их использования

 

 

 

 

Обеспечение защиты от ведомственных и узкогрупповых интересов, а также от коррупции

 

 

 

 

Законодательное закрепление ответственности должностных лиц (от председателя Правительства и губернаторов до рядовых сотрудников) за неисполнение решений, принятых на уровне федеральных законов и указов Президента России, а также решений вышестоящих органов исполнительной власти, изданных в пределах их компетенции, за волокиту и произвол в отношении граждан и хозяйствующих субъектов

 

 

 

 

Организация работы контрольных органов в системе исполнительной власти, позволяющая своевременно и эффективно выявлять и устранять нарушения в работе органов исполнительной власти

 

 

 

 

Изменение государственной статистической отчетности таким образом, чтобы она позволяла не только точно отражать происходящие процессы, но и объективно оценивать эффективность деятельности органов исполнительной власти

 

 

 

 



^ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Реформа правоохранительной деятельности была направлена на достижения следующих основных целей:

— строгое разграничение по «горизонтали» и «вертикали» функций правоохранительных органов;

— замена репрессивной мотивации в деятельности правоохранительных органов мотивом защиты закона;

— демилитаризация правоохранительных органов.

Уровень достижения целей самый низкий среди всех направлений Стратегии-2010 — на нулевой отметке. Уровень реализации мер тоже незначителен — около 20% (рис. 8).

Как и в других разделах реформы власти, наиболее успешно была реализована мера по радикальному увеличению объема финансирования деятельности правоохранительных органов. В области реформирования деятельности прокуратуры изменения были минимальны. Предприняты определенные меры в области реформирования Министерства внутренних дел (рис. 9). Частично переданы функции «вневедомственной охраны» частным структурам, на региональный и муниципальный уровень переданы отдельные функции, которые могут более эффективно выполняться на местах. Внутренние войска по-прежнему относятся к Министерству внутренних дел, идея создания национальной гвардии не реализована.


Рисунок 8

Реформа прокуратуры

^ Меры реформы прокуратуры


25%

50%

75%

100%

Реформирование прокуратуры, в том числе дислокация органов прокуратуры вне территориального деления

 

 

 

 

Ликвидация системы согласования кадров прокуратуры с руководителями субъектов Российской Федерации

 

 

 

 

Ликвидация военизированной системы специальных прокурорских званий

 

 

 

 

Сосредоточение прокуратуры на задаче уголовного преследования за нарушение закона, отказ от функций общего надзора (надзора за законностью актов органов исполнительной, а в субъектах Российской Федерации — и законодательной власти, а также за законностью судебных решений)

 

 

 

 

Концентрация функции следствия исключительно в прокуратуре (изъятие этой функции у всех иных правоохранительных органов)

 

 

 

 



Рисунок 9

Реформа Министерства внутренних дел

^ Меры реформы Министерства внутренних дел

25%

50%

75%

100%

Передача на уровень субъектов Российской Федерации и муниципальный уровень задач, которые не только смогут более эффективно выполняться на местах (охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, пожарной безопасности), но и позволят усилить гражданский контроль за их осуществлением (например, через прямые налоги жителей, идущие на содержание муниципальной милиции, через избрание жителями руководителей местных органов охраны общественного порядка)

 

 

 

 

Передача функции «вневедомственной охраны» частным структурам при условии обеспечения над ними государственного контроля либо специализированному государственному агентству

 

 

 

 

Стимулирование добросовестной службы сотрудников (достойная заработная плата, разнообразные социальные гарантии и т.п.)

 

 

 

 

Выведение из подчинения МВД внутренних войск и создание на их базе национальной гвардии, подчиненной исключительно Президенту России

 

 

 

 
^


РЕФОРМА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ


Раздел «Реформа в социальной сфере» включал меры по шести направлениям:

  1. пенсионная реформа;

  2. реформа ЖКХ;

  3. предоставление социальной помощи;

  4. реформа образования;

  5. реформа здравоохранения и социального страхования;

  6. политика в области трудовых отношений и занятости (табл. 2).

Наиболее высокий уровень реализации мер (свыше 60%) был достигнут в пенсионной реформе. Степень реализации реформ была самой низкой среди всех направлений Стратегии-2010 (около 10%). Сравнительно низким был уровень реализации реформ в сфере образования (мене 25%) и здравоохранения и социального страхования (около 20%). Реформы в области социальной помощи и ЖКХ были реализованы на уровне, близком к среднему по Стратегии в целом (31% и 39% соответственно).

^ Таблица 2

Реализация мер реформы в социальной сфере по направлениям

^ Раздел / направления

Уровень реализации, %

Средний уровень реализации мер раздела,

в т.ч. по направлениям:

31

пенсионное обеспечение

63

жилищно-коммунальная реформа

39

предоставление социальной помощи населению

31

образование

24

здравоохранение и социальное страхование

20

политика в области трудовых отношений и занятости населения

10



^ В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ


Реформа в сфере социальной поддержки населения была направлена на реализацию фундаментального принципа — предоставление социальной помощи преимущественно в адресной форме и лишь тем домохозяйствам, фактическое потребление которых ниже прожиточного минимума. Эта цель была достигнута примерно наполовину, что превышает средний уровень достижения целей по направлениям реформы социальной сферы. По уровню реализации целей реформа социальной поддержки населения уступает только пенсионной реформе.

Повышение адресности в оказании социальной помощи населению осуществлялось по трем ключевым направлениям (рис. 10):

  1. высвобождение необходимых бюджетных ресурсов для оказания адресной социальной помощи;

  2. упразднение большинства льгот, установленных федеральным законодательством, и передача полномочий по принятию решений об установлении большинства видов социальной помощи на уровень субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

  3. сохранение части категориальных льгот, с их последовательным переводом в форму денежных выплат.

В рамках реформы были сокращены бюджетные субсидии производителям товаров и услуг, была проведена монетизация льгот, предоставляемых по категориальному принципу. Практически полностью были переведены в форму денежных выплат и включены в заработную плату льготы, установленные для различных категорий государственных служащих, работников правоохранительных органов и военнослужащих. Из Федерального бюджета осуществляются денежные выплаты ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам войны, ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, Героям Советского союза и России. При этом около половины льгот данным категориям граждан предоставляются не в форме денежных выплат. Существенным недостатком реформы было то, что монетизация льгот не сопровождалось внедрением механизмов оценки нуждаемости получателей.


Рисунок 10

Реформа в сфере предоставления социальной помощи населению

 ^ Меры реформы в сфере предоставления социальной помощи населению


25%

50%

75%

100%

Перевод льгот, установленных для различных категорий государственных служащих, работников правоохранительных органов и военнослужащих, в форму денежных выплат и включение их в заработную плату

 

 

 

 

Передача полномочий по определению размеров и форм предоставления социальной помощи на региональный и муниципальный уровень

 

 

 

 

Сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу

 

 

 

 

Сохранение определенной части категориальных льгот на федеральном уровне допустимо лишь для ограниченного числа получателей, таких как ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды войны, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, Герои Советского Союза и России

 

 

 

 

Перевод льгот для особых категорий граждан в форму денежных выплат и выплата их из федерального бюджета

 

 

 

 

Упразднение большинства льгот, установленных федеральным законодательством, и передача полномочия по принятию решений об установлении большинства видов социальной помощи на уровень субъектов Российской Федерации и местного самоуправления

 

 

 

 

Сохранение тех или иных льгот в конкретных регионах должно сопровождаться переводом их в форму денежных выплат получателям

 

 

 

 

Введение процедур обязательной проверки нуждаемости получателей льгот, а также установление ограничений на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут предоставляться одновременно одной и той же семье

 

 

 

 

Учет потребности регионов в финансировании адресной социальной помощи в формуле межбюджетного выравнивания при определении величины федеральных трансфертов на основе показателей доли бедных домохозяйств и глубины бедности

 

 

 

 



В сфере социальных услуг, не относящихся к здравоохранению и образованию, результаты реализации целей и продвижение мер реформы оказались значительно хуже (рис. 11). Отсутствует равноправный доступ к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций. Не находит развития самоокупаемость социальных услуг в тех сферах, где для этого существуют необходимые предпосылки. Нерешенность перечисленных проблем ограничивает возможность граждан выбирать производителей услуг и препятствует активному вовлечению негосударственного сектора в их оказание.


Рисунок 11

Реформа в сфере социальных услуг,

не относящихся к здравоохранению и образованию

 ^ Меры реформы в сфере социальных услуг,

не относящихся к здравоохранению и образованию


25%

50%

75%

100%

Развитие самоокупаемости социальных услуг в тех сферах, где для этого существуют необходимые предпосылки

 

 

 

 

Равноправный доступ к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги

 

 

 

 

Расширение свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами, в том числе на основе введения специальных социальных счетов, дающих право их обладателям на получение бесплатных или субсидируемых услуг на определенную сумму по заранее оговоренному перечню у любой организации, имеющей лицензию на их предоставление

 

 

 

 

Объединение государственного финансирования с частными благотворительными ресурсами, в том числе путем развития волонтерства и взаимодействия с религиозными и благотворительными организациями

 

 

 

 



^ В СФЕРЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Реформа в сфере пенсионного обеспечения была направлена на решение двух взаимосвязанных задач:

  1. обеспечение текущей финансовой устойчивости пенсионной системы и повышение реального размера пенсий;

  2. в долгосрочном плане предотвращение кризиса действующей пенсионной системы в связи с процессом старения населения.

Первая задача была решена практически полностью, вторая – наполовину. В целом степень достижения целей реформы соответствует уровню выполнения мер. При этом оба показателя вдвое превышают средний уровень реформ в социальной сфере. С 2002 г. наблюдался устойчивый рост средней пенсии, ее уровень превысил прожиточный минимум пенсионера, а к концу десятилетия до прожиточного минимума пенсионера была доведена и минимальная пенсия. Этого результата удалось добиться посредством опережающей индексации минимальных пенсий (рис. 12).


Рисунок 12

Обеспечение текущей финансовой устойчивости пенсионной системы

^ Меры по обеспечению текущей финансовой устойчивости пенсионной системы


25%

50%

75%

100%

Устойчивый рост средней пенсии и доведение ее до уровня, превышающего прожиточный минимум пенсионера

 

 

 

 

Продолжение практики опережающей индексации минимальных пенсий, чтобы величина минимальной пенсии составила не менее 80% прожиточного минимума пенсионера

 

 

 

 

Переход к смешанной (по инфляции и заработной плате) индексации пенсий

 

 

 

 



Решение задачи по предотвращению кризиса пенсионной системы в долгосрочном плане предполагало внедрение механизмов накопительного финансирования пенсий для работающего населения, а также реформирование действующей распределительной пенсионной системы (рис. 13). При этом изменения не должны были распространиться на пенсионеров и лиц предпенсионного возраста. Внедрение механизмов обязательного накопительного финансирования пенсий было реализовано в значительной степени. Однако непопулярные меры, связанные с повышением пенсионного возраста и реформированием досрочных пенсий, реализованы не были.

Рисунок 13

Предотвращение кризиса действующей пенсионной системы в долгосрочном плане

 ^ Меры по предотвращению кризиса действующей пенсионной системы в долгосрочном плане


25%

50%

75%

100%

В перспективе возможность формировать обязательные накопительные пенсии гражданами через негосударственные пенсионные фонды

 

 

 

 

Поэтапное повышение ставки накопительных взносов с 2 до 9,5% в течение первых 5 лет после начала реформы

 

 

 

 

Снижение ставки взносов в распределительную систему на величину ставки накопительных взносов при неизменности общей ставки страховых взносов в Пенсионный фонд России

 

 

 

 

Внедрение обязательного накопительного финансирования пенсий будет начато по мере возникновения необходимых экономических и организационно-технических условий для инвестирования пенсионных резервов

 

 

 

 

Образование страховыми взносами, регистрируемыми на именных накопительных пенсионных счетах в Пенсионном фонде России, пенсионных резервов, подлежащих инвестированию через систему уполномоченных инвестиционных компаний

 

 

 

 

Отбор уполномоченных инвестиционных компаний на основе открытых конкурсов

 

 

 

 

Установление для всех граждан, независимо от их возраста, единой ставки взносов на именные накопительные пенсионные счета, открываемые в Пенсионном фонде России

 

 

 

 

Поэтапное увеличение пенсионного возраста на 5 лет для мужчин и для женщин в течение 10 лет начиная с 2002 г.

 

 

 

 

Поэтапный перевод выплаты досрочных пенсий в профессиональные пенсионные системы (на те рабочие места, которые связаны с высоким риском фактической утраты трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста)

 

 

 

 

Поэтапное замещение досрочных пенсий механизмом дополнительного страхования фактической утраты трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста (на те рабочие места и виды деятельности, где досрочный выход на пенсию слабо связан с фактической утратой трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста)

 

 

 

 



^ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ


Стержень социальной политики в сфере здравоохранения – обеспечение всеобщей доступности базовой программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. При этом в Стратегии-2010 была обозначена цель обеспечения хорошего качества лечебных услуг на основе расширения возможностей выбора пациентами врачей и лечебных учреждений и внедрения эффективных методов медицинской помощи.

Цель реформы в системе здравоохранения и социального страхования была реализована примерно на треть, что соответствует среднему уровню по разделу «Реформа социальной сферы». Степень достижения целей превосходит реальный уровень исполнения мер реформы, который находится на низком уровне (рис. 14). Данное несоответствие находит объяснение в процессе рассмотрения отдельных направлений реформы. Относительно высокие результаты реализации мер были получены по исполнению обязательств полного финансирования базовой программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. Существенно увеличились в реальном выражении государственные расходы на здравоохранение. Частично преодолено дублирование в финансировании медицинской помощи, предусмотренной государственной программой государственных гарантий в системе обязательного медицинского страхования. В рамках региональных пилотных проектов сделаны шаги в направлении комплексной отработки механизмов реформы обязательного медицинского страхования.

Повышение объемов и изменение структуры государственных расходов на здравоохранение не было поддержано мерами по рационализации структуры медицинских услуг. Внедрение прогрессивных стационарозамещающих технологий происходило в ограниченных масштабах. Оптимизация программы государственных гарантий не была проведена.


Рисунок 14

Обеспечение базовой программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи

^ Меры по обеспечению базовой программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи

25%

50%

75%

100%

Увеличение государственных расходов на здравоохранение в реальном выражении примерно на 25 %

 

 

 

 

В течение 2001–2002 гг. уменьшение объема стационарной помощи, оказываемой при плановой госпитализации, примерно на 30% при одновременном двукратном увеличении объема помощи, оказываемой в дневных стационарах и стационарах на дому

 

 

 

 

Преодоление дублирования в финансировании медицинской помощи, предусмотренной государственной программой государственных гарантий в системе обязательного медицинского страхования (ОМС)

 

 

 

 

Держателем средств для финансирования программ ОМС будут фонды обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации

 

 

 

 

Четкие требования в федеральном законодательстве к органам власти регионов и органам местного самоуправления, касающиеся порядка и размеров осуществления платежей в фонды ОМС за неработающее население

 

 

 

 

Введение целевых трансфертов из федерального бюджета в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, которые обеспечат равную доступность и качество медицинских услуг, предусмотренных программой государственных гарантий в системе ОМС, во всех регионах России

 

 

 

 

Рационализация структуры медицинских услуг, обеспечивающая относительное удешевление программы государственных гарантий, но без снижения общего объема лечебной помощи

 

 

 

 

Полное финансирование базовой программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, включая расходы на амортизацию оборудования и капитальный ремонт зданий и сооружений, начиная с 2002 г.

 

 

 

 

Уменьшение стоимости программы государственных гарантий примерно на 10% в реальном выражении

 

 

 

 



Изменения в системе обязательного медицинского страхования носили фрагментарный характер и не сопровождались мерами, обеспечивающими повышение качества медицинской помощи (рис. 15). Реализация запланированных мер по повышению качества медицинской помощи находится практически на нулевом уровне.


Рисунок 15

Повышение качества медицинской помощи

 ^ Меры по повышению качества медицинской помощи


25%

50%

75%

100%

Предоставление пациентам реального права выбора врачей и лечебных учреждений путем развития конкуренции страховых компаний и учреждений здравоохранения в рамках системы обязательного и добровольного медицинского страхования

 

 

 

 

Установление общегосударственных требований к объему и качеству медицинских услуг, предоставляемых пациентам при различных типах заболеваний (медицинских протоколов)

 

 

 

 

Повсеместное введение подушевого финансирования из фондов ОМС и разрешение страховщикам оставлять в качестве доходов определенную часть разницы между объемом получаемых ими ресурсов и произведенными затратами на обеспечение медицинской помощи в соответствии с программой ОМС

 

 

 

 

Обеспечение прозрачности расходования средств ОМС, усиление требований к организационной стороне работы

 

 

 

 

Введение федеральных требований к отчетности всех организаций, действующих в сфере здравоохранения, к порядку предоставления ими информации общественным организациям, гражданам, прессе

 

 

 

 

Постепенное разгосударствление значительной части учреждений здравоохранения в качестве важной предпосылки для развития конкуренции на рынке услуг здравоохранения и расширения возможностей выбора пациентами лечебных учреждений

 

 

 

 

Создание условий, обеспечивающих соразмерность стоимости и качества медицинских услуг, защиту интересов и прав граждан, пострадавших от непрофессиональных или недобросовестных действий медицинского персонала

 

 

 

 

rol-proizvoditelnosti-truda-v-formirovanii-stran-liderov-v-istorii-proizvodstva.html
rol-proslavleniya-olko-esli-vi-dostigli-opredelennogo-vozrasta-i-imeete-opit-sluzheniya-nashi-trebovaniya-i-pozhelaniya.html
rol-rastvoritelya-pri-poluchenii-oligomera-hitozana-radikalnoj-degradaciej-tezisi-lekcij-i-stendovih-dokladov.html
rol-reklami-kak-istochnika-informacii-dlya-potencialnih-partnerov-2-konkurentnoe-sostoyanie-rinka-i-osnovnie-teorii.html
rol-religioznih-konfessij-v-konsolidacii-kazahstanskogo-obshestva.html
rol-rimskogo-prava-u-proces-stanovlennya-ta-rozvitku-unversitetv-u-kranah-zahdno-vropi.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-14-istoriya-budushego-iii-kot-prohodyashij-skvoz-steni-robert-hajnlajn.html
  • grade.bystrickaya.ru/mirovaya-ekonomika-1-fiziko-matematicheskie-nauki-2-tehnika-tehnicheskie-nauki-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nachalo-shturma-oleg-moroz-krasnie-bolshe-ne-vernutsya.html
  • student.bystrickaya.ru/122-kratkie-poyasneniya-k-primeram-bibliograficheskogo-opisaniya-metodicheskie-ukazaniya-sostavitel.html
  • control.bystrickaya.ru/dlya-spravki-logisticheskaya-i-skladskaya-deyatelnost-rf.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-klyuchevie-ponyatiya-koncepcii-zh-piazhe-uchebnik-prednaznachen-dlya-studentov-psihologicheskih-fakultetov-universitetov.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-5-sistemnoe-ponimanie-problemi-lekciya-koncepcii-sistemi-v-sistemnom-analize.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-detskih-bibliotek-za-2010-god-svedeniya-o-muk-centralizovannaya-bibliotechnaya-sistema-stranica-6.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-rasschitana-na-nauchnih-rabotnikov-studentov-vuzov-i-prepodavatelej-srednih-shkol.html
  • college.bystrickaya.ru/3-amortizacionnaya-politika-i-ee-vliyanie-na-denezhnij-potok-predpriyatiya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stoimost-i-dohodnost-otdelnih-vidov-cennih-bumag.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primeri-opisaniya-razlichnih-zaprosov-na-viborku-informacii-informatika-i-informacionnie-tehnologii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/internet-dostup-www-ncc-uc-ru.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-1-pokazateli-kachestva-sau-i-korrektiruyushie-ustrojstva-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-osnovi-teorii-upravleniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/raznie-problemi-kotorie-voznikayut-v-domashnem-ofise-ispolzuyushem-rmnp-vvedenie-programma.html
  • school.bystrickaya.ru/15-funkcionalnie-preobrazovaniya-v-ontogeneze-formirovanie-fizicheskoj-aktivnosti-cheloveka-chast-ii-pedagogika.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/ya-i-moj-rebyonok-poiski-vzaimoponimaniya-tipi-semejnogo-vospitaniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabota-v-zhurnale-mod-mechta-lyuboj-zhenshini-koshmar-lyuboj-zhenshini-dobro-pozhalovat-v-ad-pod-glyancevoj-oblozhkoj-kofe-vsegda-holodnij-i-nevkusnij-stranica-26.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-vozniknovenie-i-razvitie-borbi-dzyudo-kak-strojnoj-sistemi-vospitaniya-cheloveka.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-realizaciya-programm-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-ou-programma-razvitiya-liceya-osnovnie-zadachi-programmi.html
  • testyi.bystrickaya.ru/babij-bunt-vedomosti-nikolskij-aleksej-rudneva-elena-16052006-86-str-a2.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekskurs-final-kniga-chetvertaya-mezhdu-dvumya-otvetami-kolokola-nevidimogo-grada-kitezha-rodnoj-gorod-pastuh-makarij-filadelfiya-kniga-pyataya-otkritaya-tajna-stranica-11.html
  • learn.bystrickaya.ru/furosemid-kislota-etakrinovaya-kniga-soderzhit-teksti-lekcij-avtora-po-vsem-razdelam-farmakologii-predusmotrennim.html
  • nauka.bystrickaya.ru/videlit-sleduyushie-glavnie-interpretacii-revolyucii-liberalno-vigskuyu-marksistskuyu-revizionistskuyu-i-post-revizionistskuyu.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-kreditnaya-stoimost-lekcii-36-chislo-nedel-18.html
  • abstract.bystrickaya.ru/11-slovar-terminov-i-opredelenij-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080107-nalogi-i-nalogooblozhenie-moskva-2009.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnika-bezopasnosti-rukovodstvo-po-ekspluatacii-m2-soderzhanie.html
  • occupation.bystrickaya.ru/net-ni-odnogo-istoricheskogo-fakta-kotoromu-ne-predshestvovalo-bi-kotorogo-ne-soprovozhdalo-bi-i-za-kotorim-ne-sledovalo-bi-izvestnoe-sostoyanie-soznaniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-8-otchet-o-rabote-kolledzha-za-2007-2008-uchebnij-god.html
  • school.bystrickaya.ru/instruktivno-metodicheskoe.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ekzamenov-po-napravleniyu-140100-teploenergetika.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-zhizn-na-puti-pravdi-mitropolit-filaret-iz-roda-vahromeevih.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-5-setevoj-grafik-8-pismo-v-organizaciyu-9-stranica-9.html
  • books.bystrickaya.ru/byulleten-eksperimentalnoj-biologii-i-medicini.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/formirovanie-i-ispolzovanie-firmennogo-stilya-na-predpriyatiyah-turindustrii-chast-9.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.